Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:25, реферат
В настоящее время, менеджмент принято рассматривать с нескольких точек зрения, а именно: 1) как научную дисциплину, поскольку она включает теоретическую основу (теории, принципы, методы), а также впитывает отдельные положения других наук; 2) как практику, поскольку задолго до теоретических изысканий были известны методики, стили руководства и управления трудовыми процессами, коллективами людей и целыми государствами; 3) как искусство, поскольку осуществление руководства и управления как сфера деятельности требует высокой степени умения, мастерства. Целью является раскрытие сущности единства науки, практики и искусства в менеджменте и определение взаимодействия между ними.
Введение
Термин «менеджмент» (management) прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идет о руководстве деятельностью рыночных субъектов (хозяйствовании). Такая деятельность в равной мере присуща и крупнейшим корпорациям с сотнями тысяч работников, и отдельным лицам, например организаторам концертов, продавцам в системе сетевой торговли и т. п. В ее рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются ее планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование и проч.
В настоящее время, менеджмент
принято рассматривать с
1) как научную дисциплину, поскольку она включает теоретическую основу (теории, принципы, методы), а также впитывает отдельные положения других наук;
2) как практику, поскольку задолго до теоретических изысканий были известны методики, стили руководства и управления трудовыми процессами, коллективами людей и целыми государствами;
3) как искусство, поскольку осуществление руководства и управления как сфера деятельности требует высокой степени умения, мастерства.
Целью является раскрытие сущности единства науки, практики и искусства в менеджменте и определение взаимодействия между ними.
1. Единство науки и практики в менеджменте
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Под научными основами менеджмента
понимается система научных знаний,
которая составляет теоретическую
базу практики управления, обеспечивающую
практический менеджмент научными рекомендациями.
Менеджмент - это социально-гуманитарная наука. Кроме
того, менеджмент наука прикладная, т.к.
вооружает реальную практику приемами
и навыками.
На формирование менеджмента как науки
повлияли достижения таких дисциплин
как: психология, психофизиология, социология,
органомика, общественные науки.
Основоположником менеджмента как науки является американский ученый Фредерик Тейлор. Управленческая мысль 20 века делает особый упор на превращение управления в науку, т.е. сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. По мере продвижения к этой цели велись непрерывные дебаты о том, можно ли действительно считать менеджмент наукой. Л. Гьюлик, американский теоретик в области управления, считает, что управление становится наукой, потому что оно регулярно изучает и систематизирует явления, стремясь понять, почему и как люди работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества [3].
В то же время многие специалисты считают, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Некоторые руководители практики, в том числе добившиеся очень больших успехов, полагают, что научные теории управления представляют собой своего рода академические «башни из слоновой кости», а не реальный повседневный мир жизни организаций. Основа всякой науки – это возможность объективно измерить изучаемые явления. Трудность этой задачи преследовала управление с тех самых пор, как оно оформилось в самостоятельную дисциплину. Некоторые аспекты организаций можно описать количественно, измерить и точно проанализировать. Например, не представляет особой трудности определение наиболее эффективных способов выполнения механических заданий. Авторы работ в области научного управления весьма успешно проанализировали выполнение таких работ. Это привело к тому, что некоторые твердо поверили, что управление может стать наукой. Однако этому оптимизму была уготована короткая жизнь. Поскольку деятельность руководителей-практиков состоит не только в том, чтобы рационально спроектировать работу для наиболее эффективного ее выполнения, но и в том, чтобы заставить работника точно и неуклонно выполнять все предписанное, управление хотя бы частично можно считать искусством. Руководителям приходится иметь дело не только с конкретными работниками, но и с целыми группами. В большой группе действует так много факторов, что их трудно бывает просто выявить и тем более точно измерить их величину и значимость. То же самое можно сказать и о бесчисленных факторах внешней среды, влияющих на организацию, и о сложном взаимодействии среды и организации, сложном настолько, что порой даже не всегда возможно четко определить наличие этих отношений. В этих условиях управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Это не означает, однако, что теория в области управления бесполезна. Скорее, это означает, что руководитель должен признать некоторую ограниченность теории и научных исследований, и пользоваться ими только там, где это уместно [1].
Теорию управления и результаты научных исследований следует рассматривать не как абсолютную истину, а как инструменты, которые помогают понять очень сложный мир организации. При правильном использовании теория и результаты научных исследований помогают руководителю предсказать, что, по всей вероятности, может случиться, тем самым помогая ему принимать более целесообразные решения и избегать ошибок.
Менеджмент как наука
направляет свои усилия на объяснение
природы управленческого труда,
установление связей между причиной
и следствием, выявление факторов
и условий, при которых совместный
труд людей оказывается и более полезным
и более эффективным. В определении менеджмента
как науки подчеркивается важность упорядоченных
знаний об управления. Они позволяют не
только своевременно и качественно управлять
текущими делами, но и прогнозировать
развитие событий и в соответствии с этим
разрабатывать стратегию и политику организаций.
Они служат опорой при постановке задач
и при осуществлении управленческой практики.
Поэтому наука управления разрабатывает
свою теорию, содержанием которой являются
законы и закономерности, принципы, функции,
формы и методы целенаправленной деятельности
людей в процессе управления.
Понимание менеджмента как искусства
управления базируется на том, что организации
– это сложные социально-технические
системы, на функционирование которых
воздействуют многочисленные и разнообразные
факторы как внешней, так и внутренней
среды. Люди, работающие в организациях
и с организациями – это самый главный
фактор, учет которого требует не только
использования научного подхода, но и
искусства его применения в конкретных
ситуациях. Ведь каждый работник обладает
своим особенным характером, имеет свою
систему ценностей и мотивы к труду и т.д.
Поэтому нередко менеджмент рассматривается
как искусство, которое подобно медицине
или инженерному делу, должно опираться
на лежащие в его основе концепции, теории,
принципы, формы и методы. Такой подход
позволяет соединить науку и искусство
управления в единый процесс, требующий
не только постоянного пополнения научных
знаний, но и развития личностных качеств
менеджеров, их способностей применять
знания в практической работе. Чтобы люди,
работающие в организации, направляли
свои усилия на достижение ее целей, менеджеры
должны постоянно взаимодействовать с
ними и создавать условия для наиболее
полного раскрытия потенциала работников
[7].
2. Современные концепции и подходы к менеджменту
В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это концепции:
1) научного управления;
2) административного управления;
3) управления с позиций психологии и человеческих отношений;
4) управления с позиций науки о поведении.
В современных условиях существуют три научных подхода к управлению:
1) подход к управлению как к процессу;
2) системный подход;
3) ситуационный подход.
Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Гилбреты изобрели прибор и назвали его микрохронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них. Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы. Тейлор, например, обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 21 фунта (около 8,6 кг). По сравнению с более ранней системой это дало поистине феноменальный выигрыш [6].
Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.
Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению – это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.
Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом [8].
Тейлор и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы, и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля. Диндалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А. К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс». Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова – применительно к работе всей организации.
Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху [10].
Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.
Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному [1].
Принципы управления Анри Файоля:
1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность.
3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6 Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.
7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.
Информация о работе Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента