Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:50, реферат
Современная социальная ситуация развития нашего государства зависит от изменений в различных сферах жизни общества в целом и функционировании различных организаций, в частности. Деятельность любой организации определяется профессионализмом его персонала и в первую очередь – её руководителя. Не случайно изучение психологических и социально-психологических основ профессионализма современных руководителей различного уровня вызывает повышенный интерес отечественных исследователей (А.В.Быков, А.А.Шестаков и др.).
Введение 3
1. Теоретические основы построения имиджа руководителя 5
1.1. Понятие и сущность имиджа 5
2. Формирование имиджа руководителя 8
2.1. Психологические условия формирования имиджа руководителя 8
2.2. Методы формирования имиджа руководителя 16
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Введение 3
1. Теоретические основы построения имиджа
руководителя 5
1.1. Понятие и сущность имиджа 5
2. Формирование имиджа руководителя 8
2.1. Психологические условия формирования
имиджа руководителя 8
2.2. Методы формирования имиджа руководителя 16
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Введение
Современная социальная
ситуация развития нашего государства
зависит от изменений в различных
сферах жизни общества в целом
и функционировании различных организаций,
в частности. Деятельность любой организации
определяется профессионализмом его персонала
и в первую очередь – её руководителя.
Не случайно изучение психологических
и социально-психологических основ профессионализма
современных руководителей различного
уровня вызывает повышенный интерес отечественных
исследователей (А.В.Быков, А.А.Шестаков
и др.).
Многочисленные публикации,
Понятие «имидж» прочно вошло в наше сознание,
оно употребляется в разговорной речи,
мелькает в прессе. Сегодня создание привлекательного
имиджа является неотъемлемой частью
культуры социального общения, а имидж руководителя –
Именно имидж позволяет создавать первое
впечатление о человеке как о руководителе.
Имидж в данном случае – его фирменный
знак, его внешняя вывеска. Чаще всего,
чем он привлекательнее, тем выше профессиональный
авторитет, выше общественная
Имидж вообще во многом зависит от того,
какие ценности пропагандируются в обществе в определенный
Новые социально-экономические условия
в России актуализируют спрос на сильных,
ярких руководителей с выраженными нравственными,
интеллектуальными качествами и развитыми
управленческими способностями и умениями,
сознательно включающих все эти показатели
в свой имидж.
Формирование имиджа не является изменением
личности человека. Этот процесс не может
сделать из одного человека совершенно
другого. Поэтому для руководителя важно
знание основ психологии для того, чтобы
быть в состоянии оценить психологические
особенности собственной личности и грамотно
использовать свои сильные и слабые стороны.
Понимание особенностей личности может
помочь понять причины существования
создавшегося, исходного имиджа.
1. Теоретические
основы построения имиджа
1.1. Понятие и сущность имиджа
Имидж (от английского
слова image) целенаправленно формируемый
образ (лица, организации, явления), призванный
оказать определенное эмоционально-психологическое воздействие на
определенную группу лиц.
Если десять лет назад термин «имидж»
практически отсутствовал в отечественных
научных публикациях и встречался лишь
в узкоспециальных изданиях, то в последние
годы он стал все чаще не только предъявляться,
но и исследоваться. В литературе, как
показал библиографический поиск, по-прежнему
нет единого мнения по данному вопросу.
Иногда высказываются крайние точки зрения
– от признания того, что имидж можно и
нужно формировать, учитывая специфику
воспринимающего объекта, до утверждений
о неэтичности целенаправленного формирования
имиджа как средства манипулирования
сознанием и поведением людей. Некоторые
ученые считают, что имидж не приспособляем
к каким-либо ситуациям, он статичен, так
как определен генезисом и социумом.
Многие исследователи полагают, что происхождение
понятия «имидж» очень точно характеризует
его значение: имидж – это не то, чем человек
является на самом деле, не совокупность
его личностных характеристик, а образ,
который создается в отношении этого человека
у окружающих его людей, либо людей, создающих
впечатление о нем с помощью средств массовой
информации. Зачастую имидж человека очень
сильно отличается от самой личности.
Особо следует остановиться на определении
имиджа проф. В.М. Шепеля. Пожалуй, он единственный,
кто разводит понятия «имидж» и «образ»,
утверждая, что имидж является внешним
отражением образа. «...имидж является
внешним отражением... человеческого образа
в глазах окружающих, наглядно-выразительным
„срезом” его личностных характеристик».
Таким образом, имидж не тождественен образу. Он
– его фасадная часть, в которой манера
поведения, экспрессия, внешняя привлекательность
выступают в качестве видимых элементов.
Образ же – это обобщенная характеристика
личности, обусловленная историческим
периодом времени, принадлежностью к определенной
социальной группе, типичными условиями
жизни. Имидж – собирательное понятие.
Это облик, то есть та форма жизнепроявления
человека, благодаря которой «на люди»
выставляются лучшие личностно-деловые
характеристики.
В ряде определений имиджа подчеркивается
то обстоятельство, что понятие «имидж»
включает в себя не только естественные
свойства личности, но и специально выработанные,
созданные, сформированные. Еще одна важная
характеристика имиджа – это его функциональность.
Иными словами, имидж не является самоцелью
и создание или коррекция его предполагает,
что он нужен для чего-то. При помощи имиджа
можно добиться определенных целей, сделать
более успешной деятельность, которой
человек занимается.
Анализ современной отечественной и зарубежной
литературы позволяет сделать заключение
о том, что понятие «имидж» по своему объёму
и содержанию является весьма сложным,
требующим «осторожного» обращения. Оно
формировалось в поле зрения разных наук
и стало практически междисциплинарным
понятием. В его последовательном развитии
условно можно выделить несколько этапов
– от самого простого, этимологического,
до научно структурированного понятия:
- имидж как простая совокупность внешних
характеристик, которые часто вызывают
ассоциации с тем или иным стилем в одежде
(«деловой имидж», «спортивный имидж»,
«романтический имидж»);
- имидж как совокупность внешних характеристик
и поведенческих навыков;
- имидж не только как совокупность всех
вышеназванных компонентов, но и объект;
все компоненты при этом играют роль имиджформирующей
информации;
Исходя из вышеизложенного, понятие "имидж"
как и большинство научных категорий,
может трактоваться в широком и узком
смысле.
В широком смысле под имиджем понимается
распространенное представление о совокупности
естественных и специально сконструированных
свойств объекта, в то время как в узком
под имиджем понимается сознательно сформированный
образ объекта, который наделяет его дополнительными
ценностями и дает возможность продуцировать
те впечатления об объекте, отношения
к нему и оценки его, которые необходимы
самому создателю.
Имидж руководителя
в современной психологии рассматривается в рамках психологии
управления и анализируется в контексте
следующих проблем: формирование имиджа
организации; влияние имиджа на деловые
отношения; взаимосвязь профессиональных
и личностных качеств имиджа руководителя; восприятие управленческой
команды, руководителя; представление
об идеальном руководителе; коммуникативные
качества личности руководителя; психологические
особенности личности руководителя; психологическая
компетентность руководителя; психологические
особенности профессиональной деятельности
руководителя; гендерный аспект в сфере
управления и др.
Формирование и восприятие имиджа - единый
тесно взаимосвязанный процесс, в котором
интегрировано представлены субъектно-объектные
отношения. С одной стороны, имидж формируется
под влиянием "заказа" воспринимающей
среды, с другой стороны, он выступает
фактором, формирующим определенный отклик
в этой среде.
Соответственно и структурные характеристики
имиджа в большинстве своем являются атрибутами
как формирующейся, так и воспринимающей
подсистем в едином поле этого феномена,
образующегося в зоне пересечения интересов
субъекта и объекта.
В. М. Шепель выделяет три группы качеств,
определяющих формирование и восприятие
имиджа. В первую группу он относит такие
природные качества, как коммуникабельность
(способность легко сходиться с людьми),
эмпатичность (способность к сопереживанию),
рефлексивность (способность понять другого
человека), красноречивость (способность
воздействовать словами). Обладание данными
способностями и постоянные упражнения
в их развитии - залог успешного создания
имиджа.
Во вторую группу входят характеристики
личности как следствие образования и
воспитания. К ним относятся нравственные
ценности, психическое здоровье.
К третьей группе относятся те личностные
качества, генезис которых связан с жизненным
и профессиональным опытом индивида.
Формирование имиджа руководителя учреждения
будет успешным, если обеспечивается совокупность
следующих условий:
– при его
создании и коррекции учитывается
общая структура имиджа с доминированием профессионального
компонента, что определяет его динамичность;
– процесс формирования имиджа руководителя
учреждения носит поэтапный характер,
направленный на экстериоризацию внутренних
качеств руководителя в направлении установления
оптимальных «субъект-субъектных» отношений
в управленческой деятельности;
– в качестве психологических условий,
детерминирующих формирование имиджа
руководителя учреждения, выступают психологические
качества личности руководителя – ценностные
ориентации, направленность личности
на дело, саморазвитие, стрессоустойчивость,
надёжность, умение излагать мысли, готовность
к риску.
Имидж руководителя – это
совокупность определённых качеств, которые
ассоциируются с определённой индивидуальностью
личности, поэтому в определении
психологических условий формирования
имиджа руководителя необходимо исходить
из анализа понятия «личностная специфика
управленческой деятельности».
Руководитель любого учреждения (организации)
– человек, осуществляющий управление
коллективом в соответствии с четкими
и осознанными целями, обладающий высоким уровнем самоактуализации.
Следовательно, необходимо наличие у руководителя
таких профессионально значимых качеств,
как: умение создавать эффективную управленческую
команду, способность видеть перспективы
развития своей организации, направленность
на дело, сформированность ценностных
ориентаций, самостоятельность и изобретательность
в принятии управленческих решений, творческая
активность и способность к нововведениям,
оригинальность ума, быстрое реагирование
на изменение ситуации, стрессоустойчивость,
решительность и динамичность в своих
поступках и мыслях и др.
Профессиональные и личностные качества
успешного руководителя учреждения (организации)
Профессиональные качества:
·Уважение к людям, терпимость
к недостаткам, уважение права на самостоятельное
решение.
·Умение планировать.
·Способность объективно оценивать работу
подчиненных, их результаты, свои результаты.
·Владение методикой преподавания по
своему предмету, готовность поделиться
опытом с коллегами.
Личностные качества:
·Умение управлять
своими эмоциями, стрессоустойчивость,
сформированные ценностные ориентации.
Личность руководителя можно разложить на составляющие: биографическая характеристика; способности; ч
Способности - пригодность к тому или иному
виду деятельности. Развитию практических
навыков руководителя помогают природные
задатки, которые имеются в определенном
типе нервной системы, отличающейся подвижностью
и уравновешенностью. Склонностям предшествуют
задатки, самые разные признаки способностей.
Они проявляются в повышенном интересе
и влечении к организаторской и руководящей
деятельности.
Организаторские способности можно развить,
не имея задатков, но для этого необходимо
проявить интерес к работе с людьми, знать
методы убеждения, выработать основные
качества руководителя (умение слушать
подчиненных, внимательность, терпение
и др.).
Характер предопределяет стиль поведения
человека в социальной среде, специфику
его поведения в коллективе. Помимо природных
задатков руководитель должен иметь соответствующие
моральные и волевые качества и свойства.
К природным задаткам руководителя относятся,
прежде всего, уравновешенность поведения,
оптимальная активность, общительность,
легкость адаптации.
К моральным - справедливость, скромность,
чувство общественного долга, принципиальность,
моральная безупречность;
К волевым - решительность, энергичность,
настойчивость, выдержанность, дисциплинированность;
К деловым - целеустремленность, работоспособность,
инициативность, организованность, самостоятельность;
К организаторским - умение оценить людей,
установить отношения, совершенствовать
формы и методы работы, организовать трудовой
коллектив, принимать правильные решения.
Существенное значение имеют такие черты
характера руководителя, как определенность,
цельность, уравновешенность, твердость.
Определенность означает стабильное поведение
руководителя в различных ситуациях; цельность
- единство слова и дела, логичность поступков;
уравновешенность - сдержанное, терпеливое
отношение к людям, ровное поведении, умение
контролировать себя; твердость - обязательное
выполнение принятых решений, несмотря
на возникающие препятствия.
Авторитет руководителя складывается
из обобщенной характеристики личности,
его компетентности, высокой нравственности
на работе и в быту. Ценится, когда он внимательно
относится к людям и их нуждам, обязательно
выполняет обещания, действует последовательно.
Различают три вида авторитета: личный,
служебный и реальный. Личный обеспечивается
справедливыми личностными качествами,
выделяющими его из среды коллектива,
к которым относятся честность, справедливость,
человечность.
Служебный авторитет достигается умелой
организацией работы коллектива для выполнения
поставленных задач, обеспечением соблюдения
дисциплины на основе предоставленных
должностью прав и полномочий.
Органическое соединение личного и служебного
авторитета составляет реальный авторитет
руководителя.
К сформулированным требованиям к руководителю
можно добавить, что особое значение имеют:
морально-волевые, деловые, организаторские
качества, склонность к определенному
виду труда, потребность в самообразовании.
Отдельные авторы рассматривают эти ценности
в таких укрупненных блоках, как направленность,
способности, характер. Направленность
означает избирательное отношение человека
к окружающей действительности. Для руководителя
она необходима в общении и совместной
деятельности с людьми, создании сплоченного
коллектива.
Наиболее часто употребляемыми личностными
чертами, обуславливающими продуктивность
руководства учреждением образования,
выступают: доминантность, уверенность
в себе, эмоциональная уравновешенность,
стрессоустойчивость, креативность, стремление
к достижениям, умение рисковать, направленность
на дело, ответственность, надёжность
в выполнении задания, независимость,
общительность. Одной из важнейших характеристик
личности является стремление к достижениям
и направленность на дело.
Значительная группа детерминантов трудовых
притязаний руководителей представлена
их биографическими характеристиками,
а также психолого-акмеологическими, включающими
возраст, пол, образование, социально-экономический
статус личности.
Другая группа факторов имеет организационно-психологическую
природу. Большое значение имеют реальные
достижения, так как с ростом социального
статуса возрастают и притязания личности,
происходят изменения в системе ценностных
ориентаций, профессиональных установок,
жизненных позиций.
Таким образом, обобщая анализ понятийного
аспекта изучаемой проблемы, мы предположить,
что:
- личность руководителя – это прижизненно
возникающее психологическое образование,
представляющее собой социальную по своей
природе систему качеств и мотивационно-потребностных
отношений;
- каждый руководитель предстает одновременно
и как профессионал, и как личность, и как
индивидуальность, но далеко не всякому
удается стать субъектом профессионального
развития, сформировать свой «адекватный»
имидж.
При выявлении личностных факторов формирования
имиджа руководителя учреждения интересно
рассмотреть теоретическую модель руководителя,
разработанную И.С. Мангутовым и Л.И. Уманским.
В данной модели авторы выделяют следующие
группы свойств личности руководителя: