Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 14:10, реферат
Бихевиоризм (психология поведения) - это направление психологии, возникшее в конце XIX - начале XX вв. под влиянием экспериментов, заключающих в наблюдение за поведением животных. Бихевиоризм основывается на необходимости изучения поведения человека, которое непосредственно зависит от влияющих на него стимулов и, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на них.
Исходная посылка бихевиоризма заключалась в необходимости изучения не сознания, а поведения человека, которое формируется в результате взаимодействия стимулов и реакции на них
Введение……………………………………………………………………………....2
1.Научная деятельность Курта Левина……………………………………………3-9
1.1. Теория поля…………………………………………………………………….3-6
1.2. Учение о групповой динамике………………………………………………..6-9
2. Исследования Джекоба Морено……………………………………………….9-15
2.1. Что такое социометрия……………………………………………………….9-13
2.2. Методы психодрамы и социодрамы………………………………………..13-15
Заключение………………………………………………………………………..…16
Библиографический список………………………………………………………....17
Министерство образования и науки РФ
ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет – УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт фундаментального образования
Кафедра социологии и социальных технологий управления
РЕФЕРАТ
по истории менеджмента
на тему: «Джэкоб Л. Морено, Курт Левин и исследования поведения групп»
Выполнила: Безукладникова К.Е.
Группа: ФО-200301
Проверила: Тесленко И.В.
Екатеринбург
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Научная деятельность Курта Левина……………………………………………3-9
1.1. Теория поля……………………………………………………………………
1.2. Учение о групповой
динамике………………………………………………..6-
2. Исследования Джекоба Морено……………………………………………….9-15
2.1. Что такое социометрия………………………
2.2. Методы психодрамы и социодрамы………………………………………..13-
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Бихевиоризм (психология поведения) - это направление психологии, возникшее в конце XIX - начале XX вв. под влиянием экспериментов, заключающих в наблюдение за поведением животных. Бихевиоризм основывается на необходимости изучения поведения человека, которое непосредственно зависит от влияющих на него стимулов и, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на них.
Исходная посылка бихевиоризма заключалась в необходимости изучения не сознания, а поведения человека, которое формируется в результате взаимодействия стимулов и реакции на них. В своей классической форме бихевиоризм получил наивысшее развитие в 1920-х годах. Основные его понятия и идеи стали широко применяться в ряде дисциплин, связанных с поведением человека (социология, антропология, педагогика и т.д.). Более того, в бихевиориальные науки иногда включали все общественные науки, а также науку об управлении.
Бихевиориальный подход стал использоваться в менеджменте примерно с середины 1930-х годов. Среди выдающихся теоретиков этого направления выделяют А. Маслоу, Ф. Херцберга, Р. Лайкерта и Д. Макгрегора, авторов известных своими мотивационными теориями.
Однако не следует забывать, что управленческая наука того периода развивалась под влиянием смежных наук, таких как психология, социологияи др. Значительный вклад в развитие поведенческой школы внесли психологи Курт Левин и Джекоб Морено.
Курт Левин (1890—1947) был профессором Берлинского университета в Германии, затем эмигрировал в США и с 1945 г. занимал пост директора исследовательского Центра групповой динамики при Массачусетском технологическом институте. Левин был страстным поборником эксперимента в психологии. Как ученый Левин сформировался в русле школы гештальтпсихологии. Главная идея гештальтпсихологии заключалась в том, что поведение человека определяется психофизическим полем, в которое оно включено.
Свою теорию личности Левин называл «теория психологического поля». Основные положения этой концепции изложены им в работах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936), так как для объяснения он использовал понятия из топологии - науки о пространственных отношениях между объектами, а также математики и физики. Теория К. Левина испытала серьезное влияние гештальтпсихологии и психоанализа, но тем не менее она абсолютно оригинальна, поскольку он создал теорию личности, которая учитывает воздействие ситуации и окружающего внешнего мира на поведение.
Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свои знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т. е. к удовлетворению собственной потребности. Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности). Потребности в структуре личности не изолированы, но находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией, этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, что расширяет его адаптационные возможности.
Продолжая исследования влияния поля на поведение человека, Курт Левин провел ряд экспериментов. Один из них заключался в следующем:
Испытуемого приглашали в комнату для проведения эксперимента по изучению интеллекта. После этого экспериментатор говорил, что он что-то забыл в другом здании, просил подождать и уходил. Испытуемый оставался один в комнате, но за ним скрытно наблюдал экспериментатор. Испытуемыми были и студенты, и профессора университета, все без исключения вели себя странно: они начинали трогать окружающие предметы – звонили в колокольчик на столе, перелистывали книги и т. д.
Левин сделал вывод: в ситуации, в которой человек не занят осмысленным действием, его поведение становится ситуативно обусловленным. На основе результатов эксперимента он выделил два вида поведения:
1) поведение намеренное,
когда человек подчиняется смыс
2) поведение полевое, ситуативное, не намеренное, когда человек подчиняется валентности (зову) вещей.
Следующий эксперимент был проведен с целью еще раз подтвердить существование «полевого», ситуативного поведения:
Испытуемого приглашали в комнату для проведения эксперимента по изучению памяти. В комнате стоял богато сервированный стол. Экспериментатор делал вид, будто в данный момент он очень занят, и приглашал испытуемого перекусить, причем предупреждал, что процесс приема пищи будет записываться. Испытуемые разделились на две группы. Люди, составившие первую группу, отказывались и уходили. Люди, вошедшие во вторую группу, садились за стол и вкусно обедали. Выводы, к которым пришел Левин в результате экспериментов, таковы: часть испытуемых могла встать «над полем» и выполнить намеренное действие. Другая их часть испытывала на себе «власть поля», подчинялась ему, не могла совершить намеренное, волевое действие.
Поведение человека, по мнению Левина, определяется не особенностями среды, которые влияют на личность; оно обусловлено той конкретной целостностью, в состав которой входит и личность, и ее психологическое окружение. Левин выразил это отношение в виде следующей формулы:
В = f(P х Е),
где В – поведение (behavior); P – личность (personality); E – окружающая среда (environment).
Таким образом, поведение (В) есть функция личности (Р) и окружающей среды (Е). Левин подчеркивает, что среда – это внешнее поле конкретных сил и воздействий; личность – это «внутреннее поле» систем напряжения потребностей. Человек и среда – это два полюса одной и той же поведенческой целостности, а именно «жизненного пространства».
Теория поля была распространена Левиным на групповую динамику и активность. Левин предположил, что группа также может быть рассмотрена как динамическая система формирующая социальное поле, по аналогии с системой психологического поля личности. Социальное поведение людей в группе определяется взаимоотношениями внутри нее. Все эти процессы, происходящие в группе, определяются внешними обстоятельствами и двумя универсальными, противоположными векторами ее развития — групповой интеграцией и групповой дифференциацией.
Под групповой сплоченностью (интеграцией) понимается один из базовых процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Она является результирующей действия сил, которые влияют на членов группы, побуждая их оставаться в группе и любой ценой сохранять ее. Основными факторами, "подпитывающими" групповую сплоченность, являются следующие: удовлетворение личных потребностей участников; симпатия между членами группы; стремление к членству, включая усилия, приложенные для попадания в группу; комфортная атмосфера внутри группы; престиж группы; групповая деятельность; соперничество с другой группой; наличие внешнего давления или угрозы; наличие в группе девианта; определенная и одобряемая структура неформальной власти в группе, ее кооперация и совместимость с официальной властной иерархией (внутри и вовне группы).
Групповое напряжение (дифференциация) понимается как следствие противоречия между личными интересами и необходимостью иметь в виду потребности остальных членов группы и группы в целом, а также соблюдать групповые нормы и следовать групповым традициям. Оно также связано с внутренним напряжением каждого индивида. К факторам, "подпитывающим" групповое напряжение, обычно относят: агрессивное поведение членов группы; деструктивные способы коммуникации (двойные послания, подтексты и т. п.); неадекватное поведение лидера; отсутствие ясно сформулированной цели; дефицит ресурсов (некомпетентность); дефицит информации (неизвестность и неопределенность); неопределенность и слабую легитимность распределения неформальных властных полномочий в группе; конкуренцию между сложившейся структурой неформальной власти в группе и официальной властной иерархией (внутри и вовне группы).
С точки зрения эффективного функционирования, важен динамический баланс между сплоченностью и напряжением. Избыток группового напряжения приведет к распаду группы, однако следует принимать во внимание, что наличие напряжения — это необходимое условие динамики развития группы, т.к. полное доминирование факторов сплоченности неизбежно приводит к стагнации. Если сплоченность и напряжение одинаково низки, то группа будет существовать как формальное и недееспособное сообщество. Классическим примером такого рода были многие из "первичных комсомольских ячеек" в советских школах и институтах, собиравшиеся раз в год для очередных перевыборов "актива". Для полноценного развития и эффективного решения содержательных проблем баланс сплоченности и напряжения в группе необходимо поддерживать на достаточно высоком уровне.
С точки зрения теории групповой динамики, развитие группы представляет собой пять стадий, характеризующихся сконцентрированностью на определенных динамических процессах.
Теория психологического поля Левина легла в основу психологических теорий мотивации Г. Мюррея и А. Маслоу, теории каузальной атрибуции Г. Келли, теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Идея о взаимодействии личности и социального окружения приобрела в настоящее время фундаментальное значение.
Джекоб Морено (1889—1974) создател социометрию как экспериментального метода и науки об обществе; групповую психотерапию, психо- и социодраму, социатрию – науку об оздоровлении общества, социономию – науку о том, какими бывают люди и группы. Идеи Морено серьезно повлияли на развитие современной психологии, социологии, философии, театра.
Информация о работе Джэкоб Л. Морено, Курт Левин и исследования поведения групп