Джэкоб Л. Морено, Курт Левин и исследования поведения групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 14:10, реферат

Краткое описание

Бихевиоризм (психология поведения) - это направление психологии, возникшее в конце XIX - начале XX вв. под влиянием экспериментов, заключающих в наблюдение за поведением животных. Бихевиоризм основывается на необходимости изучения поведения человека, которое непосредственно зависит от влияющих на него стимулов и, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на них.
Исходная посылка бихевиоризма заключалась в необходимости изучения не сознания, а поведения человека, которое формируется в результате взаимодействия стимулов и реакции на них

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....2
1.Научная деятельность Курта Левина……………………………………………3-9
1.1. Теория поля…………………………………………………………………….3-6
1.2. Учение о групповой динамике………………………………………………..6-9
2. Исследования Джекоба Морено……………………………………………….9-15
2.1. Что такое социометрия……………………………………………………….9-13
2.2. Методы психодрамы и социодрамы………………………………………..13-15
Заключение………………………………………………………………………..…16
Библиографический список………………………………………………………....17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории менеджмента.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Дж. Морено – автор многих научных трудов, главные из которых: «Театр импровизации» (1923), «Групповой метод и групповая психотерапия» (1931), «Кто выживет» (1934), «Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе» (1951). В 1934 г. он основал знаменитый журнал «Социометрия».

    1. Теория социометрии

Социометрия — разработанная Джекобом Морено психологическая теория общества и одновременно социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. В основе теоретической социометрии лежит стремление объяснить все стороны социальной жизни — экономические, политические — состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Рассмотрим основные понятия социометрии: «теле», «эмоциональная притягательность», «социальный атом», «психосоциальная сеть».

  • Теле – это самое простое эмоциональное единство между двумя индивидами. Это процесс, лежащий в основе притяжения и отталкивания индивидами друг друга, эмоциональные потоки которых образуют социальный атом. Содержание теле составляют чувства, возникающие у индивида и направленные с разной степенью интенсивности на людей из непосредственного окружения. Теле имеет два компонента: проективный (исходящий от индивида) и репроективный (возвращающийся к индивиду). Только спроецированные чувства не имеют никакого смысла, они должны быть дополнены репроецированными чувствами. Одна часть не существует без другой, это континуум.
  • Эмоциональная притягательность является феноменом теле. Так, один индивид может привлекать внимание большего числа индивидов, чем другой. Некоторые же индивиды быстро теряют привлекательность.
  • Социальный атом – наименьший социальный элемент этих отношений. Он состоит из многочисленных структур теле. Социальный атом выражает паттерн притяжений и отталкиваний. Он не идентичен формальному положению, которое занимает индивид в группе. С самого своего возникновения он развивается как межличностная система. Это базисная социальная единица. Эмоциональные потоки, пронизывающие социальный атом, имеют разную силу.
  • Психосоциальная сеть – это более или менее прочная структура, объединяющая индивидов и социальные атомы. Психосоциальные сети, соответственно отношениям теле, связывают или разделяют большие группы индивидов. Так индивиды группируются и образуют психосоциальные сети различной конфигурации. В свою очередь, психосоциальные сети являются частями еще более крупной единицы – психологической географии сообщества. Сообщества удерживаются специфическими эмоциональными потоками. Это динамические составляющие человеческого сообщества.

Морено считал теле ответственным за сплоченность группы. Гипотеза о существовании и значении теле была проверена экспериментально: сравнение социограмм реальных и произвольных групп показало крайне низкий уровень взаимных связей между членами последних.

Социометрический эксперимент необходимо проводить по следующим правилам:

1. Эксперимент должен  проводиться в том месте, где  индивиды развивают наибольшую спонтанность;

2. Все члены группы  или сообщества являются исследователями  общей для них ситуации. Это  полностью противоречит традиционной  форме экспериментирования, где  совершенно не требуется, чтобы  люди сами были экспериментаторами.

3. Традиционное для экспериментальной психологии понятие – контрольная группа – не используется в социометрии. Здесь исследователь имеет дело с одной и той же группой, но в разных ситуациях.

Социограмма — графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малых группах. Социограмма наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических «звезд» (выбираемых большинством опрашиваемых), «париев» (от которых все отказываются) и иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами. Социограмма позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, сделать предположения о стиле лидерства, о мере организованности группы в целом. Графический способ, однако, обладает существенным недостатком — при численности группы в 15 и более человек графическое изображение связей становится практически неразличимым. Индивидуальные социограммы позволяют сделать более глубокий и развернутый анализ положения конкретного члена в группе (например, отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы, выделить «отверженного» или «изолированного» индивида).

В качестве примера приведем известный эксперимент Дж. Морено и Э. Дженнингс, в котором изучалась группировка девушек в столовой.

Ситуация не создавалась экспериментаторами, она была совершенно естественной. В отдельном коттедже воспитательной колонии проживали 28 девушек. Они обедали в столовой, где стояло семь столов. Порядок размещения каждой девушки за обеденным столом определялся исключительно с точки зрения авторитарной надзирательницы. Для каждого стола надзирательница назначала лидера, не задумываясь над тем, воспринимается ли «лидер» действительно как лидер также и девушками.

Далее проводился «тест невмешательства». Это эксперимент, направленный на установление наиболее спонтанной структуры группы. Авторитарную надзирательницу удалили из столовой. Каждую девушку просили вести себя совершенно непринужденно и выбрать себе место по своему усмотрению. В результате получилась структура группы, сформированная по принципу невмешательства. Процедура эксперимента проходила следующим образом. Девушка «А» садилась за стол № 1. Восемь девушек, которые испытывали к ней симпатию, пытались сесть за этот же стол. Однако за столом № 1 для троих из них не хватало места. В результате возникал спор, в результате которого кто-то из девушек пытался рассадить остальных принудительным порядком. Девушка «Б» садилась за стол № 2, но никто не пытался к ней присоединиться. Таким образом, три места за этим столом оставались свободными. Тест невмешательства привел к неразберихе.

Наконец, был проведен социометрический тест. Он состоял в том, что девушек спрашивали, с кем бы они хотели сидеть за столом, и поскольку за каждым столом имелось только четыре места, каждая девушка должна была сделать только три выбора. Девушкам говорили, что все делается для того, чтобы каждая из них могла сидеть за одним столом по меньшей мере с одной и, если возможно, первой выбранной ею девушкой. Была составлена карта структуры симпатий (карта теле) девушек друг к другу. Так было найдено оптимальное размещение девушек в столовой.

Таким образом, социометрический тест обеспечил свободное размещение. Он принес каждой девушке оптимальное удовлетворение и создал оптимальную структуру группы. Социометрический тест повторялся каждые восемь недель, чтобы точно оценить прогресс, регресс или застой в социальных отношениях.

    1. Методы психо- и социодрамы.

Психодрама – это метод, который основан на инсценировании личного опыта через проигрывание ролей на сцене в определенных условиях, направленных на активизацию психических процессов участников. Психодраму можно определить как науку, которая исследует «истину» драматическими методами. Психодрама является воплощением социоатрии – медицинским дополнением социометрии. Цель психодрамы — диагностика и терапия неадекватных состояний и реакций эмоциональных, их устранение, отработка перцепции социальной, углубление самопознания.

В одном из типичных вариантов рассказывается история из собственной жизни. Сам рассказчик — протагонист — в зависимости от избранной формы работы может быть участником или зрителем, больше или меньше влиять на ход драматизации. Считается, что в условиях групповой поддержки, в драматических построениях, содержательно близких переживаниям участника психодрамы, он проявит свои личностные особенности, что и определяет диагностическое значение.

В психодраме обычно выделяются такие фазы, как разминка, действие и интеграция (обсуждение). Важными условиями для проведения эффективной сессии являются доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. «Проживая» важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы своего реагирования, отношение к событиям, ценностям, к конкретным людям; он открывает новые возможности построения отношений и самореализации.

Метод психодрамы также был успешно применен при исследованиях групп. Социодрама – это глубокий активный метод работы с групповыми отношениями и коллективными идеологиями. Социодрама представляет собой форму психодраматического инсценирования, нацеленную на прояснение групповых норм.

Группа концентрирует внимание не на индивидуальных проблемах своих членов, а на вариантах исполнения ими своих социальных ролей. Согласно ролевой теории, «Я» человека возникает на основе играемых ролей. Морено обнаружил следующую закономерность: когда человек начинает меньше ценить свою социальную роль, он начинает ниже оценивать самого себя. Если у человека не появляется другой роли, замещающей первую, это может породить эмоциональные проблемы и даже психосоматическую болезнь.

В социодраматической ролевой игре участники выполняют роли отвлеченных персонажей. Социодрама в сравнении с психодрамой является не столь глубоко и сильно действующим методом.

Морено надеялся, что всю макроструктуру общества можно изменить эволюционно в соответствии с микроструктурой групп. Сегодня его идеи применяются во множестве сфер, при лечении неврозов и зависимостей, поведенческой психотерапии, а также востребованы в прикладной эргономике и различных бизнес-тренингах, направленных на повышение эффективности коллектива. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, К. Левин и Дж. Морено заложили основу в разработке средств для анализа поведения малой группы.

Курт Левин в своей теории поля раскрыл поведение личности как результат сложного взаимодействия внешнего и внутреннего психологических полей. Поведение человека зависит от специфики ситуации и внутренней мотивации личности. Исследования о механизме «полевого поведения» он перенес с отдельной личности на малую группу, создав отдельное научное направление, названное групповой динамикой, которое изучает закономерности развития межличностных отношений внутри группы.

  Не менее значителен вклад Дж. Морено. Он разработал аналитический метод – социометрию, целью которой было выявить реальную структуру отношений между членами группы, для создания гармоничной группы, которая может работать с максимальной производительностью. Кроме того, Морено вел исследования в области групповой психотерапии,  психо- и социодрамы и многих других направлениях. Сегодня по всему миру созданы институты, носящие его имя, готовящие таких специалистов, как психодрамотерапевт, социометрист, социальный работник, социодраматург, организационно-управленческий консультант, бизнес-тренер, морено-педагог, тренер широкого профиля.

Таким образом, Морено и Левин акцентировали внимание не на отдельном индивиде, а на группе как на целостной динамической системе, оказывающей влияние на поведение индивида. Их работы, опирающиеся на концепцию гештальт-психологии, стали толчком к дальнейшему исследованию коллективного поведения, нашли отражение в современной эргономике, психологии образования и других сферах.  
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. URL: http://psichology.vuzlib.net/book_o595_page_6.html
  2. URL: http://www.psylive.kz/m/moreno_dzhekob_levi.html
  3. URL: http://www.dynpsychology.ru/dinamicheskaya-teoriya-lichnosti-i-gruppi-levina.html
  4. Мейжис И.А., Почебут Л.Г. Социальная психология. СПб.: Питер, 2006.
  5. Яровицкий В. Сто великих психологов. М.: Феникс, 2003.
  6. Ярошевский М.Г., История психологии от античности до середины ХХв. М.,1996

 

 

 

 

 


Информация о работе Джэкоб Л. Морено, Курт Левин и исследования поведения групп