Базовые функции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 09:08, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую перемену. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт - постижение науки и искусства менеджмента. Цель данной работы - раскрытие основных функций менеджмента.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
1. 1.Основные функции менеджмента………………………………………...4
1.1. Планирование…………………………………………………………….5
1.2. Организация………………………………………………………………9
1.3. Контроль…………………………………………………………………12
1.4. Мотивация……………………………………………………………….14
1.5. Стимулирование…………………………………………………………17
2. Конкретные функции менеджмента………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………….......25
Список использованных источников и литературы………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

Информационные системы в производственном менеджменте.docx

— 52.55 Кб (Скачать файл)

Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ должно быть как минимум два: частичная выплата вознаграждения или разрыв трудовых отношений. Работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения.  

Дисциплина  несет в себе элементы принуждения, ограничения свободы действий. Однако грань между контролированием и  стимулированием условна и подвижна, т.к. работник с сильной мотивацией обладает самодисциплиной, привычкой  добросовестно выполнять требования и относиться к ним как к  собственным нормам поведения. Система  стимулирования вырастает как бы  из административно-правовых методов управления, но не заменяет их, т.к. стимулирование труда эффективно в том случае, если органы управления умеют добиваться того уровня, за который платят. Цель стимулирования - не только побудить человека работать вообще, а побудить его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми отношениями.

 По виду потребностей, которые удовлетворяют стимулы, последние можно разделить на внутренние и внешние. К первым относят чувства самоуважения, удовлетворения от достижения результатов, ощущения содержательности и значимости своего труда «роскошь человеческого общения», возникающего в процессе выполнения работы и другие. Их также можно назвать моральными стимулами. Внешним вознаграждением является то, что предоставляется компанией взамен выполненной работы: заработная плата, премии, служебный рост, символы статуса и престижа, похвалы и признания, разнообразные льготы и поощрения. Их также можно назвать денежными и материально-социальными стимулами.

Система стимулирования труда:

А). Материальное денежное стимулирование.

Деньги - это наиболее очевидный и наиболее используемый способ, которым организация  может вознаградить сотрудников.

Б). Материально-социальные стимулы.

К ним  относят:

- создание  необходимых условий высокопроизводительного  труда. К таким условиям относят:  оптимальную организацию рабочего  места, отсутствие отвлекающих  шумов (особенно монотонных), достаточную  освещенность, темп, режим труда  и др.

- возможность  ухода от монотонного к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу. Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие - только психическое состояние человека, являющееся следствием однообразия работы.

- стимулирование  свободным временем. В результате  недостатка свободного времени  многие работники трудятся с  ощущением хронической усталости,  испытывают постоянные нервно-эмоциональные  перегрузки.

- улучшение  отношений в коллективе.

К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего  на состояние работающих, относят  авторитет и особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимость членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным  и другим свойствам, наличие влиятельных  лидеров в неофициальных группах  и отношение этих лидеров к  производственным задачам, стоящим  перед коллективом и т.п.

 -продвижение по службе.

 Один из наиболее действенных стимулов, т.к. во-первых, при этом повышается оклад; во-вторых, расширяется круг полномочий и соответственно работник становится причастен к принятию важных решений; в-третьих, повышается степень ответственности, что заставляет человека работать эффективнее и не допускать промахи и ошибки; в-четвертых, повышает доступ к информации. 

Морально-психологические  стимулы.

Эти стимулы  ориентированы на мотивацию человека как личности, а не только механизма, призванного выполнять производственные функции.  В отличие от вышеописанных стимулов моральные являются внутренними стимулами, т.е. напрямую ими нельзя воздействовать на человека[11].

Гуманизация отражает социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как объекта менеджмента.

Гуманизация касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия как одной из сторон социальной деятельности человека. С помощью функции гуманизации формируется и развивается культура фирмы, культура управления[12].

Корпоративность - новая функция менеджмента включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, её социально-психологического климата[13].

Таким образом стимулирование, как основная функция менеджмента, эта функция обеспечивает заинтересованность в достижении высокой эффективности работы всего предприятия.

 

2. КОНКРЕТНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Конкретные  функции менеджмента - это узко специализированные виды управленческой деятельности по управлению конкретными объектами, организациями[14]. Также можно охарактеризовать как часть общей функции управления, содержащая сравнительно однородный состав задач управления и обосабливаемая в интересах специализации управленческого труда и повышения на этой основе эффективности управления. Они более обособлены, представляют собой самостоятельные области профессиональной деятельности. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства. Конкретные функции управления позволят четко определить, что, кому и когда делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления организацией (предприятием). Отсюда можно сделать основной вывод, что выполнение конкретных функций зависит от компетентности, гибкости, оперативности, предприимчивости менеджеров и, как следствие, успешное выполнение производственных заданий, качество работы и продукции, конкурентоспособность выпускаемого продукта.

 Конкретные функции менеджмента группируются по определенным признакам объекта управления. Например, в управлении предприятием такими признаками являются воздействия: на все сферы деятельности предприятия, на отдельные стадии производственного процесса, на отдельные факторы производства. Состав конкретных функций управления в системе управления компанией определяет состав функциональных органов управления. Состав конкретных функций управления зависит главным образом от масштаба организации и степени диверсификации деятельности: чем больше масштаб организации и разнообразнее ее деятельность, тем уже специализация менеджеров и в большей степени дифференцируются конкретные функции. Так, из функции рационализации производства и технологии может быть выделена функция координации технических разработок; функция маркетинга может быть расчленена на функции: маркетинговые исследования, реклама, сбыт, послепродажное обслуживание; не исключено, что целесообразно выделить конкретную функцию связи с общественностью и т. д. На предприятиях малых масштабов нет необходимости в узкой специализации менеджеров и конкретные функции укрупняются.

Специальная функция управления есть подфункция конкретной функции, ориентированная  на достижение определенной цели деятельности, то есть на достижение установленных  стратегической программой (планом) конечных результатов деятельности по соответствующей  конкретной стратегии (направлению  деятельности)[15].

 Состав специальных функций, принадлежащих к той или иной конкретной функции, определяет ответственность конкретного органа управления за достижение тех или иных целей.

 Состав специальных функций, принадлежащих к различным конкретным функциям (органам управления) но ориентированных на одну и ту же цель, определяет зоны ответственности функциональных органов управления за достижение данной цели.

 

Наиболее распространенными конкретными (производственно-хозяйственными или  специфическими) функциями являются:

1.)оперативное планирование и управление производством

2.)управление технологической подготовкой и научно-техническим

3.)развитием производства

4.)управление технической подготовкой, ремонтным, транспортным и др. видами обслуживания

5.)прогнозирование и технико-экономическое планирование

6.)управление трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива

7.)управление материально-техническим снабжением и сбытом продукции (маркетинг)

8.)управление капитальным строительством и реконструкцией

9.)управление финансовыми ресурсами и учет

10.)управление хозяйственным обслуживанием

Для осуществления непрерывности  производственного процесса необходимо скоординировать действия всех конкретных функций, что достигается функцией общего (линейного) руководства предприятием и его внутрихозяйственными подразделениями.

Таким образом, весь комплекс функций  управления с/х предприятия можно  разделить на функции: общего (линейного) руководства, специализированного (функционального) и технического обслуживания. Соответственно и управленческий персонал разделяется  на три категории:

1. линейный персонал (руководители), к которым относятся работники  аппарата управления, наделенные  правом принятия решений и  руководящие коллективами – это  руководитель предприятия, его  заместители, управляющие отделениями  (начальники производств. Участков), бригадиры (зав. Фермами, зав. Ремонтной мастерской и т.д.).

2. функциональный персонал (специалисты)  – работники, осуществляющие  управление техническими, технологическими  и другими отдельными процессами  и элементами производства и  обеспечивающие подготовку решений  для руководителей по своей  области деятельности. К специалистам  относятся агрономы, зоотехники, экономисты, инженеры и т.д.

3. вспомогательно-технические работники (обслуживающий персонал) – обеспечивают первые две группы своевременной и достоверной информацией для принятия решений, создают условия для реализации основных функций управления (учетчики, агенты – экспедиторы, кладовщики, кассиры, секретари, машинистки и т.д.).

Для выполнения общих функций создается  аппарат управления – система  взаимосвязанных и взаимодействующих  звеньев (отделов) и отдельных работников, наделенных соответствующими полномочиями для осуществления эффективного управления предприятием. Для выполнения той или иной конкретной функции  создаются структурные подразделения (службы, отделы, сектора).

Таким образом, конкретные функции  управления фирмой можно рассматривать  как системные компоненты ее менеджмента. 

 

Заключение

В завершении курсовой работы я бы хотел отметить, что анализ доступной  современной литературы и практики менеджмента позволяет говорить о широком использовании разнообразных  определений основных функций менеджмента. Несмотря на некоторые расхождения  в названиях функций и в  определении их состава наблюдается  устойчивая тенденция определять или  универсализировать управленческий цикл через последовательное обобщение  исходных функций менеджмента.

Концепция нашего российского менеджмента  как процесса выполнения взаимосвязанных  функций планирования, организации, координирования и регулирования, мотивации, контроля объединила ряд  теорий управления в частности, школу  научного управления, административную теорию, бихевиористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. На сегодняшний момент модель, сущность и функции менеджмента уточняются и расширяются, углубляются вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.

Безусловно, как системообразующий  фактор функция менеджмента теснейшим  образом связана с социально-экономическими условиями функционирования развития социально-экономических систем и  поэтому содержание функций менеджмента  многогранно и может быть исследовано  путем выделения характеристик  отдельных его сторон. Все это  обусловливает необходимость комплексного подхода к выявлению сущности, содержания и условий использования  функций менеджмента.

Здесь также необходимо отметить, что в настоящее время зарождается  новая концепция менеджмента - контроллинг (от англ. control - руководство, регулирование, управление, контроль). Контроллинг - это инструмент менеджера, но сам по себе он не может обеспечить успех предприятия и не может освободить менеджеров от функций управления[16].

Согласно «одной из основных причин возникновения и внедрения концепции  контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе» (т.е. на предприятии, в торговой фирме, банке, органе государственного управления и др). Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки» (в том числе компьютерной) «основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений»[17].

Таким образом, развитие менеджмента  в ХХ в. можно описать формулой: от Файоля к контроллингу. Хотя истоки контроллинга прослеживаются с XV - XVIII вв., он стал популярен за рубежом (в США, Германии и др. странах) в последние десятилетия. В России интерес к контроллингу стал проявляться в начале 1990-х годов.

В данной курсовой работе мы дали определение  основным функциям менеджмента, раскрыли их сущность и, соответственно, достигли своей цели, выполнив поставленную задачу.

 

Список использованных источников и литературы

Информация о работе Базовые функции менеджмента