Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:46, реферат
Занятость как социально-экономическое явление можно определить как общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок).
Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния населения страны, одновременно представляя собой экономическую категорию и социальную проблему.
Введение. Понятие «занятость».
Классификация занятости.
Принципы занятости.
Виды занятости.
Заключение.
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ «ЗАНЯТОСТЬ»
Занятость как социально-экономическое явление можно определить как общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок).
Занятость является важнейшей
характеристикой экономики и
благосостояния населения страны, одновременно
представляя собой
Как экономическая категория занятость - это совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и потребностей в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.
Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий круг трудоспособного населения.
По роду (сфере) деятельности всех занятых можно разбить на четыре большие группы:
1) занятые в экономике
оплачиваемой деятельностью; 2) военнослужащие,
занятые деятельностью, не
По способу вовлечения
в трудовую деятельность занятых
в экономике можно разделить
на три подгруппы: 1) наемные работники,
занятые на основе продажи своей
рабочей силы; 2) работодатели/предприниматели,
реализующие свои организаторские
и предпринимательские
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ
В соответствии с Международным
классификатором статуса
В зависимости от целей анализа используется различная классификация видов занятости.
Как социальная проблема занятость играет определяющую роль в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в становлении и раскрытии его личности. Труд в процессе занятости создает основное богатство общества, обеспечивает его прогрессивное развитие, вносит вклад в социальный прогресс мирового сообщества. В противовес занятости - безработица негативно влияет на жизненный уровень человека, его семьи; является дестабилизирующим фактором, ведущим к застою, деградации отдельных регионов, социальным потрясениям в обществе. Именно потому, что безработица является серьезной социально-политической проблемой, занятость должна находиться в центре внимания общества и государства, проводимой им социально-экономической политики.
В этом качестве государственная политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного использования граждан в сфере труда для достижения целей личности и общества. Основой для построения и реализации этой политики является концепция занятости как система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости населения на определенном этапе социально-экономического развития общества. В России концепция занятости прорабатывается в условиях формирования рыночной экономики с социальной направленностью. Ее основные положения изложены в Законе «О занятости населения в Российской Федерации». В этом законе, а также Конституции РФ отражены основные принципы занятости.
ПРИНЦИПЫ ЗАНЯТОСТИ
Первый принцип отражает исключительное право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду; принуждение к труду в любой форме не допускается (кроме особых случаев, установленных законодательно). Тем самым, добровольность труда как общечеловеческая ценность закреплена законом. Занятость в отраслях экономики (народного хозяйства) уже не является единственной сферой общественно-полезной деятельности. Сфера труда становится одной из равноправных и равнодоступных сфер деятельности наряду с учебой, ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, общественной, религиозной и иной деятельностью. Незанятость граждан не является основанием для их привлечения к административной ответственности. Человек может свободно выбирать вид деятельности, место и форму приложения своих способностей. Этот принцип предполагает право века работать там и столько, где и сколько это необходимо ему самому. Вне зависимости от пола, возраста, национальности всем доступны постоянная, частичная, временная, эпизодическая занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени. Роль общества и государства при реализации человеком этого принципа заключается в создании для всех равных правовых условий занятости.
Второй принцип отражает ответственность
государства за создание условий для реализации
прав граждан на труд и свободно избранную
занятость. Ответственность государства
связана с принципом содействия занятости
граждан, раскрытием их интересов и способностей
при выборе вида общественно-полезной
деятельности. Государственное содействие
занятости и создание для нее условий
состоит в корректировке косвенными мерами
(экономическими, законодательными, социальными)
экономического поведения граждан, в приобретении
или соответствующей квалификации для
занятия тем или иным видом деятельности,
в подыскании подходящей работы или места
учебы. Принцип содействия занятости имеет
несколько аспектов - наряду с косвенным
регулированием желаемого направления
занятости, он заключается также в активном
и заинтересованном участии субъектов
социально-трудовых отношений (правительства,
работодателей, профсоюзов) в выработке
направлений развития занятости и ее регулирования.
Их тесное взаимодействие в развитии занятости
активно влияет на состояние всех ее качественных
характеристик - образовательного и профессионально-
Третий принцип отражает
комплексный подход к решению
проблем занятости, он включает координацию
усилий органов власти всех уровней,
взаимодействие механизмов государственного
регулирования и рыночного
В условиях рыночной экономики
существует не прямое централизованное
управление, а система регулирования
занятости. В этой системе главными
регуляторами выступают законы, постановления,
нормативно-правовые акты, программы
поощрения и стимулирования занятости,
соглашения между субъектами социально-трудовых
отношений на национальном, региональном,
отраслевом уровне и на уровне предприятий;
важная роль отводится инвестиционной,
налоговой и финансово-
Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровнях, преследует стратегические и тактические цели.
Стратегические цели политики
занятости состоят в достижении
высокого уровня жизни населения, в
создании условий для разностороннего
развития человека на основе повышения
эффективности экономики. Тактические
цели направлены на сбалансированность
спроса и предложения рабочей
силы на основе спроса и предложения
рабочих мест, на обеспечение полной,
продуктивной и эффективной занятости.
Рыночный механизм в регулировании
занятости направлен на рост эффективности
производства и, следовательно, на ликвидацию
неэффективных рабочих мест, на высвобождение
работников, не отвечающих требованиям
спроса. Федеральный уровень
Региональный уровень
государственной политики занятости
преследует те же стратегические и
тактические цели, что и федеральный
уровень, но предполагает более полное
использование имеющихся
Главным направлением государственной
политики занятости на всех уровнях
управления (регулирования) является создание
экономически целесообразных рабочих
мест, которые определяют спрос на
труд и обеспечивают его сбалансированность
с предложением рабочей силы. Чтобы
предложение труда значительно
не превышало спрос (как это было
в России в 90-х годах ХХ столетия)
государство должно проводить целенаправленную
предупредительную политику по социальной
поддержке отдельных слабо
Важным фактором повышения
уровня занятости общественным трудом
является рост эффективности экономики
через усиление трудовой мотивации,
через передачу средств производства
в частные руки (приватизацию), через
рост заработной платы, через обеспечение
нормальных условий труда и жизни,
повышение
ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ
Учет населения по видам занятости позволяет различать следующие виды занятости:
1) продуктивная занятость
- имеет место в сферах
2) полезная занятость,
которая распространяется на
все социально-значимые виды
3) рациональная занятость,
которая отражает соотношение
продуктивной занятости с
4) полная занятость, при
которой все желающие работать
при сложившемся (доминирующем) уровне
реальной заработной платы