Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 18:50, курсовая работа
Социально-экономическая политика современного государства опирается на поддержание постоянного баланса между ее экономическим и социальным блоками. Если в рамках первого из них решаются, прежде всего, задачи макроэкономического характера, то второй – социальный блок призван обеспечивать достаточный уровень жизни населения и нормальный процесс его жизнедеятельности. Отличительной особенностью последних десятилетий является процесс «социализации» экономики, идущий не только в развитых, но и во многих развивающихся странах. Это связано с тем, что именно качество жизни сегодня выходит на первый план в системе факторов, определяющих международную конкурентоспособность национальной экономики. Задача переноса акцента на социальную сферу в настоящее время стала весьма актуальной и для России. Качество и уровень жизни населения – социальная структура российского общества.
Введение-------------------------------------------------------------------------------3
1. Качество жизни населения------------------------------------------------------6
1.1 Структурные составляющие--------------------------------------------------6
1.2 Определение и оценка качества---------------------------------------------10
2. Уровень жизни населения------------------------------------------------------14
2.1 Понятие уровня жизни населения------------------------------------------14
2.2 Социальные нормативы и потребности-----------------------------------16
3. Динамика качества и уровня жизни населения России-----------------19
Заключение----------------------------------------------------------------------------22
Литература----------------------------------------------------------------------------24
3. Динамика качества и уровня жизни населения России
На сегодняшний день, проблемы качества жизни, уровня жизни и факторов, определяющих его динамику, становятся очень актуальными и важными. От решения этих проблем зависят дальнейшие преобразования в стране, политическая и экономическая стабильность в обществе. И чтобы решить эти проблем, необходима определенная политика, выбранная государством, где главной темой был бы человек, его физическое и социальное здоровье, благосостояние. Поэтому у большинства населения появляется интерес к преобразованиям, которые могут повлечь изменение уровня жизни.
В экономической литературе выделяется четыре уровня жизни населения: достаток, нормальный уровень, бедность, нищета.7 Одним из критериев определения уровня жизни является доля затрат на питание в общей сумме потребительских расходов семьи. Чем она выше, тем ниже уровень жизни данного домохозяйства, и наоборот. Уровень доходов членов общества также является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Среди факторов, оказывающих влияние на величину доходов населения, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.8
Неравенство в доходах населения формируется в результате комплексного взаимодействия факторов, характеризующих экономическую, социальную и географическую ситуацию.
Дифференциация доходов населения — выделение различных слоев и групп населения в зависимости от уровня доходов. В качестве показателя характеризует степень неравномерности распределения доходов. Различие в доходах играет определяющую роль в существовании социально-экономического неравенства. Социальная политика нашего государства в период 2009-2012 гг. была направлена на стабилизацию и повышения уровня жизни населения. Для этого требовалось обеспечить рост денежных доходов населения и
повысить их реальное содержание. После значительного сокращения доходов населения в 2009 году, их восстановление идет умеренными темпами. За 2010-2012 годы реальная заработная плата выросла на 4,4%, " реальные располагаемые денежные доходы населения - на 7,3 процента.
По данным Федеральной службы государственной статистики, среднедушевые денежные доходы населения России в 2010 г. составляли 18887,1 руб., что на 23% больше, чем в 2009 г., в котором они составляли 17008,6 рублей в месяц. Среднедушевые денежные доходы населения в России в 2011 году составили 20700,7 руб., а в 2012г. составили 23 002 рубля, что на 7,8% больше, чем в мае текущего года и на 12,1% больше, чем в июне 2011 г.
Проблема дифференциации доходов приобрела особую актуальность в условиях перехода к рынку не только с экономической, но и с социальной точки зрения. Следует отметить изменение структуры доходов, которая обусловлена усилением рыночных механизмов хозяйствования, сменой экономической парадигмы в XXI веке.
По данным социальной политики, доля оплаты труда и социальных выплат в денежных доходах населения снизилась с 91 % в 1990 г. до 80,1 % в 2010 г., до 80,0% в 2011г., до 83,5% в 2012г. Доходы от предпринимательской деятельности, возросли с 3,7 % в 1990г. до 9,3 % в 2010г., до 10,6% в 2011г., до 15,8 в 2012г. А доходы от собственности возросли с 2,5 % до 6,3 % в 2010г, до 8,5% в 2011г., до 9,4% в 2012г.
Другим фактором роста дифференциации доходов населения являются межотраслевые разрывы в заработной плате. Обращает на себя внимание низкая оплата труда в сельском хозяйстве и в отраслях социальной сферы. В промышленности, где уровень оплаты труда превышает средний по стране (18881,3 руб. в 2011 году, 20714,7руб. в 2012г.) наблюдается большая дифференциация доходов по отраслям.
Также сильное влияние на дифференциацию доходов населения оказывают региональные различия, обусловленные природно-географическим положением регионов, их экономической и социально- демографической спецификой. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2010 г. большинство российских регионов имели среднедушевой доход в месяц 18881,3 руб. в 2009 г. -17006,8 руб. в 2011г.- 20700,7руб., в Москве среднедушевой денежный доход за аналогичный 2009-2011г. период в среднем составил 43875,7 руб., т. е. больше среднероссийского в 2,5 раза. Это объясняется сосредоточением в Москве основного массива финансово-кредитных структур с высокими доходами.9
Уровень жизни населения в России подвержен постоянным изменениям. Среднемесячная начисленная заработная плата в октябре 2012г. составила 26256 рублей и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросла на 12,1%, в январе-октябре 2012г. - на 14,0%.
В России показатель уровня жизни также измеряется с помощью прожиточного минимума. С каждым годом величина прожиточного минимума увеличивается. Если мы сопоставим доходы и величину прожиточного минимума, то в среднем на душу населения в 2010 году доход составил 18887,1 руб., а величина прожиточного минимума 5902 руб., доходы превышали прожиточный минимум в 3,2 раза, в 2011 году в 3,3 раза, а в 2012году в 3,4раза. Это означает,что уровень жизни тоже улучшается.Повышение уровня жизни населения является основной задачей государства. 10
Заключение
Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.
Для современного этапа социально-экономического развития характерно большое количество накопившихся в социальной сфере проблем, острых противоречий, связанных с уровнем социального развития и повышением качества жизни населения. Разрешение этих проблем и существующих противоречий позволит повысить качество жизни населения и организовать переход на более совершенную ступень социального развития. Поэтому обоснование сущности социального развития и качества жизни с современных позиций является важным звеном в осмыслении всей совокупности процесса социально-экономических изменений в обществе и может служить эффективным механизмом в решении практических задач в его поступательном прогрессивном развитии.
Проблема разработки системы показателей качества жизни населения, является одним из важнейших направлений исследований, нацеленных, на совершенствование инструментов управления социально-экономическим развитием общества. Различные интегральные индикаторы синтетической категории «качество жизни», с одной стороны, помогают выявить базовые латентные (недоступные для непосредственного измерения) факторы, формирующие эту категорию, а с другой – могут быть использованы как критерии оценки результатов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и страны в целом, а также как показатели степени эффективности управления регионом (страной) в той сфере деятельности, к которой относится данный конкретный интегральный индикатор.
Для выполнения Главной цели социально-экономической политики Российской Федерации (которая схожая для всех регионов) – создание условий для устойчивого экономического развития и создание условий для повышения уровня и качества жизни населения, необходимо осуществление социальной политики на новых принципах, таких как взаимная солидарная ответственность всех субъектов социальной политики; добровольность и многообразие форм участия людей в формировании и реализации социальной политики; открытость и подконтрольность социальной политики обществу, человеку; межнациональная, межконфессиональная, межгрупповая и межличностная толерантность; защита трудоспособного населения от социальных рисков преимущественно на страховых принципах; гарантирование сохранения ранее приобретенных социальных прав для людей, фактически пользующихся этими правами, стимулирование активного участия людей в формировании собственного благосостояния и в общественной жизни.
Особенностью нынешнего этапа социально-экономического развития является то, что впервые за всю историю существования российского государства был разработан и принят бюджет на три года, в котором значительный удельный вес занимают расходы на социальное развитие.
Такие фундаментальные изменения в финансовых отношениях, с одной стороны, позволяют более успешно накапливать социально-экономический потенциал регионов и направлять его на повышение качества жизни населения, но с другой – усиливают противоречие между интересами органов местного самоуправления и частных собственников, включая отдельных граждан. Все это требует от органов власти регионов умения согласовывать интересы людей, социальных и территориальных сообществ, населения в целом для достижения главной цели своей деятельности – повышения качества жизни людей.
6. Римашевская Н.М. Качественный потенциал населения России: взгляд в XXI век // Проблемы прогнозирования. – 2006. – №3.
7. Рывкина Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ // Социологич. исследования. – 2007. – №4.
8. Сажина М.А. Экономическая теория [Текст] / М.А. Сажина Г.Г. Чибриков // Инфра-М. – 2010.
9. Череданова Л.Н. Основы экономики [Текст] / Л.Н. Череданова// Москва:
Академия. –2012.
10. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России // Российский экономический журнал. – 2007. – №7.
1 http://www.demoscope.ru
2 Рывкина Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ // Социологич. исследования. – 2007. – №4.
3 Римашевская Н.М. Качественный потенциал населения России: взгляд в XXI век // Проблемы прогнозирования. – 2006. – №3.
4 Моськин Р. Повышение качества трудовых ресурсов // Человек и труд. -2001. – №9-С.
5 Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России // Российский экономический журнал. – 2007. – №7.
6 Лебедева Л.Ф. Проблемы измерения и динамика уровня бедности [Текст] / Л.Ф. Лебедева // Москва. – 2012.
7 Лебедева Л.Ф. Проблемы измерения и динамика уровня бедности [Текст] / Л.Ф. Лебедева // Москва. – 2012.
8 Сажина М.А. Экономическая теория [Текст] / М.А. Сажина Г.Г. Чибриков // Инфра-М. – 2010.
9 http://iupr.ru
10 http://www.gks.ru
Информация о работе Динамика качества и уровня жизни населения России