Ведомственные архивы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Завершающим этапом процесса делопроизводства является подготовка исполненных документов к архивному хранению. Документы организации, образовавшиеся в процессе делопроизводства, в дальнейшем либо остаются на длительное архивное хранение, либо хранятся краткие сроки, а затем выделяются к уничтожению. Архив – это научное учреждение, выполняющее задачу формирования долговременной социальной памяти общества.
Конечная цель организационной, методической и практической работы сотрудников архивных учреждений с организациями, учреждениями и предприятиями – это количество и качество документов, поступивших на государственное хранение. Документы, подлежащие приёму на государственное или муниципальное хранение временно, в течение установленных законодательством сроков, хранятся в ведомственных архивах. Таким образом, качественное комплектование государственных и муниципальных архивов напрямую зависит от сохранности документов на стадии ведомственного хранения.

Содержание

Введение
Глава 1. "Ведомственные архивы"
1.1 Виды ведомственных архивов.
1.2 Главные задачи и функции ведомственного архива.
1.3 Права и ответственность ведомственного архива.
1.4 Нормативно-правовая основа ведомственных архивов.
1.5 Современное состояние и перспективы развития ведомственных архивов.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

вед архивы.docx

— 34.37 Кб (Скачать файл)

 

1.5 Современное  состояние и перспективы развития  ведомственных архивов

 

За время существования России как самостоятельного государства произошло несколько полных реорганизаций структуры федеральных органов, что естественно сказалось на сохранности документов и деятельности архивов организаций.

История создания ведомственных архивов показывает, что появление их связано с объективными потребностями общества в сохранении использовании архивных документов до поступления на вечное хранение.

Ведомственные архивы оформились в три вида: текущие архивы собственно ведомств, текущие архивы учреждений, организаций, предприятий, входящих в состав ведомственных систем, и специализированные отраслевые ведомственные фонды с централизованной организацией хранения исторических и оперативных документальных комплексов.

Все три названных типа архивов в той или иной степени в настоящее время испытывают воздействие нескольких факторов.

Первый фактор – это законодательное регулирование их деятельности. Применительно к решению задач управления, главным последствием воздействия этого фактора стало обособление архивных служб отдельных государственных структур (Президента Российской Федерации, силовых ведомств, МИД, Госфильмофонда и др.) в системе организации ведомственных архивов.

Второй фактор – это организационная перестройка экономической, политической, социальной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности российского общества. Он способствовал бурному росту различных видов негосударственных архивов, ограничению полномочий государственной и ведомственных архивных служб в отношении контроля над негосударственными архивами, породил известные трудности в решении вопросов, связанных с судьбами архивных документов негосударственного происхождения.

Третий фактор – изменение ценностных ориентиров жизнедеятельности общества, подчас противоречивое, что особенно характерно для переходных периодов, – привел отчасти к снижению общественного статуса ведомственных архивов и одновременно способствовал повышению престижа отдельных подвидов негосударственных архивов.

Четвертый фактор – концептуальная неготовность архивистов к пересмотру сложившихся, имевших давние традиции профессиональных представлений в новых политических и социально-экономических условиях.

Нынешняя ситуация предельно обострила накапливаемые годами проблемы ведомственного хранения и создала новые: нехватка площадей, перегруженность архивохранилищ, сокращение количества штатных работников.

За последние годы во многих министерствах и ведомствах утрачена подведомственная сеть. В прежнем виде "отраслевой" подход к работе с документами невозможен. Но, тем не менее, многие федеральные органы осуществляют общеотраслевую координацию деятельности подведомственных учреждений: разрабатывают перечни документов со сроками хранения, примерные номенклатуры дел, осуществляют проверки обеспечения сохранности документов.

В последнее годы активизировалась деятельность организаций по созданию архивов, упорядочению документов, передаче их на постоянное хранение. Возникают новые формы хранения архивных документов: депозитарное хранение – хранение документов органами власти и организациями, в течение сроков установленных на основании договора с архивными учреждениями.

 

 

 

 

 

Заключение

В первой главе мы рассмотрели понятие, виды, основные функции ведомственных архивов, выявили основные проблемы современного ведомственного архивного хранения. Ведомственные архивы – это текущие архивы собственно федеральных органов государственной власти, текущие архивы их территориальных органов в подведомственных организаций, а также специализированные отраслевые ведомственные фонды с централизованной организацией хранения исторических и оперативных документальных комплексов. Существует несколько видов архивов: центральный архив федерального органа власти, центральный отраслевой архив, объединенный архив, архив организации. Существует 6 функций ведомственных архивов:

1)Функция комплектования архива

2)Функция обеспечения сохранности  документов

3)Функция подготовки

документов к передачи на государственное хранение

4)Функция использования документов

5)Функция контроля и оказания  помощи делопроизводственным службам  организации документов в делопроизводстве

6)Функция контроля и методической  помощи архивам подведомственных  организаций. Одной из самых важных  проблем ведомственного хранения  документов является сохранность  документов на протяжении всего  срока хранения. Требования к  обеспечению сохранности документов  ведомственного архива регламентированы  в "Основных правилах работы  архивов организаций", одобренных  решением коллегии Росархива от 06.02.2002. Для разрешения этой проблемы необходимо постоянно проводить меры по развитию и совершенствованию материально-технической базы архивов. Необходимо вовремя проводить ремонт зданий, средств хранения, архивного оборудования. Также очень важную роль играет обучение сотрудников. Хорошая квалификация архивариусов – это надежность и сохранность документов.

Во второй главе мы рассмотрели понятие негосударственных архивов и подробно рассказали о наиболее крупных из них, таких как Архив Правозащитного центра "Мемориал". Целью этого архива является сохранение памяти о трагических страницах в истории нашей страны, сбор исторических свидетельств о государственном терроре и его жертвах, о сопротивлении режиму и трудной повседневной жизни советских людей. Международный Фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачёв-Фонд) – это одна из первых независимых организаций в современной России. Он проводит исследования социальных, экономических и политических проблем, актуальных для нынешнего этапа российской и мировой истории. Особое внимание Фонд уделяет программам гуманитарной помощи и благотворительности. И так подведем итог нашей дипломной работы. В настоящее время в ведомственных и негосударственных архивах хранится 46% общего состава Архивного фонда РФ. Это говорит о том, что ведомственные и негосударственные архивы являются важными источниками информации о культурном наследии народов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и литературы

Источники:

1. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в  Российской Федерации" // Принят  Государственной Думой 1 октября 2004 года.

3.Примерное положение об архиве  государственного учреждения, организации, предприятия. 18.08.1992 г. N 176

4. Положение о постоянно действующей  экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия от 19.01.1995 г. N 2

5. ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. – М., 1998.

6. Основные правила работы архивов  организаций, одобр. решением коллегии Росархива от 06.02.2002 – М., 2002.

7. Приказ, Министр обороны Российской  Федерации, "Об утверждении Наставления  по архивному делу в Вооруженных  Силах Российской Федерации", от 31.08.2006 г., № 200

Литература:

8. Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М. Архивоведение: учебник  для среднего проф. образования (под  ред. Козлова В.П.). Изд. 5-е, доп. –  М.: Академия, 2007. – 272 с.

10. Козлов В.П. Перспективы развития  нормативной базы делопроизводства  и архивного дела в РФ.// Справочник  секретаря и офис-менеджера. Апрель, 2006.

11. Павлова У.В. Организация работы, обеспечение сохранности и использование  документов в ведомственных архивах // "Делопроизводство" – 2009. – № 1. – с.106-111.

13. Рамазашвили Г.Р. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации: проблема доступа к документам.// "Отечественные архивы", №2, 2004

14. Банасюкевич В.Д. Основные правила работы архивов организаций. //"Делопроизводство", №4, 2002.

 


Информация о работе Ведомственные архивы