Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 15:30, реферат
Рассмотрим проблему деструктивного трудового поведения работника , что является актуальным для изучения в связи с тем, что такой тип поведения имеет значительные последствия в рамках организации , в частности это снижение темпов производства , конфликты в трудовом коллективе, напряженные отношения между работниками и руководителями и другие. Таким образом, данная проблема требует рассмотрения и изучения с целью её понимания и разработкой необходимых мер для улучшения проблемных ситуаций в организации в связи деструктивным поведением ее работников.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Деструктивные формы поведения персонала организации………………….4
2.Рациональная стратегия поведения руководителя кризисной организации..9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15
Трудовая деятельность — это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственной организации. Здесь ставятся следующие цели:
• создание материальных благ, средств жизнеобеспечения;
• оказание услуг различного целевого назначения;
• разработка научных идей, ценностей и их прикладных аналогов;
• накопление, консервация, передача информации и ее носителей и т.д.
Трудовое поведение — это сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работника, связанных с совпадением профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственной организации, производственного процесса. Это процесс самонастройки, саморегуляции, обеспечивающий определенный уровень личностной идентификации.
Трудовое поведение можно дифференцировать по следующим основаниям: предметно-целевой направленности; глубине пространственно-временной перспективе достижения определенной цели; контексту трудового поведения, т.е. по комплексу относительно устойчивых факторов производственной среды, субъектов и систем коммуникации, во взаимодействии с которыми развертывается все многообразие поступков и действий; методам и средствам достижения конкретных результатов в зависимости от предметно-целевой направленности трудового поведения и его социокультурных образцов; по глубине и типу рационализации, обоснования конкретной тактики и стратегии трудового поведения и т.д.
Во время производственного процесса могут по различным причинам возникать некоторые факторы, приводящие к отклоняющемуся поведению трудящихся. Такое трудовое поведение называют деструктивным, так как оно часто имеет достаточно негативные последствия для организации. Деструктивные формы поведения - это выход работника за пределы статусно-ролевых предписаний, дисциплинарных рамок трудового процесса. Это также несоответствие трудового поведения социальным нормам, принятым в данном обществе, культуре, что вызывает напряженность во взаимоотношениях на производстве.
Выделяют следующие причины и мотивы, которые могут привести к деструктивной форме трудового поведения работника в организации :
1. Вынужденность
2. Ограниченность способностей
к нормальному поведению (дисциплине).
Ради обеспечения
Сложность организационно-трудовой дисциплины для человека объясняется тем, что всякое нормальное поведение предполагает некоторые способности с его стороны, например:
а)память (необходимо помнить достаточно большое количество различных норм);
б)внимание (необходимо постоянно контролировать себя с точки зрения соблюдения норм в соответствующей ситуации);
в)воля (необходимо чаще или реже прилагать усилия по "ограничению" собственных желаний соответственно нормам).
3. Неосведомленность. Состояние дисциплины
в трудовой организации
В отношении людей к дисциплине труда имеет значение не только информированность, но и понимание. Организационно-трудовые нарушения происходят из-за слабой интериоризации (внутреннего осознания и принятия) установленных норм, что в свою очередь связано с недостатком их пропаганды и разъяснения, наглядной демонстрации, личного опыта, убеждающего в их практической значимости.
Многие работники ориентируются на исполнительность, работу исключительно по команде как более простое поведение, освобождающее от необходимости знания всех норм дисциплины труда.
4. Социально-сравнительный мотив.
Речь идет о ситуации, когда
выбор отклоняющегося или
Во-первых, организационно-трудовое нарушение как вид деструктивного поведения происходит потому, что данный субъект воспринимает определенную норму как не имеющую к нему отношения, распространяющуюся только на других. Проблема действительно часто заключается в том, что недостаточно конкретно определена адресность требований и обязанностей. Во-вторых, несоблюдение норм одними побуждает к их несоблюдению и другими. Всякого рода персональные привилегии в дисциплине труда делают распространенными в коллективе мотивы нарушений типа «так делают все», «так делают другие» и т.д.
5. Инновации. Любым существенным
изменениям в системе
6. Демонстративное поведение. Еще
одна важная причина
7. Неучастие в управлении. Людям
свойственно неодинаково
Также можно выделить следующие формы
деструктивного поведения: противоправное,
характеризующееся тем, что работник совершает
противозаконные поступки ; административно-
Существует ещё одна типология деструктивного трудового поведения:
1) Рестрикционизм - сознательное ограничение
выработки или замедление
2) Избыточная интенсивность труда
- нерациональное увеличение
3) Некомпетентность - профессиональная неосведомленность, ведущая к некачественной работе.
4) Боязнь самовыражения - страх
перед возможностью проявить
свои способности, высказать свое
мнение. Эта форма приобретает
характер тоски, ощущения угрозы.
Человек испытывает страх
5) Закрытость личности - отсутствие
осознания возможных
Кризис в развитии организации — объективное явление, отражающее циклический характер развития. Речь идет о влиянии таких факторов, как внешние экономические условия, в которых функционирует организация необходимость модернизации технологии, изменение структуры производства, колебания рыночной конъюнктуры и т.д. Однако вероятность наступления кризиса иногда определяется и ошибками в стратегии управления, неудачами в конкурентной борьбе и другими субъективными факторами.
Кризис в развитии организации следует распознавать своевременно, прогнозировать возможность его наступления, предупреждать его.
Основу концепции кадровой политики в условиях кризисной фазы развития организации составляет обеспечение выживаемости организации в результате более высоких темпов формирования и развития ее кадрового потенциала по сравнению с изменениями внешней среды и других объективных факторов.
Иначе говоря, задача состоит, главным образом, в адаптации персонала не к изменениям внешних факторов путем «латания дыр», а к скорости этих изменений, в опережении их.
Рыночная экономика предъявляет жесткие требования к управлению персоналом, поскольку организация и ее персонал функционируют в условиях неопределенности и риска. Отсюда особая значимость управления персоналом, высокая ответственность кадровых служб. Однако рыночная экономика по сравнению с административно-командной экономикой предоставляет и более широкий спектр возможностей для выхода из кризисного состояния.
Известно, что в становлении системы стратегического менеджмента можно выделить четыре основные фазы:
1) Хаотическое реагирование на постоянные изменения во внешней среде;
2) Стратегическое планирование в узком смысле: предвидение новых осложнений во внешних условиях деятельности организации и разработка заранее стратегий ответных действий (исходное предположение: новая стратегия должна основываться на использовании имеющихся сильных и нивелировании слабых сторон организации);
3) Управление стратегическими возможностями: выявление внутреннего потенциала организации для адаптации в быстро меняющейся среде (прогнозируются не только будущие проблемы и пути их решения, но и уровень профессиональной компетентности, необходимый персоналу организации для успеха в будущем);
4) Управление стратегическими задачами в реальном масштабе времени: разработка и реализация постоянно корректирующейся программы.
Стратегия деятельности предприятия в условиях кризиса показывает, чего надеются достигнуть главные руководители организации этой области в течение длительного периода времени. Стратегия организации может быть описана по двум основным параметрам: длительность планирования и тип стратегии. Под длительностью планирования в данном случае понимается уровень просматриваемых перспектив:
Информация о работе Деструктивные формы поведения персонала организации