Все эти факторы формируются
во внешней среде фирмы, но неизбежно
вызывают серьезные изменения ее
внутренней среды, нарушая жизненный
цикл фирмы. Макроэкономические факторы,
которые должны способствовать росту
инвестиционной активности (замедление
темпов инфляции, низкая доходность государственных
ценных бумаг и валютных депозитов
и др.), на практике не приводят к
перемещению свободных финансовых
ресурсов в производство, прежде всего
из-за неблагоприятного инвестиционного
климата в России.
Так трансформационные процессы в
российской экономике, сопровождающиеся
периодом высокой и сверхвысокой
инфляции, привели к обесценению
капитала, амортизационных отчислений
и фондов, “сломали” сам механизм
жизненного цикла отечественных
предприятий, привели к отказу от
инвестиций или заставили отложить
их «на потом». Но, изменения во внешней
среде не могут происходить постоянно,
все равно жизнь берет свое
и, рано или поздно, фирмы приступают
к реализации инвестиционных проектов,
вновь запуская механизм жизненного
цикла предприятия.
Улучшение инвестиционного климата
является приоритетной задачей, осуществить
которую можно, лишь грамотно управляя
процессом повышения инвестиционной
привлекательности всех сегментов
инвестиционного рынка и прежде
всего предприятий.
В современных условиях эффективная
инвестиционная политика государства
должна строиться в развитии четырех
базовых принципов:
- совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;
- осуществление концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;
- организация взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств (реализация взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики);
- осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.
При выработке государственной
инвестиционной политики необходимо предусмотреть:
1) достижение экономического, научно-технического
и социального эффекта от рассматриваемых
мероприятий;
2) получение предприятием наибольшей
прибыли на вложенный капитал
при минимальных инвестиционных
затратах;
3) рациональное распоряжение средствами
на реализацию неприбыльных инвестиционных
проектов, т.е. снижение расходов
на достижение соответствующего
социального, научно-технического
или экологического эффекта реализации
данных проектов;
4) использование предприятием
для повышения эффективности
инвестиций государственной поддержки
в форме гарантий Правительства
РФ, бюджетных ссуд и т. д.;
5) привлечение субсидий и льготных
кредитов международных финансово-кредитных
организаций и частных иностранных инвесторов;
6) минимизацию инвестиционных рисков,
связанных с выполнением конкретных
проектов;
7) соответствие мероприятий, которые
предусматривается осуществить
в рамках инвестиционной политики,
законодательным и другим правовым
актам РФ, регулирующим инвестиционную
деятельность.
Таким образом, под инвестиционной
политикой предприятия понимается
комплекс мероприятий, обеспечивающих
выгодное вложение собственных, заемных
и других средств с целью обеспечения
финансовой устойчивости работы предприятия
в ближайшей и дальнейшей перспективе.
Основными принципами инвестиционной
политики являются: целенаправленность,
эффективность, системность, гибкость,
готовность к освоению ресурсов, регулируемость
действий, комплексность и социальная,
экологическая и экономическая безопасность.
Инвестиционная политика предприятия
напрямую зависит от инвестиционной политики
государства.
2 Формы государственного
регулирования инвестиционной деятельности
Государство регулирует инвестиционную
деятельность для развития рыночных
отношений в стране. Регулирующая
роль государства возрастает в условиях
кризиса, а также проведения реформ.
И наоборот, ослабевает при стабильной
оживленной экономике.
Осуществляется государственное
регулирование инвестиционной деятельности
органами государственной власти РФ
в соответствии с Федеральным
законом от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений».
Государственное регулирование
включает:
- косвенное регулирование (регулирование условий инвестиционной деятельности);
- прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
Задачей косвенного регулирования
является создание благоприятных условий
для реализации инвестиционной деятельности.
Это регулирование помогло
разработать различные методы воздействия,
которые стимулируют развитие инвестиционной
деятельности.
Методы воздействия включают
в себя: защиту интересов инвесторов,
амортизационную политику, налоговую
политику и другие меры воздействия.
Государственное регулирование
инвестиционной деятельности, осуществляемой
в форме капитальных вложений,
предусматривает:
1) создание благоприятных
условий для развития инвестиционной
деятельности путем:
- совершенствования системы налогов;
- применения механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
- защиты интересов инвестора;
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
- принятия антимонопольных мер;
- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
- развития финансового лизинга;
- проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
2) прямое участие государства
в инвестиционной деятельности,
которое осуществляется в форме
капитальных вложений путем: разработки,
утверждения и финансирования
инвестиционных проектов, осуществляемых
Россией совместно с иностранными
государствами; формирования перечня
строек и объектов, подлежащих
техническому перевооружению для
федеральных государственных нужд
и финансирования их за счет
средств федерального бюджета;
предоставления на конкурсной
основе государственных гарантий
по инвестиционным проектам за
счет средств федерального бюджета
и бюджетов субъектов федерации;
размещения на конкурсной основе
средств федерального бюджета
(бюджета развития РФ) и средств
бюджетов субъектов Федерации
для финансирования инвестиционных
проектов; проведения экспертизы
инвестиционных проектов в соответствии
с законодательством России; защиты
российских организаций от поставок
морально устаревших и материалоемких,
энергоемких и ненаукоемких технологий,
оборудования, конструкций и материалов;
разработки и утверждения стандартов
(норм и правил) и осуществления контроля
за их соблюдением; выпуска облигационных
займов, гарантированных целевых займов;
предоставления концессий российским
и иностранным инвесторам по итогам торгов
(аукционов и конкурсов) в соответствии
с законодательством.
Значительное место в
системе мер государственного регулирования
инвестиционной деятельности занимает
экспертиза инвестиционных проектов.
Все инвестиционные проекты независимо
от источников финансирования и форм
собственности объектов капитальных
вложений до их утверждения подлежат
экспертизе в соответствии с законодательством
РФ. Экспертиза инвестиционных проектов
проводится в целях предотвращения
создания объектов, использование которых
нарушает права физических и юридических
лиц и интересы государства или
не отвечает требованиям утвержденных
в установленном порядке стандартов
(норм и правил), а также для
оценки эффективности осуществляемых
капитальных вложений.
Строго регламентируя
порядок реализации инвестиций, осуществляемых
в форме капитальных вложений,
государство предоставляет гарантии
субъектам инвестиционной деятельности
и защищает их капитальные вложения.
Так, всем потенциальным инвесторам
обеспечиваются равные права при
осуществлении инвестиционной деятельности.
Капиталовложения могут быть национализированы
только при условии предварительного
и равноценного возмещения убытков,
причиненных субъектам инвестиционной
деятельности; они могут быть реквизированы
по решению государственных органов
в, случаях, порядке и на условиях,
которые определены Гражданским
кодексом РФ.
В настоящее время утвержден
статистический инструментарий по определению
эффективности инвестиций в основной
капитал по проектам - победителям
конкурсов, имеющих государственную
поддержку Инструментарий состоит
из единовременной формы федерального
статистического наблюдения № 1 «Сведения
о результатах реализации инвестиционных
коммерческих высокоэффективных проектов
- победителей конкурсов».
Целью обследования является
получение информационной базы для
расчетов фактической эффективности
и окупаемости по введенным стройкам
и объектам.
Система показателей включает
следующие характеристики, рассчитываемые
по инвестиционным проектам, получившим
государственную поддержку:
- фактический срок окупаемости инвестиций в основной капитал;
- фактический бюджетный эффект от реализации инвестиционных проектов;
- фактический чистый доход;
- количество созданных рабочих мест;
- продолжительность строительства (срок реализации инвестиционного проекта).
Наряду с Федеральным
законом «Об инвестиционной деятельности
в Российской Федерации, осуществляемой
в форме капитальных вложений»
большое значение для привлечения
иностранных инвесторов имеет Федеральный
закон «О внесении в законодательные
акты Российской Федерации изменений
и дополнений, вытекающих из Федерального
закона «О соглашении о разделе продукции»
(№ 32-ФЗ от 10 февраля 1999 г.). Правительством
РФ также принят ряд постановлений,
направленных на реформирование национальной
экономики, выводу ее из кризиса и
последующему возрождению на высокотехнологической
базе.
В системе мер, предусмотренных
Правительством РФ, значительное место
занимают мероприятия, направленные на
восстановление и развитие инвестиционных
процессов. Намечается проведение переговоров
с правительствами развитых стран
и с крупнейшими прямыми инвесторами
о создании на многосторонней или
двусторонней основе международного фонда
(фондов) поддержки инвестиций в
Россию. Весьма характерно и то, что
отечественные и иностранные
инвесторы будут иметь равные
права и обязанности.
Не менее важной задачей
Правительство считает реализацию
назревших институциональных преобразований.
Для чего предполагается объединение
«проблемных» организаций в крупные
корпорации, в том числе с государственным
участием. Наиболее важные задачи таких
корпораций состоят в улучшении
менеджмента, упорядочении финансовых
потоков, перепрофилировании незагруженных
мощностей на выпуск высокотехнологичной
продукции и т.д. Кроме того, Государственная
комиссия по защите прав инвесторов на
финансовом и фондовом рынках России
должна обеспечивать своевременное
рассмотрение апелляций и жалоб
отечественных и иностранных
инвесторов о нарушении их прав органами
государственной власти и принятии
неотложных мер.
Предусматривается конкретизировать
систему страховых рисков, т.е. обеспечить
страховую и гарантийную поддержку
российского экспорта и инвестиционных
процессов.
Все перечисленные мероприятия,
в случае их успешной реализации, должны
обеспечить России приток инвестиций
и как следствие динамичное развитие
экономики.
Список используемой
литературы
- Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. – Спб: Питер, 2006.
- Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 04.07.91 г. (с изменениями от 19.06.95, 16.11.97 г., 10.02.99 г.).
- Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия. — М.: АКДИ, 1994.
- Тунин Г. А. Основной капитал и инвестиционная политика. — М.: Приор, 2000.
- http://www.rae.ru/monographs/70-2673.
- Мелкумов Я. С. Экономическая оценка эффективности инвестиций. М.: ДиС,1997.