Инновационный потенциал компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной темы-изучитьинновационный потенциал компании.
Задачи курсовой работы:
·Уточнить уточнение основных понятий
·Уточнить степень изучения предмето иследования
·Уточнить инновационный потенциал компании общяя характеристка
·Покозать этопы упровления инновационным потенциалом

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..…..................3
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ……….....................5
1.1Уточнение основных понятий......................................................................5
1.2 Степень изучения предмето иследования..................................................9
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ.............................................................................14
2.1Инновационный потенциал компании общяя характеристка....................14
2.2Этапы упровления инновационным потенциалом......................................18
2.3Принципы эффективного использования инновационным потенциалом...................................................................................................20
2.4Предложения по оптилщяции упровления инновационным
потенциалом компании.................................................................................24
ВЫВОДЫ...................................................................................................................28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.....................................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

SWOT-анализ.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИИ ИН- НОВАЦИОННОГО  ПОТЕНЦИАЛА  КОМПАНИИ

      2.1Инновационный потенциал компании общяя характеристка

Актуальность  темы исследования. В современных условиях развитие промышленных предприятий и реформирование экономики связаны с переходом на инновационный путь развития.

Одним из важнейших средств  решения этой задачи является интеграция инноваций, инвестиций и производства с целью формирования единой целостной  инновационно-производственной системы, которая должна обеспечивать реализацию инновационных проектов и довести  их до реализации новой продукции и услуг способом сокращения инновационного лага на всех этапах жизненного цикла новой продукции (новации – инновации – наука – инвестиции – производство – маркетинг – потребитель).

Значительную роль в развитии промышленных предприятий играет не только производственный менеджмент как организация процесса производства с целью сокращения издержек и повышения качества производимой продукции, но и инновационный менеджмент, обеспечивающий инновационный тип развития промышленных предприятий, которые должны работать в новой экономике РФ. В современной теории и практике управления многие проблемы, связанные с использованием инновационного потенциала предприятий недостаточно проработаны.

Так как потенциал предприятия  состоит из ряда самостоятельных системных категорий, которые взаимодействуя образуют синергетический эффект деятельности предприятия, на промышленных предприятиях необходимо формирование эффективной инвестиционно-производственной системы менеджмента, которая должна обеспечивать эффективность деятельности промышленных предприятий на основе повышения эффективности управления инновационным потенциалом. Это сложный и длительный процесс, который требует разработки теоретико-методических и научно-обоснованных положений на уровне промышленного предприятия.

    Инновационный потенциал предприятия и персонала — это, по сути, ключевой фактор будущего успеха фирмы. Вопрос стратегии развития — это всегда вопрос изменений, более или менее радикальных. Непрерывный поиск перспективных идей и направлений создает необходимую базу для осуществления оптимального выбора, идет ли речь о выборе портфеля товаров (услуг) для производства (реализации) в будущем, или о прогнозной структуре активов корпорации, или о перспективных методах и технологиях управления и производства (операционной деятельности).

Предприятие, которое  обладает значительным инновационным  потенциалом и (или) осознано стремится  его формировать и развивать, можно назвать инновационным (инновационно восприимчивым). Инновационность предприятия является важным конкурентным преимуществом, ибо позволяет своевременно защитить бизнес от назревающих угроз со стороны внешней среды через систему опережающего и непрерывного поиска новых возможностей выживания и развития. При этом усиливаются адаптивные способности предприятия, расширяется горизонт принятия управленческих решений, возрастают разнообразие и вариативность продуктов и технологий. Как правило, рынок всегда меняет отношение к предприятию на более позитивное, если оно становится более интересным, разнообразным и креативным (инновационным).

         Понятие инновационного потенциала, обеспечивающего рост системы за счет нововведений, в экономическую модель впервые было введено ученым К. Фрименом. Нововведение по Фримену представляет собой систему мероприятий по разработке, освоению, эксплуатации и исчерпанию производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новшеств.

Практический аспект понятия “потенциал” нашел свое отражение в работах П. Дракера, где он исследует источники развития современной промышленности. В частности, Дракер отмечал, что инновации начинаются с анализа имеющегося потенциала с целью его эффективного использования. 
    В целом под инновационным потенциалом предприятия следует понимать все его ресурсы, которые можно использовать для инновационных процессов: материальные, финансовые, кадровые, информационные, организационные и технические. Что же касается персонала, то его инновационный потенциал связан со способностью работников вырабатывать и эффективно реализовывать как свои, так и сторонние новые идеи и проекты.

Инновационный потенциал предприятия и персонала — это, по сути, ключевой фактор будущего успеха  компании. Вопрос стратегии развития — это всегда вопрос изменений, более или менее радикальных. 
    Энциклопедия Britannica, посвящая понятию “потенциал общества” целую статью, подчеркивает, что потенциал состоит из человеческих знаний и представлений, направленных на получение заданного результата. Таким образом, потенциал связывается в этом определении с человеческими ресурсами, а именно — с их интеллектуальной силой, с людьми творческого типа. 
    В 70-х годах ХХ века в ведущих промышленно развитых странах были приняты законы, которые стимулировали как государственную деятельность, так и деятельность предпринимателей, направленную на развитие профессионального и интеллектуального потенциала рабочей силы. Так, в Японии была внедрена система Кайдзен, направленая на систематическое развитие потенциала предприятий с целью достижения более высоких стандартов жизнедеятельности фирмы и личности. А в США широкое распространение приобрела система сбалансированных показателей - Balanced Scorecard (BSC), позволяющая находить потенциальные возможности развития фирмы и использовать их для инновационного прорыва. 
 

 

 

 

 

 

          2.2Этапы упровления инновационным потенциалом

Экономические методы управления трудовыми ресурсами  обеспечивают материальную заинтересованность коллектива в эффективном использовании  производственных ресурсов и выполнении заданий по производству продукции, обладающей необходимыми потребительскими характеристиками.

Заинтересованность  в наилучшем выполнении производственной программы основывается на гарантии соответствующего вознаграждения.

Однако чрезмерное повышение заработной платы при  сравнительно низком приросте производительности труда и несбалансированности потребительского спроса усиливает инфляцию. Соответственно, необходимо грамотно подходить к  сбалансированности численности работников.

    Управление численностью нацелено на составление производственных планов среднесрочного периода по выпуску объемов продукции и предполагает минимизацию издержек трудовых ресурсов при

удовлетворении  рыночного спроса .

Научная гипотеза исследования состоит в том, что дефицит природных ресурсов не позволяет идти по экстенсивному пути развития экономики, а для успешности интенсивного –необходимо эффективно использовать потенциал разработчиков инноваций.

    Экономические методы управления основаны на сознательном использовании объективных экономических законов и категорий для воздействия на материальные интересы коллектива .

    В ходе исследования были проанализированы 3 варианта использования инновационного потенциала трудовых ресурсов. Первый предполагал приравнивание трудоемкость всех разработок за каж-

дый период к  рабочему времени разработчиков (потребность  в разработчиках разнится в зависимостиот  спроса). Второй предусматривал, что  трудоемкости всех разработок равна  рабочему времени всех разработчиков. Третий трудоемкость периода с минимальным спросом равна рабочему времени раз работчиков в этот период.

При апробации  на модели на фактическом материале  в качестве исходных были приняты  следующие данные: трудоемкость разработки, оплата труда за час, оплата сверхурочных, затраты на хранение и поиск возможного применения разработки, затраты по увольнению и найму, длительность рабочего дня разработчика, неравномерный уровнь спроса на разработки.

    На абсолютном большинстве предприятий наибольшее распространение получил второй метод, что обусловлено его социальными выгодами и простотой учета. Экономически наиболее выгодным является 3-й вариант, однако его применение предполагает использование минимального количества раз-

работчиков, с  наибольшей отдачей от каждого, соответственно необходимо разработать экономические методы управления инновационным потенциалом.

    Для придания нового импульса стимулированию производительности труда необходимо формировать, использовать и распределять премиальные ресурсы исходя из целей освоения продукции, избавляясь тем самым от практики премирования в порядке доплат к заработкам.

Существует  прямая связь между ростом производительности труда и улучшением его условий. Совершенствование условия труда  работников –один из важнейших элементов стимулирования высоко производительного труда.

    Организация управления инновационной деятельностью.Проблема коммерческого успеха предприятия может быть сформулирована как необходимость концентрации внимания на путях внедрения новых технологий для решения новых задач. Именно в этом заключен смысл инновационной политики современного предприятия, обеспечивающей эффективность нововведений во всех сферах своейдеятельности .

    Стратегическими аспектами инновационной политики предприятия являются: концентрация средств, выделяемых на научно техническое развитие, на долгосрочных целях предприятия; кооперация и объединение капиталов предприятий для создания новых продуктов и технологий; тенденция к использованию внешних ресурсов, с привлечением специалистов в конкретных областях только для участия в проекте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.3Принципы эффективного использования инновационным потенциалом

    Потенциальным подходом к понятию "новая технология" для конкретного производства является оценка возможности с ее помощью достичь в короткие сроки целей предприятия или фирмы. Поэтому для какого-либо конкретного производства инновационной может быть технология и не самая прогрессивная, но позволяющая поднять производительность труда и качество выпускаемой продукции на более высокий уровень.

    Любая инновационная деятельность связана с инвестиционной, поскольку любое новаторство требует капитальных вложений. Инвесторы, вкладывающие свои деньги в инновационный проект, должны быть уверены, что возможные доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженности и обеспечения окупаемости капиталовложений.

Таким образом, значимость определения эффекта  от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики.

    В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта:

Вид эффекта

Факторы, показатели

1. Экономический

Показатели учитывают  в стоимостном выражении все  виды результатов и затрат, обусловленных  реализацией инноваций

2. Научно-технический

Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность

3. Финансовый

Расчет показателей  базируется на финансовых показателях

4. Ресурсный

Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного  вида ресурса

5. Социальный

Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций

6. Экологический

Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учит ывают влияние инноваций на окружающую среду


    В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период, показатели годового эффекта.

    Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих факторов, а именно:

 •продолжительности инновационного периода;

 •срока службы объекта инноваций;

 •степени достоверности исходной информации;

 •требований инвесторов.

Общим принципом  оценки эффективности является сопоставление  эффекта (результата) и затрат.

    Отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве - это всегда отношение. 

    В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой - сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций.

    Особенно остро возникает необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются.

    Метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2.4Предложения по оптилщяции упровления 

           инновационным потенциалом компании

 

    Данный метод дает возможность значительно повысить объективность оценки персонала, избавив эту процедуру от влияния субъективных факторов. О внешней объективности тех или иных оценок вполне можно говорить, если заранее определить, что именно выступает в качестве критериев. С позиции управления по целям - это оценка персонала на основе не личных качеств конкретного исполнителя, а результатов его деятельности по заранее установленным параметрам и с использованием количественных методик, которые позволяют четко и точно рассчитать размер материального вознаграждения. 
    Внедрение количественных методик оценки и установление прямой взаимозависимости с системой оплаты труда сами по себе способны принести практическую пользу организации. Среди очевидных преимуществ такой формализации можно отметить следующие:

  • установление общих и понятных правил игры;
  • разрешение части существующих межличностных конфликтов и препятствие появлению новых;
  • повышение эффективности использования ресурсов;
  • упорядочивание кадровой политики;
  • настройку системы мотивации персонала на достижение более высоких результатов;
  • стимулирование персонала к самосовершенствованию.

Информация о работе Инновационный потенциал компании