Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:24, доклад
Менеджмент как наука сформировался только в конце XIX — начале ХХ в.. Для уяснения почти любого явления, необходимо ответить на два вопроса: «Почему?» и «Зачем?». Почему зародилась наука управления (менеджмент как наука)? В середине XVIII в. в Англии и Шотландии началась промышленная революция, которая привела к изменению как облика заводов и фабрик, так и самого общества. От управляющих потребовалось умение координировать людские и материальные ресурсы, чтобы решать стоящие перед фирмой задачи. Кроме того, в это же время происходит отделение управления от собственности, что привело в конце XIX — начале ХХ в. к созданию крупных иерархических структур, управление которыми все больше переходило от собственников к особой категории специалистов, именуемых в настоящее время менеджерами.
Менеджмент как наука сформировался только в конце XIX — начале ХХ в.. Для уяснения почти любого явления, необходимо ответить на два вопроса: «Почему?» и «Зачем?». Почему зародилась наука управления (менеджмент как наука)? В середине XVIII в. в Англии и Шотландии началась промышленная революция, которая привела к изменению как облика заводов и фабрик, так и самого общества. От управляющих потребовалось умение координировать людские и материальные ресурсы, чтобы решать стоящие перед фирмой задачи. Кроме того, в это же время происходит отделение управления от собственности, что привело в конце XIX — начале ХХ в. к созданию крупных иерархических структур, управление которыми все больше переходило от собственников к особой категории специалистов, именуемых в настоящее время менеджерами.
Управление требовало особых знаний. Это было причиной зарождения науки управления. Цельюновой науки было формирование у менеджеров умения на основе знаний, а не только интуиции и.
Зарождение новой
науки — это всегда эпохальное
событие, которое неизбежно
Ряд авторов считает, что менеджмент как научное направление зародился в 1886 г. Именно в этом году Генри Таун — президент компании Yale and Towne Manufacturing- на заседании Американского общества инженеров-механиков прочел доклад под названием «Инженер в роли экономиста». В нем доказывалось, что «управление трудовыми процессами» — это практическое искусство, подобное техническому конструированию. Так же как и инженерному делу, управлению необходимо учиться, поскольку управление является профессией. Так началась эпоха менеджмента.
На упомянутом
заседании присутствовал и
В первой работе
Ф. Тейлора «Управление циклом»
Ф. Тейлор предложил
строгую научную систему
Сам Ф. Тейлор
писал о сути своей системы:
«Наука вместо традиционных
Представление о менеджменте
как синтезе науки и искусства
управления предполагает не
В наши дни
приоритет в применении
В рамках общей
теории менеджмента
Школа научного менеджмента
Основными представителями школы научного менеджмента считаются Ф. Тейлор, Х. Эмерсон и Г. Форд. Все они стремились сформулировать всеобщие принципы управления на основе анализа опыта, практики деловой и производственной деятельности. Они пытались решать те практические проблемы управления, которые вызывали наибольшие трудности руководителей предприятий, тормозили рост производительности труда в конце XIX — начале ХХ века. Основное внимание уделялось ими технико-организационным проблемам управления.
Фредерик Тейлор
исходил из того, что рабочие
по своей природе ленивы и
не хотят работать. Он полагал,
что только менеджеры должны
принимать решения, думать, а рабочие
должны работать, быть исполнителями
этих решений. Реализация идей
Ф. Тейлора приводила к
Основные принципы управления, сформулированные Ф. Тейлором:
1. Разработка оптимальных методов выполнения работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий.
2. Абсолютное следование разработанным стандартам.
3. Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу.
4. Оплата по
результатам труда: меньше
5. Использование
функциональных менеджеров, осуществляющих
контроль по
6. Поддержание
дружеских отношений между
Тейлор подчеркивал,
что количество времени,
В качестве примера эффективного использования на практике принципов Ф. Тейлора можно привести два случая. Работники компании Bethlehem Steel ежедневно вручную отгружали уголь различных сортов. Тейлор, определивший, что в зависимости от переносимого материала нагрузка одной лопаты колебалась от 4 до 30 фунтов, с помощью экспериментов смог установить, что оптимальная (с точки зрения меньшей утомляемости рабочего) нагрузка лопаты равна 21 фунту. По его предложению были изготовлены лопаты различных видов, соответствующие сорту отгружаемого угля. Число грузчиков на сортировочной станции впоследствии было уменьшено с 500 до 150 человек, что сэкономило фирме 80 тыс. долларов в год; среднее число тонн угля, перегружаемое одним рабочим в день, возросло с 16 до 59; средняя заработная плата работников увеличилась в 1,5 раза.
Второй эксперимент
на той же фирме касался
процесса загрузки чугунных
Ф. Тейлор уделял
большое внимание системе
Ф. Тейлор не
представлял награду только в
виде денежного вознаграждения.
Он всегда советовал
Школа человеческих отношений(э.мэйо)
Школа человеческих отношений зародилась в 30-50-х годах ХХ века и не имеет своего непосредственного основателя, но большая заслуга в ее развитии принадлежит психологу Джорджу Элтону Мэйо (1880 – 1949).
Ему принадлежат книги
«Проблемы человека в индустриальном
обществе» и «Социальные
Э. Мэйо сделал вывод об основной роли в производстве человеческого фактора. Обобщение эмпирических данных позволило ему создать социальную философию менеджмента (систему «человеческих отношений»).
Научной базой для школы человеческих отношений служили психология, социология и так называемые поведенческие науки. Основные положения и принципы школы человеческих отношений: 1) обратить внимание на человека; 2) знать чувства, настроения рабочих, обеспечивать взаимное доверие; 3) гуманные отношения, уважение к личности, демократизм; 4) делегирование властных полномочий; 5) ответственность не перед «кем-то», а за «что-то» (за дело, которому служишь); 6) участие, гармония интересов, партнерство.
Представители школы человеческих отношений считали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень их удовлетворенности должен возрасти, что будет способствовать увеличению производительности труда и повышению качества работы.
Бихевиористские
учения(скотт,фоллет,маслоу)
Известный теоретик менеджмента Мари
Паркер Фоллет (1868— 1933) считала, что для
успешного управления менеджер должен
отказаться от формальных взаимодействий
с рабочими, быть лидером, признанным рабочими,
а не опирающимся на должностную власть.
Ее трактовка менеджмента как «искусства
добиваться результатов посредством действий
других» во главу угла ставила гибкость
и гармонию во взаимоотношениях между
менеджерами и рабочими. Фоллет считала,
что менеджер должен исходить из ситуации
и управлять в соответствии с тем, что
диктует ситуация, а не стем, что предписано
функцией управления.
Огромный вклад в развитие бихевиористского
направления в управлении внес Абрахам
Маслоу (1908—1970), разработавший нашедшую
в дальнейшем широкое применение в менеджменте
теорию потребностей, известную как «пирамида
потребностей» (см. гл. 4). В соответствии
с учением Маслоу человек имеет сложную
структуру иерархически расположенных
потребностей, и управление в соответствии
с этим должно вестись на основе выявления
потребностей рабочего и использования
соответствующих методов мотивирования.
Конкретное противопоставление научного
управления и бихевиористских концепций
в виде их теоретического обобщения нашло
отражение в теории « X » и теории « Y » ,
разработанной Дугласом МакГрего-ром
(1906—1964). Опираясь на свой опыт работы
менеджером и консультантом, обладая знаниями
в области психологии, Д. МакГрегор считал,
что как классическая теория научного
менеджмента, так даже и ранние концепции
школы человеческих отношений одинаково
недостаточно глубоко понимали значимость
использования человеческого интеллекта,
потенциала человека в целом. Он считал,
что соответственно созданные условия
в организации не просто приведут к росту
производительности труда, а позволят
человеку более полно реализовать свой
потенциал, что даст организации дополнительные
преимущества. В соответствии с теорией
МакГрегора существуют два типа управления,
отражающих два типа взглядов на работников.
Для организаций типа « X » характерны
следующие предпосылки:
• обычный человек имеет унаследованную
нелюбовь к работе и старается избегать
работы;
• по причине нежелания работать большинство
людей только путем принуждения, с помощью
приказов, контроля и угроз наказания
могут быть побуждены к тому, чтобы осуществлять
необходимые действия и затрачивать должные
усилия, необходимые для достижения организацией
своих целей;
• средний человек предпочитает, чтобы
им управляли, старается не брать на себя
ответственность, имеет относительно
низкие амбиции и желает находиться в
безопасной ситуации.
Теория «Y» имеет следующие предпосылки:
• выражение физических и эмоциональных
усилий на работе для
человека так же естественно, как и во
время игры или на отдыхе.
• ответственность и обязательства по
отношению к целям органи
зации зависят от вознаграждения, получаемого
за результаты труда.
Наиболее важным вознаграждением является
то, которое связано с
удовлетворением потребностей в самовыражении
и самоактуали
зации;
• обычный человек, воспитанный определенным
образом, не
только готов брать на себя ответственность,
но даже стремится к этому.