Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:02, реферат
Коммуникации являются важнейшей составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации - это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их.
Коммуникации - важнейший элемент обеспечения эффективности управления. Руководитель тратит от 50 до 90% своего времени именно на коммуникации. Не только слово, цифра и другая информация, которая может быть представлена письменно или графически, занимает основное место и является важнейшим в коммуникационном процессе, но и другие элементы (жесты, мимика, паузы) могут быть определяющими с позиций оценки эффективности управления.
Введение
1. Коммуникационные барьеры, причины их возникновения и классификация
2. Виды коммуникационных барьеров
2.1 Барьер «авторитет»
2.2 Барьер «избегание»
2.3 Барьер «непонимание»
2.3.1 Фонетический барьер
2.3.2 Семантический барьер
2.3.3 Стилистический барьер
2.3.4 Логический барьер
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Коммуникационные
барьеры, причины их
2. Виды коммуникационных барьеров
2.1 Барьер «авторитет»
2.2 Барьер «избегание»
2.3 Барьер «непонимание»
2.3.1 Фонетический барьер
2.3.2 Семантический барьер
2.3.3 Стилистический барьер
2.3.4 Логический барьер
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Коммуникации являются важнейшей составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации - это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их.
Коммуникации - важнейший элемент обеспечения эффективности управления. Руководитель тратит от 50 до 90% своего времени именно на коммуникации. Не только слово, цифра и другая информация, которая может быть представлена письменно или графически, занимает основное место и является важнейшим в коммуникационном процессе, но и другие элементы (жесты, мимика, паузы) могут быть определяющими с позиций оценки эффективности управления.
В связи с этим высокопрофессиональный менеджер должен понимать, каким образом среда влияет на обмен информацией, и владеть искусством устного и письменного общения.
1. Коммуникационные барьеры,
Чаще всего разногласия и непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над человеком, группой).
Американский психолог Маршал Розенберг1, разрабатывающий принципы “ненасильственной коммуникации”, считает, что существуют три основные формы общения, которые препятствуют состраданию, провоцируя при этом непонимание и вынужденную защиту.
1. Слова,
воспринимаемые как требование.
Для каждого из нас дорога
автономия - возможность самостоятельно
выбрать себе цели и
2. Слова,
которые воспринимаются как
3. Слова,
не оставляющие выбора. Возможность
самостоятельно осуществлять
“Барьерами” коммуникаций может быть незнание основных каналов получения информации и неумение собеседников определять ведущий путь усвоения информации друг другом.
Часто при общении допускаются следующие ошибки:
1. Ошибки в разговоре
“Читаем мысли” другого. Человек может ошибочно полагать, что его считают глупым, злым, жадным и т. д. “Я вижу, ты считаешь меня глупым (жадным, злым и т. д.)”.
Принимаем молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это еще не означает, что он слушает.
Попытка скрыть свои чувства. Напрасно ожидать откровенности от собеседника, если сам держишь свои чувства под замком.
Недооцениваем необходимость тратить время на коррекцию эмоционального состояния - своего или собеседника. Например, если вы догадались, что собеседник испытывает какое-либо чувство, то полезнее помочь ему открыть это чувство, снизив тем самым остроту переживаний.
Призываем других измениться или требуем от них стать такими, как нужно нам. Призыв или совет: “Не будь таким чувствительным” или какой-либо сходный с ним бессмысленнее.
2. Ошибки при слушании
Притворство, что слушаем. Как бы мы ни притворялись, отсутствие интереса непременно проявится в выражении лица или в жестах.
Когда мы мысленно не соглашаемся с говорящим, то часто прекращаем слушать, и ждем своей очереди высказаться. Дождавшись, увлекаемся обоснованием своей точки зрения, а затем не можем переключить внимание на говорящего после того, как высказались. Тем самым теряем нить разговора и затрудняем понимание друг друга.
Оказываемся под влиянием чувств сильно взволнованного собеседника и пропускаем смысл сообщения.
Задавание лишних вопросов с целью показать, что разговор интересен.
Коммуникативные барьеры делятся на:
1. Технические барьеры;
2. Социально-культурные барьеры;
3. Психологические барьеры;
4. Барьеры понимания.
Мы рассмотрим только социально-культурные, психологические и барьеры понимания, разделив их на следующие три группы: барьер «авторитет»; барьер «избегание»; барьер «непонимание».
2 Виды коммуникационных барьеров
2.1 Барьер «авторитет»
Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.
Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов:
1. социального
положения (статуса), от принадлежности
к реальной «авторитетной»
2. привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут ли на все пуговицы и др.);
3. доброжелательного
отношения к адресату
4. компетентности;
5. искренности,
причем если слушающий
2.2 Барьер «избегание»
Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).
Как же преодолевать этот барьер? Установлено, что чаще всего барьер обусловлен той или иной степенью невнимания. Поэтому, только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть этот барьер. Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы:
1. привлечь внимание;
2. удержать внимание.
На наше внимание больше всего влияют следующие факторы: актуальность и важность информации, ее новизна, нестандартность подачи, неожиданность, интенсивность передачи информации, звучность голоса и его модуляция.
Привлечь внимание можно при использовании трех основных приемов. К ним относятся:
1. прием «нейтральной
фразы». В начале выступления,
беседы произносится фраза,
2. прием «завлечения».
Говорящий произносит нечто,
3. прием «зрительного контакта». Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т.д.
Не менее важна и проблема поддержания внимания. Она решается рядом приемов. Наиболее важные из них следующие.
1. прием «изоляции»
(когда отводят собеседника в
сторону, уединяются, закрывают двери
и окна в лекционных
2. прием «навязывания
ритма» (постоянное изменение
3. прием «акцентировки»
(употребление различных
2.3 Барьер «непонимание»
Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). Почему это происходит и как можно эти проблемы решить?
Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фонетический (фонема – звук), семантический (семантика – смысловое значение слов), стилистический (стилистика – стиль изложения, соответствие формы и содержания), логический.
2.3.1 Фонетический барьер
Фонетический барьер непонимания возникает в следующих случаях:
1. когда говорят на иностранном языке;
2. используют
большое число иностранных
3. когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.
Преодолеть фонетический барьер вполне возможно, и для этого важны:
1. внятная,
разборчивая и достаточно
2. учет аудитории
и индивидуальных особенностей
людей (чем хуже знает человек
предмет обсуждения, тем медленнее
надо говорить, тем подробнее
нужно разъяснять, люди разных
национальностей говорят с
3. наличие обратной связи с собеседником, с аудиторией.
2.3.2 Семантический барьер
Семантический барьер непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам:
1. любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;
2. «смысловые» поля у разных людей разные;
3. зачастую
используются жаргонные слова,
тайные языки, часто
Возникновение барьера можно объяснить так: мы обычно исходим из того, что «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное -- «все понимают по-своему».
Для преодоления семантического барьера необходимо:
1. говорить максимально просто;
2. заранее
договариваться об одинаковом
понимании каких-то ключевых
2.3.3 Стилистический барьер
Стилистический
барьер непонимания возникает, когда
человек обязан понять и, следовательно,
отразить в каком-то ответе или действии
только то словесное обращение, которое
подчинено установленной