Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 06:57, реферат
Всеобщее качество (TQM) возникло как обобщение ряда похожих, но в то же время и имеющих определенные отличия концепций. Эти концепции были предложены выдающимися людьми, которых часто называют “гуру”, “учителя и наставники качества” и даже “проповедники качества”.
Вообще, 14 принципов часто рассматривают как очень важные цели, которые сами по себе не обеспечивают инструментария для их достижения.
Сам Э. Деминг предлагает план действий, состоящий из семи пунктов, начиная с освоения менеджментом каждого из 14 пунктов и борьбы со “смертельными болезнями”, которым, как считает Деминг, подвержено большинство компаний в западном мире:
отсутствие постоянства целей;
погоня за сиюминутной выгодой;
системы аттестации и ранжирования персонала;
бессмысленная ротация кадров управляющих;
использование только количественных критериев для оценки деятельности компании.
Препятствия,
которые он рассматривает в дополнение
к этим “болезням”, различны: мотивационные,
образовательные, постоянство в
приверженности стандартам, используемые
технологии.
План
действий
План
действий Деминга состоит из следующих
семи шагов:
1) руководство,
опираясь на все 14 принципов,
борется со “смертельными
2) руководство
собирается с духом и
3) руководство
объясняет сотрудникам
4) вся
деятельность компании
5) как можно быстрее строится организационная структура, которая будет работать на постоянное улучшение качества. Деминг выступает за использование цикла Шухарта (PDCA) в качестве процедуры, помогающей улучшению на любом этапе;
6) каждый
сотрудник может принять
7) строится
система качества (Деминг считает, что
для этого требуется участие знающих статистиков).
Теория
глубинных знаний
К наиболее ценным достижениям Э. Деминга следует отнести теорию глубинных знаний, включающую теории: систем, вариабельности (изменчивости), психологии и познания.
Глубинные
знания демонстрируют системный
подход к менеджменту качества, учитывающий
вариабельность (статистический характер)
всех процессов, а также способностей
людей, их поведенческие особенности,
в том числе стремление к достижению
результатов, получению признания
и радости от работы. Очень важна
роль теории знаний (познания) для понимания
концепций непрерывного улучшения.
До недавнего времени в управлении
качеством господствовали идеи оптимального
качества, т. е. того уровня качества, улучшать
который невыгодно. Такая точка
зрения предполагала ограниченность ресурсов
и не учитывала, что получение
новых знаний существенно расширяет
возможности поиска новых решений.
Новые знания постоянно изменяют
представления об оптимальном уровне
качества и направляют его в сторону
интересов потребителя. В 1992 г. Деминг
обратился к российским коллегам с призывом
решать все экономические проблемы на
основе системного подхода к качеству.
В этом обращении есть весьма значимые
слова: “Ни у одной страны мира нет необходимости
быть бедной”. Несколько сот человек его
услышали. В 1993 г. в России учреждена Ассоциация
Деминга. Подобно аналогичным организациям,
действующим уже в 48 странах мира, Российская
Ассоциация Деминга ставит своей целью
пропагандировать и распространять знания
о принципах и методах менеджмента качества,
основанных на трудах Деминга и других
выдающихся специалистов в данной области.
Джозеф
Джуран
Джозеф
М.Джуран (Joseph М. Juran, род. в 1904 г.) – не менее
знаменитый, чем Э. Деминг, американский
специалист в области качества, академик
Международной академии качества (МАК).
В 1951 г. в США вышла его книга “Справочник
по управлению качеством” (Handbook for Quality
Control), от которой ведет свое начало понятие
“управление качеством”; в 1963 г. вышло
второе, значительно расширенное издание
“Справочника”. В 1964 г. была издана известная
книга Джурана “Революция в управлении
предприятием”.
Дж. Джуран первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством. Им разработана знаменитая “спираль качества” (спираль Джурана) – вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством (рисунок 1) и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей.
Рисунок
1. Спираль качества Джурана
Дж. Джуран является автором концепции AQI (Annual Quality Improvement) – концепции ежегодного
улучшения
качества. Улучшение качества, считает
Джуран, – это превышение уже достигнутых
результатов работы в области качества,
связанное со стремлением человека установить
новый рекорд. В философии менеджмента
непрерывное улучшение подразумевает,
что на смену политике стабильности приходит
политика изменений. Главное внимание
в концепции AQI сосредоточивается на стратегических
решениях, более высокой конкурентоспособности
и долгосрочных результатах.
Основными
принципами AQI являются:
планирование руководством улучшения качества на всех уровнях и во всех сферах деятельности предприятия;
разработка мероприятий, направленных на исключение и предупреждение ошибок в области управления качеством;
переход
от администрирования (приказов сверху)
к планомерному управлению всей деятельностью
в области качества, включая совершенствование
административной деятельности.
Для реализации концепции AQI на предприятии разрабатывается комплекс мероприятий, предусматривающий:
составление ежегодной программы улучшения качества;
разработку методов улучшения качества, его измерения и оценки;
обучение статистическим методам и их внедрение в практику;
совершенствование
организации работ в
Дж. Джураном сформулированы основы экономического подхода к обеспечению качества. Если большинство специалистов до Джурана освещали лишь конкретные виды применения стоимостного анализа, то в своем “Справочнике по управлению качеством” он впервые классифицировал затраты на обеспечение качества, выделив четыре основные категории затрат: затраты на предупреждение дефектности, затраты на оценку качества, издержки вследствие внутренних отказов и издержки из-за внешних отказов.
В 1979 г.
Джуран организовал в США Институт качества,
который предоставляет широкий круг услуг,
включая обучение специалистов.
Филипп
Кросби
Филипп Кросби (Philip Crosby) – один из признанных в мире американских авторитетов в области качества, академик МАК. Наиболее широкую известность получили его 14 принципов (абсолютов), определяющих последовательность действий по обеспечению качества на предприятиях.
Четко
определить ответственность руководства
предприятия в области
Сформировать команду, которая будет претворять в жизнь программу обеспечения качества.
Определить методы оценки качества на всех этапах его формирования.
Организовать учет и оценку затрат на обеспечение качества.
Довести
до всех работников предприятия политику
руководства в области
Разработать процедуры корректирующих воздействий при обеспечении качества.
Внедрить
программу бездефектного
Организовать постоянное обучение персонала в области качества.
Организовать регулярное проведение Дней качества (Дней “нулевых дефектов”).
Постоянно ставить цели в области качества перед каждым работником предприятия.
Разработать процедуры, устраняющие причины дефектов.
Разработать программу морального поощрения работников за выполнение требований в области качества.
Создать целевые группы, состоящие из профессионалов в области качества.
Начать все с начала (повторить цикл действий на более высоко уровне исполнения).
Ф. Кросби является идеологом системы ZD (“ноль дефектов”). Изучая вопросы стоимостной оценки качества, Кросби высказал знаменитый афоризм: “Качество – бесплатно” (Quality is Free). Из этого следует, что изготовителю приходится платить не за качество, а за его присутствие, что должно быть предметом постоянного контроля и анализа В своей книге “Качество – бесплатно” Ф. Кросби доказывает, что повышение качества не требует больших затрат, так как на деле повышение качества одновременно повышает и производительность, поскольку одновременно снижаются многие статьи затрат, связанные с устранением выявленных дефектов, с переработкой некачественной продукции, предотвращением возврата продукции потребителем и т. д.
Кросби предложил универсальный способ оценки степени компетентности предприятия в решении проблемы качества. Для этой цели он использовал шесть параметров:
отношение
руководства предприятия к
статус отдела качества на предприятии;
способы рассмотрения проблемы качества;
уровень расходов на качество в процентах от общего оборота предприятия;
меры по повышению качества;
реальное положение с качеством на предприятии.
Ф. Кросби
разработал таблицу оценок каждого
параметра в баллах зависимости
от ряда критериев, характеризующих
его состояние. Чем ближе фактическое
значение параметров к табличному,
тем выше степень зрелости предприятия
в области качества. Он предлагает целую
систему таблиц, графиков, с помощью которых
можно установить применительно к конкретным
условиям деятельности отдельного предприятия
те оптимальные действия, которые приведут
к улучшению положения области качества.
Ф. Кросби является автором модели оценки
лидера и степени зрелости руководителей
разного уровня. Один из способов этой
оценки – составление “модели эффективного
лидера”, которая учитывает показатели
“оперативной зрелости” (умение выполнять
поставленные задачи) и “психологической
зрелости” (умение контактировать и руководить
людьми).
Арманд
Фейгенбаум
Арманд В. Фейгенбаум (ArmandW. Feigenbaum) – всемирно извести американский специалист, автор теории комплексного управления качеством, академик МАК и один из ее основателей, почетный член и бывший президент Американского общества по качеству (ASQ). В 1986 г. одна из книг А. Фейгенбаума была издана на русском языке.
В 50-х годах Фейгенбаумом была сформулирована концепция комплексного (тотального) управления качеством (TQC), ставшая в 60-е годы новой философией в области управления предприятием. Главным положением этой концепции является мысль о всеохватности управления качеством, которое должно затрагивать все стадии создания продукции и все уровни управленческой иерархии предприятия при реализации технических, экономических, организационных и социально-психологических мероприятий. “Сейчас проблемы качества настолько усложнились, – утверждал Фейгенбаум, – что они могут быть успешно решены, только если будет сформирована новая организационная структура. Эти проблемы "переросли" существующую организационную структуру”.