Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 22:52, курсовая работа
Цель данной работы: выявить закономерности в развитии организаций.
Задачи данной работы:
Дать определения и характеристику жизненным циклам и стадиям развития организаций;
Рассмотреть модели развития организаций;
Установить связь между жизненным циклом организации и товара;
Рассмотреть основные подходы к жизненному циклу организации
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие жизненный цикл организации…………………………………..…5
Этапы и стадии жизненного цикла организации…………………………..6
Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла...13
Различные модели жизненных циклов…………………………………..…14
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Основные подходы к жизненному циклу организации и их сравнительный анализ………………………………………………………….……………...20
Подходы к управлению жизненным циклом товара………………………26
Основные ситуации взаимовлияния жизненных циклов спроса, технологии и товара…………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
К настоящему времени можно четко выделить два других подхода к исследованиям жизненных циклов организаций. Первый подход носит исключительно эмпирический характер и включает в себя исследования с применением количественных методов, изучение конкретных кейсов или лонгитюдные исследования. В большинстве своем эти исследования отличаются друг от друга объектами изучения, или типами организаций. Второй подход, менее многочисленный, предполагает применение концепции ЖЦО с целью ее интеграции с другими областями исследований организаций и менеджмента. В данном случае концепция жизненного цикла используется для объяснения изменений того или иного явления по мере становления и развития организации.
В свою очередь можно также выделить дедуктивные подходы к ЖЦО: эволюционный и революционный подходы, стратегический, ресурсный, подход, основанный на знаниях, экологический, ситуационный подходы. Далее рассмотрим эти подходы подробнее.
Влияние на развитие концепции ЖЦО оказали становление и развитие эволюционной теории экономических изменений и работы Р. Нельсона и С. Уинтера (1990 г.), которые сегодня признаны классиками данного направления. Согласно эволюционному подходу, механизм изменений в организации связан с изменчивостью, наследованием и отбором.1
Эволюционный подход фокусируется на изменениях организации во времени, характеристиках организации на различных этапах развития. С точки зрения эволюционного подхода, необходимым условием развития является разнообразие (однообразие исключает эволюцию). Реализация экономических идей применительно к экономике означает, в частности, что организации в любой период времени обладают разнообразными потенциальными возможностями, процедурами и правилами принятия решений, которые определяют их действия в зависимости от внешних условий. Однако при разработке эволюционных подходов принцип системности не реализуется в полной мере.
Революционный подход предполагает переход организации в иное качественное состояние посредством революционных преобразований во внутренней среде, направленных на преодоление кризисных точек. Рекомендуется сочетать эволюционный и революционный подходы к анализу ЖЦО. В рамках концепции ЖЦО предлагаются как эволюционная трактовка развития фирмы, так и наличие революционных этапов, которые характеризуют кризисное состояние фирмы, и через преодоление которых возможен переход на следующую стадию развития.
Стратегический подход к ЖЦО – своеобразное противопоставление эволюционном подходу к изучению реальных мотивов и механизмов поведения фирмы и рыночной экономики. Сторонники стратегического подхода считают, что фирма не только подчиняются доминирующим экономическим отношениям, но и стремятся сами их формировать. Основу фирмы согласно данному подходу, составляют стратегия. Факторы стратегического поведения фирмы (цена, качество и количество выпускаемого товара, выпуск ценных бумаг и т.д.) изменяются не столько под воздействием внешней среды, сколько представляет собой результат деятельности самой фирмы.
В теории стратегического управления выделяет еще два отдельных подхода: ресурсный подход и подход, основанный на знаниях (knowledge based view – KBV).
В первом варианте ЖЦО может рассматриваться как выстраивание определенных типов взаимоотношений с внешней средой на разных стадиях развития фирмы, что, в свою очередь, может вести к дальнейшему развитию фирмы либо к ее смерти – в случае неудачно выстроенных отношений фирмы и ее внешней среды. Вместе с тем движение организации по стадиям ЖЦО также зависит от наличия определенных ресурсов или доступа к этим ресурсам. Обновление и развитие компетенций и ресурсов есть источник конкурентного преимущества и условие развития организации. Подход, основанный на знаниях – дальнейшее развитие ресурсного подхода. Организация – это уже организм, который способен обучаться и реализовывать и раскрывать свой потенциал в процессе обучения. На каждом новом этапе имеющиеся ресурсы фирмы используются на более высоком уровне.
В целом стратегический подход имеет прикладной характер и дает конкретные рекомендации относительно стратегий функционирования фирмы на разных стадиях жизненного цикла с учетом ключевых компетенций и наличия определенного набора ресурсов и знаний, необходимых для реализации стратегий.
В рамках экологического подхода развитие фирмы объясняется воздействием внешних сил, находящихся вне контроля топ–менеджеров, и поэтому фирма представляется как пассивная структура экономики, как объект воздействия внешней среды, за которым признается лишь возможность реагирования на те или иные события, например, в виде меняющихся технологий или контрактных отношений, господствующих в отрасли.
Ситуационный подход к ЖЦО предполагает использование разных моделей управления в зависимости от ситуации, в которой в конкретный момент времени находится фирма. Традиционный вариант опирается на системную парадигму, в рамках которой фирма рассматривается как открытая система. Ситуационный подход демонстрирует важность смены бизнес–моделей на разных стадиях ЖЦО.
Дедуктивные подходы к жизненному циклу организации более узкие и рассматривают развитие организации под определенным углом. Изучив подробнее эти подходы, можно сделать вывод, что в каждом подходе есть свое представление об организации и собственные механизмы перехода организации (фирмы) на следующую стадию жизненного цикла. По мнению автора, имеющееся разнообразие моделей ЖЦО объясняется именно наличием разных подходов к концепции ЖЦО. Сравнительный анализ подходов см. таблицу 1.2
Таблица 1.2 Сравнительный анализ дедуктивных подходов к ЖЦО
Подходы |
Критерий сравнения | ||
Сущность подхода |
Фирма с позиции подхода |
Критерий перехода на следующую стадию ЖЦ | |
Эволюционный |
Развитие и изменение организации происходит под воздействием и изменением факторов окружающей среды. Результаты эволюции: - повышение приспособленности организаций к условиям среды; - повышение уровня сложности организаций; -увеличение многообразия организаций. |
Член делового сообщества («популяции»), как объект, обладающий собственными традиция- ми в принятии решений и определении направлений деятельности; пассивный субъект рыночной экономики |
Поиск новых возможностей. Источник перехода – влияние внешних сил, в.т.ч.изменения в отрасли, которые вынуждают организа- ции искать новые, более подходящие рутины, Механизм изменений в организации связан с изменчивостью, наследованием и отбором. |
Революционный |
Переход организации в иное качественное состояние посредством революционных преобразований во внутренней среде, направленных на преодоление кризисных точек. |
Активный субъект рыночной экономики. |
Преодоление кризисных точек |
Стратегический |
Развитие организации происходит как под воздействием внешней среда, так и за счет деятельности самой организации |
Активный субъект рыночной экономики. |
Изменение или Дальнейшая реализация стратегии фирмы |
Ресурсный |
Развитие организации происходит за счет постоянного обновления компетенций и ресурсов фирмы |
«Пучок» ресурсов и компетенций в изменяющейся среде. |
Наличие и обновление определенных ресурсов или доступ к этим ресурсам; усложнение организационных форм и бизнес-моделей. |
Экологический |
Развитие организации объясняется с точки зрения воздействия внешних сил, находящихся вне контроля топ менеджеров. |
Пассивная структура экономики, как объект воздействия внешней среды, за которым признается лишь возможность реагирования на те или иные события. |
Реагирование на события внешней среды |
Подход, основанный на знаниях |
Развитие организации происходит за счет обучения на базе своих знаний |
Организация воспринимается как организм, который способен обучаться и развиваться на базе своих знаний |
Реализация процесса обучения, в котором открываются новые возможности использования знаний и навыков на более высоком уровне |
Ситуационный |
Использование разных моделей управления в зависимости от ситуации, в которой в конкретный момент времени находится фирма |
Открытая система |
Смена бизнес - моделей |
Продолжение таблицы 1.2
2.2 Подходы к управлению жизненным циклом товара
В условиях меняющейся внешней ситуации предприятия должны не только концентрировать внимание на внутренних проблемах, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Установление связей между внешней и внутренней средой организации обеспечивается механизмами управления.
Традиционные направления в менеджменте, рождающиеся во внутренней среде, обеспечивают лишь кратковременную результативность. Выход может быть найден при использовании новых подходов в области экономического управления организацией, облегчающего приспособление к внешнему окружению. Основным ее проявлением становятся периодические взлеты и падения активности народного хозяйства, способные оказывать влияние на динамику развития предприятий.
Современные исследования рассматривают цикличность как неотъемлемую часть рыночной экономики, составляющую ее основу и представляющую единственный способ существования. Анализу кризисов и циклов посвящено значительное число разработок, в которых изучается природа их развития, разнообразие типов и степень влияния на отдельные отрасли и жизненный цикл товаров, обосновываются способы государственного регулирования и воздействия на них.
Организация выступает первичным звеном экономического цикла и характеризуется различной способностью адаптации к изменениям внешней среды. Если техника и нововведения составляют материальную основу цикла, то ее основной движущей силой, обеспечивающей переход от одного равновесного состояния к другому, Й. Шумпетер справедливо считал новаторскую инициативу предпринимателей, которая обеспечивается риском внедрения в производство новых товаров и техники, открытием новых рынков и источников сырья, обновлением организации производства. Тем самым экономическая цикличность и механизмы ее развития становятся преобладающими при определении перспектив и стратегий организации.
Теории организационного развития стали одним из направлений поиска таких закономерностей. Результатом исканий стала разработка концепции жизненного цикла организаций. Среди большого числа суждений можно выделить два основных подхода, положенных в основу теории – органический (организационный) и материальный (жизненного цикла ресурсов).
В соответствии с органическим подходом компания развивается так, чтобы лучше соответствовать внешней среде своими организационными характеристиками. В рассмотрение принимаются схемы структуры управления на различных этапах жизненного цикла, который ограничивается аналогией с жизнью человека и содержит 4 стадии – рождения (создания), роста, зрелости и упадка (отмирания). Приведенный подход хотя и направлен на выработку таких характеристик организации, которые позволяют лучше соответствовать внешней среде, но носит в основном общий характер и не обеспечивает защиту предприятия от внутреннего системного или социального кризиса. В таких условиях организация рассматривается больше как созерцатель внешних воздействий.
Материальный подход противоположен органическому и базируется на посылке не созерцания, а активного воздействия на внешнюю среду для достижения поставленных целей на основе управления ресурсами и их жизненным циклом. Поэтому жизненный цикл организации непосредственно зависит от жизненного цикла товаров и используемых ресурсов.
Для описания жизненного цикла товара используется графическое изображение зависимости объема продаж и прибыли от времени нахождения товара на рынке. Обычно рассматривают четыре фазы жизненного цикла товара: выход на рынок; рост; зрелость; спад. Иногда рассматривают еще один этап жизненного цикла товара – этап насыщения, который является промежуточным между стадиями зрелости и спада. Конечность цикла товаров и непрерывность деятельности организации вызывает необходимость его постоянного воспроизводства. Воспроизводство циклов основано на определяющей роли научного прогресса, что подтверждено исследованиями и статистической информацией, нашедшей отражение в теории нововведений. Нововведениям свойственно нахлынуть приливной волной и затем отступить. Экономический цикл сводится к отливу и приливу нововведений и к тем последствиям, которые отсюда вытекают. Механизм их проявления на уровне организации связан с использования определенной инновации и изготовляемых с ее помощью продуктов.
Постоянное внедрение инноваций является принципом многих ведущих компаний. Пионером стала компания Electrolux, основатели которой сделали его главным для бизнеса еще 100 лет назад. Инновационный подход обеспечил первый успех организации в 1910-х годах, когда был изобретен бытовой пылесос, и началось его коммерческое производство. Продолжение успеха последовало в 20-е годы благодаря очередному изобретению – холодильника. Ставка на инновации обеспечила компании не только уверенное прохождение по первым трем этапам жизненного цикла (создание, рост и зрелость), но и продолжает удерживать ее от старения. Electrolux сохраняет и сейчас лидерство на этом рынке.
Развитие рынков, товаров и технологий характеризуется постоянной сменой поколений. При 4-хфазном жизненном цикле товара новое поколение начинает осваиваться, когда предыдущее еще находиться в фазе зрелости предыдущего продукта. Переход на новое поколение техники, добавление к набору товаров, видов деятельности новых и отсечение тех, которые не обеспечивают рост, обеспечивает продление жизненного цикла организации. Компании, не учитывающие этого, имеют конечный жизненный цикл в рамках одного поколения техники и технологии и в результате их физического и морального износа вместе с ним заканчивают свою деятельность переходом в стадию «спада и отмирания».5
Если организационные характеристики, соответствующие внешней цикличности, были своевременно сформированы, то такие компании в состоянии подняться из пепла как Феникс. Это может сделать новая команда руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития. Тем самым организация способна выйти из стадии «старения» и приблизиться к стадии «обновления». Для дальнейшего развития необходим инновационный подход, так как жизненный цикл организации оказывается зависимым от того, насколько инновационное решение способно обеспечить разработку нововведений и их использование в рамках существующей среды.
Таким образом, инновационный подход к управлению по стадиям жизненного цикла организации становится основой продления жизненного цикла ее потенциала, выпускаемых товаров. Его применение способствует усилению конкурентных преимуществ, поскольку компания, ориентированная на инновационную стратегию, способна модифицировать товар.
Модификация товара, может осуществляться путем постоянного улучшения его качества, модернизации, оформления товара, его надежности, экологичности и безопасности применения, эргономичности, технологичности, эстетичности и других новаций. Это позволяет выйти на новый уровень экономического равновесия, войти в стадию «обновления» и продлить жизненный цикл товара и организации.
2.3 Основные ситуации взаимовлияния жизненных циклов спроса, технологии и товара
Понимание организации как системы является аксиомой современной управленческой теории.
Организация в теориях жизненных циклов предстает как условно первичный элемент анализа, динамика ее внутренний структуры системно не изучается. В настоящее время можно говорить о ряде подходов, целенаправленно исследующих трансформацию отдельных составляющих внутренней среды организации с течением времени
Жизненный цикл организации ("онтогенез") отражает её эволюцию ("филогенез") от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности. Очевидно, что вопросы управления жизненным циклом относятся к стратегическим задачам.
Ситуация 1.
Производится и продается необходимое и достаточное количество товара, которое может потребить конкретный рынок. В этом случае кривые жизненных циклов спроса, технологии и товара совпадают.
При данной ситуации на рынке эффективное развитие организации возможно на протяжении всего цикла, если она является участником этого цикла с самого начала. Однако входные барьеры в данный цикл высоки в силу жесткой конкуренции, так как с момента возникновения спрос полностью удовлетворен количеством произведенного и проданного товара.