Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 09:51, реферат
Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, с одной стороны, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, с другой, структура управления фирмой адекватна "формальному" стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.
Введение.................................................................................................3
Стратегическое управление..................................................................4
Уровни стратегического управления.................................................10
Заключение...........................................................................................24
Список литературы..............................................................................26
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ГОУВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
РЕФЕРАТ
по дисциплине:"Стратегический менеджмент"
на тему: "Виды стратегического управления"
Проверил: Гольман А.Ф.
Выполнил: ст.гр.з-061100-51
Абдуллина К.А.
Ижевск,2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Стратегическое управление....................
Уровни стратегического управления....................
Заключение....................
Список литературы....................
Введение
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Однако стратегии, единой для всех компаний, не существует, так же как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, позволяющие говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии повеления и осуществления стратегического управления.
Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, с одной стороны, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, с другой, структура управления фирмой адекватна "формальному" стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.
Виды стратегического управления
Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Предметом стратегического управления являются:
Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают
влияние на будущее организации.
Как уже было описано выше, стратегическое управление делится на стратегическое планирование, т.е. периодическую, запланированную реакцию фирмы на изменения внутри фирмы и в окружающей среде (управление на основе предвидения изменений) и на управление на основе гибких экстренных решений, которое применяется в тех ситуациях, когда управленческие решения необходимо принимать срочно и ожидание нового
периода планирования невозможно.
Управление на основе предвидения изменений может быть двух видов:
Ключевые моменты стратегического планирования:
- стратегия разрабатывается высшим руководством;
- стратегический план должен быть подкреплен исследованиями и фактическими данными;
- стратегические планы должны быть гибкими для возможности их изменения;
- планирование должно приносить пользу и способствовать успеху компании. При этом затраты на реализацию мероприятий должны быть ниже величины выгод от их реализации.
Управление посредством выбора стратегических позиций состоит в дополнении планирования потенциала фирмы планированием ее стратегии. В условиях внешней нестабильности возможен ряд стратегий. На основе анализа отклонений от цели находят стратегию, наиболее полно отвечающую цели. Успех стратегии во внешней среде будет зависеть от внутренних организационных возможностей: функциональных (НИОКР, маркетинг, производство и др.) и общеуправленческих.
Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений подразделяется на следующие виды управления:
Невозможность оперативного решения задач поступающих из внешней среды вынудила пойти на ранжирование этих задач. Появилась необходимость наблюдения и диагностики за происходящим. Результаты передаются руководству, которое делит все задачи на 4 группы: 1)задачи немедленного реагирования (срочные и важные); 2) важные, но не очень срочные, решение после первых; 3) задачи важные, но не срочные - постоянный контроль; 4) нет ни проблемы, ни задачи (ложная тревога).
Слабые сигналы - индикаторы, которые подталкивают к принятию каких-либо решений.
Появление слабого сигнала - это начало действий.
1. Наблюдение.
2. Определение относительной силы или слабости сигнала.
Сигнал усиливается - источники опасности становятся ясны, к первым двум действиям добавляются еще два:
3. Снижение внешней стратегической уязвимости.
4. Повышение внутренней гибкости.
Далее сигнал становится сильным, масштабы опасности принимают конкретные очертания - дополнительные действия:
5. Разработка подготовительных планов и мероприятий и их реализация.
Пути решения проблемы определяются, результаты намеченных контрмер предсказуемы.
6. Планы практических мер и их реализация.
О стратегических неожиданностях речь идет, когда:
1. Проблема возникает внезапно и вопреки ожиданиям.
2. Проблема ставит новые задачи, не отвечая прошлому опыту фирмы.
3. Неумение быстро принять решение приводит к крупным финансовым потерям.
4. Контрмеры должны быть приняты срочно, а обычный порядок принятия решения не позволяет этого сделать.
Проблемы:
1. Осознание опасности всей организацией.
2. Информационная перегрузка (избыток информации как правило намного хуже чем ее недостаток, так как очень сложно принять правильное решение).
3. Возможность паники.
4. Разрушение иерархии приоритетов.
5. Инициатива снизу.
6. Одновременная необходимость, чтобы: успокоить организацию, продолжить обычную работу, подготовить обычные контрмеры,
7. Планы, подготовленные для ЧС, непригодны.
8. Имеющаяся стратегия неприменима.
9. Делегирование полномочий низовым подразделениям ведет к неразберихе.
10. Острый дефицит времени,
11. Прежний опыт неприменим.
Стратегические неожиданности мешают работать и требуют адекватного реагирования руководства.
Меры реагирования:
1. В условиях стратегической неожиданности начинает работать новая коммуникационная сеть связи для чрезвычайных ситуаций.
2. Перераспределение функций высшего руководства компании: 1 группа отвечает за разработку чрезвычайных мер по ликвидации последствий стратегических неожиданностей, 2 группа исключает возможность паники, 3 группа руководителей обеспечивает нормальную работу компании.
3. Для ликвидации последствий создается сеть оперативных рабочих групп: выбор и подготовка руководителя, обеспечение системы связи по принципу звезда, стратегия координируется из центра, децентрализованное управление.
4. Новый порядок решения проблем: творческий подход, умение анализировать ситуацию, умение работать коллективно.
5. Система испытаний в не кризисных ситуациях.
Управление стратегическими задачами (стратегическое управление на основе гибких экстренных решений) состоит в том, чтобы заполнить пробел в регулярно осуществляемом планировании, а не в том, чтобы подменить собой это планирование. Задача этих двух систем взаимно дополнять друг друга: периодическое планирование предназначено для того, чтобы определять новые направления деятельности предприятия и обеспечивать согласованность действий различных подразделений. Управление стратегическими задачами предназначено для случаев отклонений от этих направлений, которые могут возникнуть в результате появления новых возможностей и влияния сильных (слабых) сторон деятельности фирмы.
Управление стратегическими задачами
происходит в цикле годового планирования,
где их включают во всеобъемлющее внутрифирменное
планирование. Результатами планирования
являются: a) комплекс оперативных программ
и смет по текущей деятельности фирмы,
направленный на выполнение ближайших
задач, и b) ряд стратегических задач, представленных
в виде программ изменений.
Выбор того или иного вида управления зависит от уровня нестабильности внешней среды, т.е. от количества времени, отведенного фирме для принятия решения. Каждый вид управления применяется при конкретном уровне нестабильности.
№ п/п |
Уровень нестабильности |
Вид управления |
1. |
Стабильность |
Управление на основе инструкций |
2. |
Реактивность |
Реактивное управление |
3. |
Предвидение |
Долгосрочное планирование |
4. |
Исследование |
Управление на основе предвидения изменений |
5. |
Творчество |
Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений |
В современных условиях уровень
нестабильности очень высок, поэтому все
чаще в компаниях применяется управление 4 и 5. Уровень нестабильности
зависит от отрасли, в которой хозяйствует
компания, от экономических и политических
факторов, влияющих на бизнес.
По сути, выбор метода стратегического
управления осуществляется в зависимости
от уровня нестабильности. Все развитие
стратегического управления шло по пути
усложнения методов управления, которые
должны были учитывать происходящие изменения
и все более высокий уровень нестабильности,
который требовал более эффективного
управления.
Таким образом, каждый вид стратегического
управления целесообразно применять при
определенном значении уровня нестабильности,
который существует вокруг данной компании.
Уровень нестабильности |
Вид стратегического управления |
3,0-3,5 |
стратегическое планирование |
3,5-4,0 |
управление посредством выбора стратегических позиций |
4,0-4,25 |
управление путем ранжирования стратегических задач |
4,25-4,75 |
управление в условии слабых сигналов |
4,75-5,0 |
управление в условиях стратегических неожиданностей |