Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:54, курсовая работа
Документы министерств, ведомств Российской Федерации, входящих в их состав комитетов и департаментов, а также подведомственных им государственных учреждений, организаций и предприятий, имеющие историческое, культурное, научное, социальное, экономическое и политическое значение, составляют часть Архивного фонда Российской Федерации, являются собственностью государства и подлежат постоянному хранению в государственных архивах Российской Федерации. В своей практической деятельности ведомственные архивы руководствуются законодательством, приказами и указаниями министерств (ведомств) и других вышестоящих организаций, Росархива, правилами, положениями об организациях и структурных подразделениях, в состав которых входят ведомственные архивы.
Введение
Глава 1. "Ведомственные архивы"
1.1 Виды ведомственных архивов.
1.2 Главные задачи и функции ведомственного архива.
1.3 Права и ответственность ведомственного архива.
1.4 Нормативно-правовая основа ведомственных архивов.
1.5 Современное состояние и перспективы развития ведомственных архивов.
Глава 2: "Негосударственные архивы".
2.1 Частные архивы.
2.2 Архивы политических партий и других общественных организаций.
2.3 Общественные – исторические архивы.
2.3.1 Народный архив.
2.3.2 Архив Правозащитного центра "Мемориал".
2.3.3 Международный Фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд).
Заключение.
1. Создание условий, обеспечивающих сохранность документов, путем проведения широкого комплекса работ по охране и оборудованию хранилищ, улучшению температурно-влажностного режима хранения, нормальных санитарно-гигиенических условий.
2. Организация учета документов в соответствии с установленными правилами, постоянное внесение текущих изменений в учетные документы, отражающие количественный состав фондов архива. Представление государственной архивной службе сведений о документах архива по установленной форме. Соблюдение порядка выдачи дел из хранилища. Периодические проверки наличия и состояния дел.
3. Создание страхового
фонда копий на наиболее
4. Проведение при необходимости
работ по улучшению физико-
5. Топографирование документов архива, обеспечивающее их быстрый поиск в хранилище.
1. Кроме отбора наиболее
ценных документов, проводящегося
в ходе экспертизы ценности, архив
составляет и представляет (после
одобрения ЭК организации) на
утверждение ЭПК
2. Подготовка к передаче
и передача на государственное
хранение документов с
3. Составление научно-
4. В архивах, хранящих
документы нескольких
Основная цель использования документов архива организации – дальнейшее развитие отрасли или отдельной организации, изучение опыта прошлого. С учетом этого архив проводит:
1) информирование руководителей
и работников организации о
составе и содержании
2) исполнение запросов
учреждений и заявлений
3) организацию учета
1. Архив организации является основным каналом связи между госархивом и учреждением – источником комплектования госархива. Через ведомственный архив сотрудники госархива осуществляют контроль над организацией и состоянием документов в делопроизводстве и оказывают методическую помощь.
2. Заведующий архивом
как член ЭК проверяет
3. Заведующий архивом
участвует в разработке
4. Заведующий архивом
или другие сотрудники
5. Архив контролирует
качество составления
6. Архив систематически
проверяет формирование и
Проверки структурных подразделений такие проверки проводятся не реже одного раза в год.
Архив вышестоящего органа системы осуществляет контроль и оказывает методическую помощь архивам подведомственных организаций. Плановые проверки проводятся не реже одного раза в пять лет.
1. Проверяются пригодность
помещения для хранения
2. Совместно с работниками
делопроизводственной службы
3. Особое внимание уделяется
организации экспертизы
4. Работники архива участвуют
в разработке методических
5. Архив вышестоящего
учреждения обобщает опыт работ
Для выполнения основных задач и функций архив организации имеет право:
- требовать от структурных
подразделений своевременной
- контролировать правила
работы с документами в
- запрашивать от структурных
подразделений и организаций
– источников комплектования
– необходимые для работы архив
- участвовать в мероприятиях,
проводимых Федеральной
Архив совместно с руководителем организации несет ответственность за:
- несоблюдение условий
обеспечения сохранности
- утрату и несанкционированное уничтожение документов;
- необоснованный отказ
в приеме на хранение документо
- нарушение правил
Сегодня правовой основой создания архивов организации является Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", где говорится, что государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа, организации и граждане обязаны (вправе) создавать архивы в целях хранения, комплектования, учета и использования, образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.
"Основные правила работы архивов организаций" являются нормативно-методическим документом, определяющим их деятельность. Правила основываются на действующей правовой базе в области информации, документационного обеспечения управления и архивного дела, синтезируют опыт отечественного архивного дела, учитывают современные достижения в применении технических средств и информационных технологий в работе с документами.
Для организации работы архива необходимо принять положение об архиве. В положение об архиве включаются следующие разделы:
1) основные положения;
2) состав документов архива;
3) задачи и функции архива;
4) права архива;
5) организация работы архива.
При необходимости положение об архиве может дополняться другими разделами.
В своей работе ЭК руководствуется Положением об Архивном фонде Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, распорядительными документами отраслевого федерального органа управления, приказами руководителя учреждения, нормативно – методическими документами Росархива и архивного органа субъекта Российской Федерации, курирующего госархива, типовыми и ведомственными перечнями документов со сроками хранения, положением об ЭК учреждения.
За время существования России как самостоятельного государства произошло несколько полных реорганизаций структуры федеральных органов, что естественно сказалось на сохранности документов и деятельности архивов организаций.
История создания ведомственных архивов показывает, что появление их связано с объективными потребностями общества в сохранении использовании архивных документов до поступления на вечное хранение.
Ведомственные архивы оформились в три вида: текущие архивы собственно ведомств, текущие архивы учреждений, организаций, предприятий, входящих в состав ведомственных систем, и специализированные отраслевые ведомственные фонды с централизованной организацией хранения исторических и оперативных документальных комплексов.
Все три названных типа архивов в той или иной степени в настоящее время испытывают воздействие нескольких факторов.
Первый фактор – это законодательное регулирование их деятельности. Применительно к решению задач управления, главным последствием воздействия этого фактора стало обособление архивных служб отдельных государственных структур (Президента Российской Федерации, силовых ведомств, МИД, Госфильмофонда и др.) в системе организации ведомственных архивов.
Второй фактор – это организационная перестройка экономической, политической, социальной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности российского общества. Он способствовал бурному росту различных видов негосударственных архивов, ограничению полномочий государственной и ведомственных архивных служб в отношении контроля над негосударственными архивами, породил известные трудности в решении вопросов, связанных с судьбами архивных документов негосударственного происхождения.
Третий фактор – изменение ценностных ориентиров жизнедеятельности общества, подчас противоречивое, что особенно характерно для переходных периодов, – привел отчасти к снижению общественного статуса ведомственных архивов и одновременно способствовал повышению престижа отдельных подвидов негосударственных архивов.
Четвертый фактор – концептуальная неготовность архивистов к пересмотру сложившихся, имевших давние традиции профессиональных представлений в новых политических и социально-экономических условиях.
Нынешняя ситуация предельно обострила накапливаемые годами проблемы ведомственного хранения и создала новые: нехватка площадей, перегруженность архивохранилищ, сокращение количества штатных работников.
За последние годы во многих министерствах и ведомствах утрачена подведомственная сеть. В прежнем виде "отраслевой" подход к работе с документами невозможен. Но, тем не менее, многие федеральные органы осуществляют общеотраслевую координацию деятельности подведомственных учреждений: разрабатывают перечни документов со сроками хранения, примерные номенклатуры дел, осуществляют проверки обеспечения сохранности документов.
В последнее годы активизировалась деятельность организаций по созданию архивов, упорядочению документов, передаче их на постоянное хранение. Возникают новые формы хранения архивных документов: депозитарное хранение – хранение документов органами власти и организациями, в течение сроков установленных на основании договора с архивными учреждениями.
К категории частных (негосударственных) архивов относятся:
- архивы физических лиц;
- архивы предприятий, учреждений
и организаций, находящиеся в
частной собственности
- архивы общественных
объединений, политических партии,
религиозных объединений и
-общественные исторические архивы.
Частные архивы сложились в дореволюционный период. Их можно разделить на частновладельческие фонды (хранили материалы имений, контор по управлению имениями, издательств) и на личные архивные фонды (состояли из документов, образовавшихся в процессе жизни и деятельности одного лица).
В России ХУI – ХУII вв. значительное количество частновладельческих архивов: вотчинные, поместные, купеческие, архивы посадских людей и крестьян.
Многие руководители ведомств и учреждений наиболее важные дела хранили в личных архивах. Поэтому правительство принимало некоторые меры против переброски материалов из архивов правительственных учреждений в личные, для проверки личных архивов создавались комиссии. Но все эти меры носили эпизодический характер, а члены комиссии присваивали себе более ценные документы.
В настоящее время каждое физическое и юридическое лицо вправе создавать архивы для хранения документов, созданных в процессе их деятельности. Но каждое юридическое и физическое лицо несет ответственность за состояние и обеспечение сохранности ценного документа. Именно поэтому наше государство осуществляет попечение над негосударственными архивами.
Информация о работе Ведомственные и негосударственные архивы