Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:07, доклад
В настоящее время основным документом, регламентирующим организацию и проведение аудитов качества, является ГОСТ ИСО 19011-2003, согласно которому аудит – это систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения его согласованных критериев.
Построение системы аудита в соответствии с методологией ИСО представляет достаточно продуманный и эффективный инструмент оценки соответствия системы менеджмента, качества организации. Аудиты качества могут осуществляться как самой организацией с целью самооценки (внутренние аудиты), так и другими организациями с целью оценки внедрения и функционирования системы менеджмента качества со стороны (внешние аудиты).
АУДИТ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЕ ВУЗА
Образование сегодня является одним из важнейших системообразующих факторов развития цивилизованного общества, а его высокое качество – основой устойчивого социального и экономического роста. Поэтому в последние годы проблема повышения качества образования приобрела общепризнанную актуальность.
Как показывает опыт лидирующих вузов страны, эффективным способом повышения уровня подготовки выпускников, адекватным современному уровню науки, технологии и экономики, являются разработка и внедрение системы менеджмента качества, которая представляет собой документальную систему мероприятий по поставке, выполнению и управлению процессами в соответствии с установленными требованиями. Внедрение системы менеджмента качества реализует процессный подход к управлению организацией, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителей и получения выгод для сотрудников организации, общества и организации.
В современной образовательной среде одним из доступных ресурсов улучшения деятельности высших учебных заведений является аудит системы менеджмента качества. В настоящее время основным документом, регламентирующим организацию и проведение аудитов качества, является ГОСТ ИСО 19011-2003, согласно которому аудит – это систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения его согласованных критериев.
Построение
системы аудита в соответствии с
методологией ИСО представляет достаточно
продуманный и эффективный
Сегодня наличие
внутреннего аудита системы менеджмента
качества в организациях рассматривается
как один из эффективных способов
повышения качества реализуемых
процессов. В соответствии со стандартами
международного института аудиторов
внутренний аудит представляет собой
независимую и объективную
Значение внутреннего аудита для вуза можно рассматривать с двух основных позиций: во-первых, как систему предупреждения несоответствий при проведении внешних аудитов и прочих проверок системы менеджмента качества; во-вторых, как систему непрерывного улучшения деятельности организации. Наиболее влиятельным побуждающим фактором поведения процедуры внутреннего аудита с целью успешной сертификации системы менеджмента качества, поскольку, чем больше отклонений и несоответствий выявляется при проведении аудита внутреннего, тем меньше этих несоответствий остается для внешнего. Второй подход к внутреннему аудиту направлен на постоянное улучшение деятельности организации через оценку результативности корректирующих и предупреждающих мероприятий по устранению несоответствий, выявленных в ходе аудита.
В Курском
государственном медицинском
Проведение внутреннего аудита системы менеджмента качества в нашем вузе осуществляется на основании документированной процедуры «Внутренние аудиты», которая устанавливает порядок и правила реализации данного процесса.
В университете проводят следующие виды внутреннего аудита:
- в зависимости от планирования (назначения): плановые (в соответствии с графиком аудита); внеплановые (по распоряжению ректора, проректоров);
- в зависимости
от объектов аудита и
Целями внутреннего аудита в университете являются:
- оценка
соответствия системы
- представление
руководству университета
Рис.1 Анализ, соответствия
системы менеджмента качества университета,
требования стандартов ENQA и ИСО d 2008-2012
годах
Рис.2 Структура подразделений университета по группам несоответствий требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2008 в 2011/2012 учебном году
- оценка
результативности
Проведение внутреннего аудита включает в себя следующие этапы:
- издание приказа о проведение аудита, которым назначается руководитель и состав аудиторской группы; утверждение графика внутреннего аудита на учебный год;
- подготовка
и утверждение программы
- подготовка планов аудита в структурных подразделениях;
- уведомление
проверяемого подразделения (
- подготовка чек-листов (вопросов по плану аудита);
-проведение совещания с членами рабочей группы (аудиторами);
- предварительное совещание с представителями проверяемого подразделения;
- проведение аудита;
- заключительное
совещание с коллективом
- итоговое совещание с членами рабочей силы (аудиторами);
- оформление протоколов несоответствия по результатам внутреннего аудита (в случае необходимости);
- подготовка, утверждение и рассылка отчета о проведении, аудита.
Результаты аудита являются исходными данными для анализа состояния и оценки результативности системы менеджмента качества с целью принятия управленческих решений руководством университета.
В Курском государственном медицинском университете первый опыт проведения внутреннего аудита относится к 2008/2009 учебному году, когда он затронул деятельность семи кафедр университета. В 2009/2010 учебному году аудит прошел уже на 13 кафедр, в 2010/2011 – на 22 кафедрах, в 2011/2012 – на 66 кафедрах и в 46 службах и отделах.
Технология проведения внутреннего аудита в период с 2008 по 2010 год была направлена на оценку соответствия системы менеджмента качества требованиям стандартов и директив для гарантии качества высшего профессионального образования в европейском регионе (ENQA) и стандартов ИСО серии 9000. По результатам было установлено, что на большинстве кафедр система менеджмента качества имеет незначительные несоответствия требованиям стандартов ENQA (рис.1).
С 2010/2011 учебного года в связи с подготовкой и проведением сертификационного аудита внутренняя оценка системы менеджмента качества осуществляется только на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001. Из 22 кафедр, включенных в график аудитов, на 10 кафедрах был проведен внешний сертификационный аудит, на 12 кафедрах – внутренний аудит. В результате установлено, что в 2010/2011 учебном году на всех проверяемых кафедрах система менеджмента качества частично не соответствовала требованиям стандарта.
С 2011/2012 учебного года внутренний аудит проводится не менее одного раза в год во всех структурных подразделениях университета. Исключения составляют подразделения, которые были включены в график внешнего (сертификационного или инспекционного) аудита в текущем учебном году. В 2011/2012 учебном году внешний аудит прошел на 10 кафедрах, в двух деканатах и девяти службах и отдельных университета. В остальных структурных подразделениях вуза был проведен плановый внутренний аудит.
Итоги внутреннего аудита 2011/2012 учебного года показали, что в 14,0% структурных подразделений вуза система менеджмента качества полностью соответствует требованиям стандарта, в 79% - имеет незначительные несоответствия, в 7% - значительные (рис.1). В подразделениях университета обнаруженные несоответствия распределились следующим образом: значительные несоответствия выявлены на 6,4% кафедр и в 11,1% служб и отделов; незначительные несоответствия – на 83,9% кафедр, в 77,8% служб и отделов, в 57,1% деканатов. Полное соответствие системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2008 установлено на 9,7% кафедр, в 11,1% служб и отделов, в 42,9% деканатов(рис.2).
Анализ несоответствий, выявленных в 2011/ 2012 учебном году, показал, что первое место в рейтинге занимают несоответствия по оформлению и содержанию планов работы структурных подразделений и планов заседаний кафедры: данные несоответствия обнаружены 100,0% подразделений, где проверялся раздел стандарта «Планирование». Втрое место принадлежит несоответствиям по подготовке протоколов заседания кафедры: они обнаружены на 77,8% кафедр из числа, где этот показатель был проверен. Третье место занимают несоответствия в оформлении журнала регистрации инструктажа по технике безопасности как для обучающихся, так и для работников университета – выявлены в 66,7% подразделений.
Рис.3 Структура несоответствий требованиям ГОСТ Р И 9001:2008, выявленных в 2011/2012 учебном году
В структуре выявленных несоответствий значительная доля приходится также на идентификацию отменных документов – они обнаружены в 65,4% структурных подразделений университета; идентификацию документов, полученных по электронной почте – их доля составляет 59,6%; а также несоответствия в оформлении и ведении кафедрального журнала, которая выявлена на 55,5% (рис.3).
В ходе анализа
уровня несоответствий установлено, что
преобладающая часть
Рис.4 Структура несоответствий требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2008, выявленных в деканатах
Группировка несоответствий по структурным подразделениям показала, что в деканатах первое место занимают несоответствия по подготовке планов работы на учебный год (обнаружены в 71,4% деканатов), второе – по идентификации электронных документов (обнаружены в 57,0% деканатов) (рис.4)
Рис.5 Структура несоответствий требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2008, выявленных в кафедрах в 2011/2012 учебном году
Среди кафедр рейтинг несоответствий имеют следующие структуры: первое место – протоколы кафедральных заседаний (74,1% существенных и 3,7% несущественных несоответствий); второе место – идентификация отмененных документов (61,3% существенных и 9,7% несущественных несоответствий); третье место – журнал регистрации инструктажа по технике безопасности по 32,2% существенных и несущественных несоответствий (рис.5).
Рис.6 Структура несоответствий требования ГОСТ Р ИСО 9001:2008, выявленных в службах и отделах в 2011/2012 учебного года
Распределение несоответствий, обнаруженных в других структурных подразделениях (службах и отделах) показало, что преобладают замечания по идентификации отмененных документов (выявлены в 52,6% подразделений). Так же имеют место несоответствия по оформлению журнала регистрации инструктажа по технике безопасности – 42,1% подразделений; идентификации электронных документов – 36,8% подразделений; наличию записей о выполнении распорядительных документов – 36,8% (рис.6).
Результаты
анализа внутреннего аудита позволили
выявить системные
Кроме того, по итогам всех внутренних аудитов аудиторскими комиссиями составлены протоколы несоответствий и подготовлены отчеты, на основании которых руководители структурных подразделений по установленной форме разработали планы корректирующих и предупреждающих мероприятий, направлены на устранение выявленных несоответствий. При последующих аудитах в подразделениях внутренние аудиторы будут контролировать выполнение данных планов.
Таким образом, можно констатировать положительный опыт проведения внутренних аудитов в университете, который заключается:
- в обеспечении
соответствия системы
Информация о работе Аудит системы менеджмента качества в образовательной среде вуза