Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:38, курсовая работа
Российская Федерация это территория, охватывающая два континента, на которой проживает множество национальностей разных конфессий, с разным образом жизни, уровнем экономики и культуры. Специфика государственного управления на этой территории, его качество и уровень, определяются эффективностью во внешней и внутренней политике государства, и представляют особый интерес.
Изучение особенностей истории российской государственности, реформ и контрреформ, управленческой культуры помогает более полно обозначить современные проблемы. Проанализировать просчеты и ошибки, допущенные при принятии управленческих решений в прошлом, и предотвратить их повторение в будущем.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 4
1.1 Управление, как социальное явление 4
1.2 Специфика государственного управления 7
1.3 Структурные модели государственного управления 15
1.4 Цель, функции и принципы государственного управления 23
2. АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 30
2.1 Эффективность государственного управления. Критерии эффективности государственного управления 30
2.2 Основные проблемы государственного управления в Российской Федерации на современном этапе 38
2.3 Основные организационные проблемы государственного управления в современной России 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Однако позитивный результат современной реформы как государственной службы, так и системы государственного управления в целом, оставляет желать лучшего. Неповоротливость, коррумпированность государственной машины, ее оторванность от нужд граждан, общая неэффективность стали в последние годы устойчивой доминантой общественного мнения. Наша государственная бюрократия, чья нормативная база, а также провозглашенные принципы организации и функционирования вполне соответствуют современным западным стандартам, подчас менее эффектив чем даже во времена крушения Советского Союза. На первый взгляд, это непонятно, так как те же реформы и возникающие как их следствие соответствующие государственные системы обеспечивают в других странах более-менее приемлемый уровень управления. Что же мешает нам: ментальные, сущностные, системные проблемы ("западная демократия не для нас"); или тактические ошибки, неумелая реализация в принципе верно выбранного курса? Думается, что имеет место и то, и другое.
Основные организационные проблемы государственного управления в современной России можно свести к следующим:
1.
Авторитарные методы
2. Недостаточным еще остается нормативно-правовое обеспечение государственного управления, особенно в том, что касается полномочий, специфики государственных органов, взаимоотношений как между ними самими, так и с гражданами, населением.
3.
Не отработана так называемая
вертикаль власти в стране, остаются
спорными многие вопросы
4. Коррупция и протекционизм буквально разъедают систему государственного управления, что выражается сегодня не только в традиционном взяточничестве должностных лиц или совмещении должностей в государственных органах с предпринимательской деятельностью, но и в прямом сращивании части государственной верхушки с организованной преступностью. Периодические кампании по борьбе с коррупцией и злоупотреблениями на государственной службе серьезного успеха не имели.
5. Недостаточный уровень образования и квалификации государственных служащих. Абсолютное большинство из них не имеет профессионального образования по профилю работы, хотя степень ответственности, важности, уровень требований в системе государственного управления, безусловно, требуют этого. Более того, во многих случаях государственные служащие вообще не имеют высшего образования. Значительная часть аппарата сформировалась еще в советский период и не может или не хочет что-либо менять в своей работе.
6. Недостаток качества работников государственного управления, к сожалению, "компенсируется" их количеством. Становится неоправданным и очевидным Речь идет не столько о простом, физическом разбухании штатов госаппарата (в последнее время в среднем на 3% в год), сколько о неудачном соотношении элементов управленческой вертикали, выражающемся прежде всего в росте среднего звена. Последнее имеет место не только на региональном и местном уровнях, что отчасти оправдано необходимостью укрепления самостоятельности этих звеньев управления, расширением их функций; но и на уровне центральных и территориальных аппаратов федеральных органов власти.
Впрочем, не нужно и преувеличивать эту проблему: в России насчитывается всего около 1 миллиона 200 тысяч работников государственной власти и местного самоуправления (без учета работников силовых ведомств). В среднем на тысячу жителей России приходится 8 работников государственной власти и местного самоуправления, что в несколько раз ниже аналогичных европейских показателей.
7. Остается неэффективной структура государственных органов: нет системности, отсутствует концептуальный характер многочисленных преобразований, приводящих зачастую только к дезорганизации госаппарата, к организационной нестабильности государственных структур.
8.
Снижение престижа государственных органов
в глазах рядовых граждан, причем масштабы
отчуждения людей от государственного
аппарата по некоторым оценкам даже превосходят
соответствующий уровень недоверия, зафиксированный
специалистами в последние годы существования
СССР.
Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Новые технологии борьбы с российской государственностью / В.И. Якунин, В.Э. Багдасарян, С.С. Сулакшин. – М.: Научный эксперт, 2009 г.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук. – М.: Омега-Л, 2006 г.
Василенко И.А.
Вебер М. Политика как призвание и профессия / Избр. Произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс, 2010 г.
Гурней Б. Введение в науку управления / Б. Гурней. – М.: Прогресс, 2009 г.
Игнатов В.Г. История государственного управления России: учеб. пособие для вузов / В.Г. Игнатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002 г.
Козбаненко В.А.
Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: / Г. Кунц, С. О’Доннел; пер. с англ. – М.: Прогресс, 2011 г.
Мескон М.Х., Альберт X., Хедоури Ф. Основы менеджмента: / М.Х. Мескон, Х. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – М.: Дело, 2003 г.
Якунин В.И. Проблемы современного государственного управления в России / В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян, М.В. Виллисов, И.В. Репин; постоянно действующий научный семинар. – М.: Научный эксперт, 2009 г.
Матиас Ш. Система территориального управления Франции после принятия Законов о децентрализации / Ш. Матиас // Вестник государственной службы. – 2003 г.
Михайлов В. Россия и безопасность / В. Михайлов // Государственная служба. – 2007 г.
Сорман А. Две истории / А. Сорман // Ваш выбор. – 2002 г.
Хилль В. Базисные концепции исследований в менеджменте / В. Хилль // Проблемы теории и практики управления. – 2002 г.
Якунин В. Теоретические аспекты проблемы эффективности государственного управления / В. Якунин // Власть. – 2006 г.
Гаврилов Ю. Наступление на штаты / Ю. Гаврилов // Российская газета. – 2009 г.
Смирнов С. Россия как реальность / С. Смирнов // Мир России. – 2009 г.
Мартынова А.П., Рощин С.Ю. Оценка эффективности и спрос на оценку эффективности… / А. Мартынова // Проблемы управления: теория и практика. – 2008 г.
Жалейко А. Оборонно-промышленная политика ЕС и российские интересы / А. Жалейко // Государственная служба. – 2008 г.
Веретенников Д. Модернизация и развитие ОПК / Д. Веретенников // Военно-промышленный курьер. – 2003 г.
Кондратьев А. Новые возможности нового облика / А. Кондратьев // Военно-промышленный курьер. – 2009 г.
Шлыков В. Блицкриг Анатолия Сердюкова / В. Шлыков // Военно-промышленный курьер. – 2010 г.