Аттестация как организационно-правовое средство оценки деятельности государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 09:55, контрольная работа

Краткое описание

Общей целью аттестации государственного служащего является содействие повышению результативности и эффективности деятельности органов государственной власти, других органов, на которые распространяется действие Закона РФ «О государственной службе», путем подбора, расстановки и продвижения по службе профессионально подготовленных, квалифицированных и опытных специалистов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Понятие аттестации ………………………………………………………….4
2. Элементы аттестации ………………………………………………………..7
3. Этапы и анализ аттестации ………………………………………………….9
Заключение …………………………………………………………………….11
Список используемой литературы …………………………………………...12

Вложенные файлы: 1 файл

аттестация печ..doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 

«Курский государственный университет»

 

 

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра маркетинга и управления персоналом

 

 

Реферат

По дисциплине: «Основы управления персоналом»

На тему: «Аттестация как организационно-правовое средство оценки деятельности государственных служащих»

 

 

                                                   Выполнила: студентка 3 курса

                                                   Заочной формы обучения

                                                   Срок обучения: 4 года

                                                   Специальность: Государственное

                                                   и муниципальное управление.

                                                   Пузанова Ольга Викторовна.

                                                   Проверила: ассистент 

      Гребенникова  Мария Александровна

 

 

 

Курск 2015

Содержание

Ведение ………………………………………………………………………….3

1. Понятие аттестации ………………………………………………………….4

2. Элементы аттестации ………………………………………………………..7

3. Этапы и анализ аттестации ………………………………………………….9

Заключение …………………………………………………………………….11

Список используемой литературы …………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Совершенствование и упорядочение прохождения государственной службы требует проведения оценки результативности и эффективности профессиональной деятельности государственного служащего. Оно реализуется путем введения периодической аттестации служащих. 
Аттестация служащих является правовым средством расширения демократических начал в кадровой политике и в управлении государственной службой, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в сфере государственной службы.

Общей целью аттестации государственного служащего является содействие повышению результативности и эффективности деятельности органов государственной власти, других органов, на которые распространяется действие Закона РФ «О государственной службе», путем подбора, расстановки и продвижения по службе профессионально подготовленных, квалифицированных и опытных специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие аттестации

Аттестация персонала — кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное назначение аттестации — не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.

Аттестация государственных служащих проводится во исполнение Указа Президента России "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" в целях совершенствования деятельности аппарата государственных органов управления, улучшения подбора и расстановки кадров, стимулирования роста их квалификации и повышения ответственности за результаты принимаемых решений, предупреждения коррупции в аппарате государственного управления, развития инициативы творческой активности.

Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" гласит, что аттестация проводится для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для   решения   вопроса   о    присвоении    государственному     служащему

квалификационного разряда.

Основными задачами аттестации являются:

- определение служебного соответствия  государственного служащего занимаемой  должности;

- выявление перспективы использования потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;

- определение степени необходимости  повышения квалификации, профессиональной  подготовки или переподготовки  служащего;       

- обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу. Аттестация призвана содействовать выявлению общего кадрового потенциала и оптимальному обеспечению функционального предназначения аппарата.

Для проведения аттестации необходимо:

1) сформировать аттестационную  комиссию;

2) утвердить график проведения  аттестации;

3) составить списки муниципальных  служащих, подлежащих аттестации;

4) подготовить необходимые документы для аттестационной комиссии;

5) ознакомить муниципального служащего с условиями и порядком проведения аттестации.

Эффективному сбору информации, особенно по оценке труда, может способствовать привлечение в качестве экспертов всех работников подразделения, в котором проходит аттестация, и работников, непосредственно взаимодействующих с данным подразделением.

Очередной аттестации не подлежат работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года; молодые специалисты; беременные женщины; служащие в течение года с момента присвоения им квалификационного разряда, назначения на должность по конкурсу и (или) сдачи квалификационного экзамена, окончания повышения квалификации или переподготовки (переквалификации); достигшие возраста 60 лет, после которого можно занимать только главные должности до 65 лет, если государство нуждается в таком работнике. Здесь квалификационные разряды присваиваются по результатам квалификационного экзамена2.  Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат очередной аттестации не ранее чем через год после выхода их на работу.  График проведения аттестации утверждается руководителем органа местного самоуправления (муниципальный служащий) и доводится до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Работники аппаратов военных судов и Военной коллегии подлежат аттестации один раз в три года. Порядок аттестации определяется положением об аттестации работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, утверждаемым Председателем Верховного Суда Российской Федерации. Аттестация военнослужащих, прикомандированных к аппаратам военных судов и Военной коллегии, осуществляется в порядке, установленном в Вооруженных Силах Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Элементы аттестации

С учетом целей аттестации можно говорить о двух ее составных частях: оценке труда и оценке персонала.

Оценка труда направлена на сопоставление содержания, качества и объема фактического труда с планируемым результатом труда, который представлен в технологических картах, планах и программах работы предприятия. Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивность труда.

При проведении аттестации руководителей имеет смысл не только давать оценку труда каждого из них, но и организовывать особые процедуры оценки труда руководимого им подразделения.

Оценка персонала позволяет изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для оценки перспектив роста.

Анализ практики управления показывает, что корпорации используют в большинстве случаев одновременно оба вида оценки деятельности работников, т. е. оценку труда и оценку качеств, влияющих на достижение результатов. Оценочная форма включает два соответствующих раздела, в каждом из которых от руководителя наряду с балльной оценкой обычно требуются развернутые обоснования. Аттестационные процедуры предусматривают индивидуальное обсуждение итогов оценки с подчиненным, который удостоверяет это подписью, а также может зафиксировать несогласие с выводами начальника и особые обстоятельства, повлиявшие на результаты труда.

В большинстве корпораций оценка и аттестация организуются ежегодно, в отдельных компаниях (особенно если они применяют упрощенные процедуры оценки) — каждые полгода. Кроме того, проводятся неформальные собеседования и в промежутке между ежегодными формальными оценками обсуждаются результаты труда и обязательного текущего наблюдения за деятельностью подчиненных. Если процедуры оценки труда хорошо формализованы, целесообразно проводить оценочные мероприятия чаще, например в конце каждой недели, месяца, квартала. Хотя эти мероприятия не являются аттестационными, но могут давать существенную информацию о динамике эффективности труда работников и подразделений в целом.

Тщательный контроль за вхождением работника в должность призван ускорить этот процесс. Корпорация, приобретая дорогостоящий “человеческий ресурс” или пробуя применить его в новом качестве, рассчитывает получить быструю отдачу. Жесткий контроль и оценка сильных и слабых сторон деятельности работника позволяют оказать ему необходимую помощь, быстрее исправить недостатки. Одновременно проверяется правильность решения о назначении. В отношении рядовых исполнителей, управляющих низового звена, такой ответ, как предполагается, должен быть получен уже через несколько месяцев, в отношении руководителей среднего и высшего звеньев — не позднее года. Работника, не справляющегося с обязанностями, в короткий срок переводят на менее ответственную работу или увольняют. Другая цель сокращения сроков формальной оценки в этот период состоит в навязывании работнику высоких стандартов трудовой деятельности. Администрации американских фирм опасаются полагаться в утверждении этих стандартов лишь на “групповые нормы” трудового поведения. Как известно, групповые взаимодействия и нормы в американских корпорациях не являются столь же сильными и обязательными, как в японской промышленности. Между тем, в первые месяцы социальной адаптации работника закладываются нормы поведения и основы его будущей деятельности. В дальнейшем привитые работнику стандарты трудовой деятельности стремятся закрепить и поддерживать, используя уже регулярную процедуру ежегодной оценки.

3. Этапы и анализ аттестации

Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, сама аттестация и подведение итогов.

Подготовка, осуществляемая кадровой службой, включает:

  • разработку принципов и методики проведения аттестации;
  • издание нормативных документов по подготовке и проведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, методика проведения аттестации, план проведения аттестации, программа подготовки руководителей, инструкция по хранению персональной информации);
  • подготовку специальной программы по подготовке к проведению аттестационных мероприятий (при проведении аттестации в первый раз по новой методике);
  • подготовку материалов аттестации (бланки, формы и т.д.).

Проведение аттестации:

  • аттестуемые и руководители самостоятельно (по разработанной кадровой службой структуре) готовят отчеты;
  • аттестуемые и не только руководители, но и сотрудники и коллеги заполняют оценочные формы;
  • анализируются результаты;
  • проводятся заседания аттестационной комиссии.

Подведение итогов аттестации:

  • анализ кадровой информации, ввод и организация использования персональной информации;
  • подготовка рекомендаций по работе с персоналом;
  • утверждение результатов аттестации.

Анализ результатов аттестации.

Оценка труда:

  • выявление работников, не удовлетворяющих стандартам труда;
  • выявление работников, удовлетворяющих стандартам труда;
  • выявление работников, существенно превышающих стандарты труда.

Оценка персонала:

  • диагностика уровня развития профессионально важных качеств;
  • сопоставление индивидуальных результатов со стандартными требованиями работы (по уровням и специфике должностей);
  • выявление сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами;
  • оценка перспектив эффективной деятельности;
  • оценка роста;
  • ротации.

Сведение и обработка данных, как правило, проводятся по окончании аттестации. Для подведения обобщенных итогов

  • составляются сравнительные таблицы эффективности работников;
  • выделяются группы риска (неэффективно работающих или работников с неоптимальным уровнем развития профессионально важных качеств);
  • выделяются группы роста (работников, ориентированных и способных к развитию и профессиональному проведению);
  • готовятся рекомендации по использованию данных аттестации.

Кроме обратной связи с аттестуемым, в ходе беседы проводятся уточнение данных и сбор дополнительной кадровой информации. Затем новые и уточненные данные вводятся в обобщенные формы и анализируются.

Чтобы кадровой информацией можно было воспользоваться при принятии кадровых и иных решений, необходимо правильно организовать хранение информации по результатам аттестации. Следует разработать особую форму ввода и хранения информации (по персоналиям, отделам, уровням иерархии, направлениям деятельности подразделений). Необходимо также иметь возможность поиска информации и по этим параметрам, и по параметрам качества и количества труда.

Информация о работе Аттестация как организационно-правовое средство оценки деятельности государственных служащих