Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 23:14, курсовая работа
Цель данной темы-изучитьинновационный потенциал компании.
Задачи курсовой работы:
·Уточнить уточнение основных понятий
·Уточнить степень изучения предмето иследования
·Уточнить инновационный потенциал компании общяя характеристка
·Покозать этопы упровления инновационным потенциалом
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..…..................3
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ……….....................5
1.1Уточнение основных понятий......................................................................5
1.2 Степень изучения предмето иследования..................................................9
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ.............................................................................14
2.1Инновационный потенциал компании общяя характеристка....................14
2.2Этапы упровления инновационным потенциалом......................................18
2.3Принципы эффективного использования инновационным потенциалом...................................................................................................20
2.4Предложения по оптилщяции упровления инновационным
потенциалом компании.................................................................................24
ВЫВОДЫ...................................................................................................................28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.....................................................................................31
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИИ ИН- НОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ
2.1Инновационный потенциал компании общяя характеристка
Актуальность темы исследования. В современных условиях развитие промышленных предприятий и реформирование экономики связаны с переходом на инновационный путь развития.
Одним из важнейших средств решения этой задачи является интеграция инноваций, инвестиций и производства с целью формирования единой целостной инновационно-производственной системы, которая должна обеспечивать реализацию инновационных проектов и довести их до реализации новой продукции и услуг способом сокращения инновационного лага на всех этапах жизненного цикла новой продукции (новации – инновации – наука – инвестиции – производство – маркетинг – потребитель).
Значительную роль в развитии промышленных предприятий играет не только производственный менеджмент как организация процесса производства с целью сокращения издержек и повышения качества производимой продукции, но и инновационный менеджмент, обеспечивающий инновационный тип развития промышленных предприятий, которые должны работать в новой экономике РФ. В современной теории и практике управления многие проблемы, связанные с использованием инновационного потенциала предприятий недостаточно проработаны.
Так как потенциал предприятия состоит из ряда самостоятельных системных категорий, которые взаимодействуя образуют синергетический эффект деятельности предприятия, на промышленных предприятиях необходимо формирование эффективной инвестиционно-производственной системы менеджмента, которая должна обеспечивать эффективность деятельности промышленных предприятий на основе повышения эффективности управления инновационным потенциалом. Это сложный и длительный процесс, который требует разработки теоретико-методических и научно-обоснованных положений на уровне промышленного предприятия.
Инновационный потенциал предприятия и персонала — это, по сути, ключевой фактор будущего успеха фирмы. Вопрос стратегии развития — это всегда вопрос изменений, более или менее радикальных. Непрерывный поиск перспективных идей и направлений создает необходимую базу для осуществления оптимального выбора, идет ли речь о выборе портфеля товаров (услуг) для производства (реализации) в будущем, или о прогнозной структуре активов корпорации, или о перспективных методах и технологиях управления и производства (операционной деятельности).
Предприятие, которое обладает значительным инновационным потенциалом и (или) осознано стремится его формировать и развивать, можно назвать инновационным (инновационно восприимчивым). Инновационность предприятия является важным конкурентным преимуществом, ибо позволяет своевременно защитить бизнес от назревающих угроз со стороны внешней среды через систему опережающего и непрерывного поиска новых возможностей выживания и развития. При этом усиливаются адаптивные способности предприятия, расширяется горизонт принятия управленческих решений, возрастают разнообразие и вариативность продуктов и технологий. Как правило, рынок всегда меняет отношение к предприятию на более позитивное, если оно становится более интересным, разнообразным и креативным (инновационным).
Понятие инновационного
потенциала, обеспечивающего рост системы
за счет нововведений, в экономическую
модель впервые было введено ученым К.
Фрименом. Нововведение по Фримену представляет
собой систему мероприятий по разработке,
освоению, эксплуатации и исчерпанию производственно-экономического
и социально-организационного потенциала,
лежащего в основе новшеств.
Практический
аспект понятия “потенциал” нашел свое
отражение в работах П. Дракера, где он
исследует источники развития современной
промышленности. В частности, Дракер отмечал,
что инновации начинаются с анализа имеющегося
потенциала с целью его эффективного использования.
В целом под инновационным потенциалом
предприятия следует понимать все его
ресурсы, которые можно использовать для
инновационных процессов: материальные,
финансовые, кадровые, информационные,
организационные и технические. Что же
касается персонала, то его инновационный
потенциал связан со способностью работников
вырабатывать и эффективно реализовывать
как свои, так и сторонние новые идеи и
проекты.
Инновационный потенциал предприятия
и персонала — это, по сути, ключевой фактор
будущего успеха компании. Вопрос стратегии
развития — это всегда вопрос изменений,
более или менее радикальных.
Энциклопедия Britannica, посвящая
понятию “потенциал общества” целую
статью, подчеркивает, что потенциал состоит
из человеческих знаний и представлений,
направленных на получение заданного
результата. Таким образом, потенциал
связывается в этом определении с человеческими
ресурсами, а именно — с их интеллектуальной
силой, с людьми творческого типа.
В 70-х годах ХХ века в ведущих
промышленно развитых странах были приняты
законы, которые стимулировали как государственную
деятельность, так и деятельность предпринимателей,
направленную на развитие профессионального
и интеллектуального потенциала рабочей
силы. Так, в Японии была внедрена система
Кайдзен, направленая на систематическое
развитие потенциала предприятий с целью
достижения более высоких стандартов
жизнедеятельности фирмы и личности. А
в США широкое распространение приобрела
система сбалансированных показателей
- Balanced Scorecard (BSC), позволяющая находить
потенциальные возможности развития фирмы
и использовать их для инновационного
прорыва.
2.2Этапы упровления инновационным потенциалом
Экономические методы управления трудовыми ресурсами обеспечивают материальную заинтересованность коллектива в эффективном использовании производственных ресурсов и выполнении заданий по производству продукции, обладающей необходимыми потребительскими характеристиками.
Заинтересованность в наилучшем выполнении производственной программы основывается на гарантии соответствующего вознаграждения.
Однако чрезмерное повышение заработной платы при сравнительно низком приросте производительности труда и несбалансированности потребительского спроса усиливает инфляцию. Соответственно, необходимо грамотно подходить к сбалансированности численности работников.
Управление численностью нацелено на составление производственных планов среднесрочного периода по выпуску объемов продукции и предполагает минимизацию издержек трудовых ресурсов при
удовлетворении рыночного спроса .
Научная гипотеза исследования состоит в том, что дефицит природных ресурсов не позволяет идти по экстенсивному пути развития экономики, а для успешности интенсивного –необходимо эффективно использовать потенциал разработчиков инноваций.
Экономические методы управления основаны на сознательном использовании объективных экономических законов и категорий для воздействия на материальные интересы коллектива .
В ходе исследования были проанализированы 3 варианта использования инновационного потенциала трудовых ресурсов. Первый предполагал приравнивание трудоемкость всех разработок за каж-
дый период к рабочему времени разработчиков (потребность в разработчиках разнится в зависимостиот спроса). Второй предусматривал, что трудоемкости всех разработок равна рабочему времени всех разработчиков. Третий трудоемкость периода с минимальным спросом равна рабочему времени раз работчиков в этот период.
При апробации на модели на фактическом материале в качестве исходных были приняты следующие данные: трудоемкость разработки, оплата труда за час, оплата сверхурочных, затраты на хранение и поиск возможного применения разработки, затраты по увольнению и найму, длительность рабочего дня разработчика, неравномерный уровнь спроса на разработки.
На абсолютном большинстве предприятий наибольшее распространение получил второй метод, что обусловлено его социальными выгодами и простотой учета. Экономически наиболее выгодным является 3-й вариант, однако его применение предполагает использование минимального количества раз-
работчиков, с наибольшей отдачей от каждого, соответственно необходимо разработать экономические методы управления инновационным потенциалом.
Для придания нового импульса стимулированию производительности труда необходимо формировать, использовать и распределять премиальные ресурсы исходя из целей освоения продукции, избавляясь тем самым от практики премирования в порядке доплат к заработкам.
Существует
прямая связь между ростом производительности
труда и улучшением его условий.
Совершенствование условия
Организация управления инновационной деятельностью.Проблема коммерческого успеха предприятия может быть сформулирована как необходимость концентрации внимания на путях внедрения новых технологий для решения новых задач. Именно в этом заключен смысл инновационной политики современного предприятия, обеспечивающей эффективность нововведений во всех сферах своейдеятельности .
Стратегическими аспектами инновационной политики предприятия являются: концентрация средств, выделяемых на научно техническое развитие, на долгосрочных целях предприятия; кооперация и объединение капиталов предприятий для создания новых продуктов и технологий; тенденция к использованию внешних ресурсов, с привлечением специалистов в конкретных областях только для участия в проекте.
2.3Принципы эффективного использования инновационным потенциалом
Потенциальным подходом к понятию "новая технология" для конкретного производства является оценка возможности с ее помощью достичь в короткие сроки целей предприятия или фирмы. Поэтому для какого-либо конкретного производства инновационной может быть технология и не самая прогрессивная, но позволяющая поднять производительность труда и качество выпускаемой продукции на более высокий уровень.
Любая инновационная деятельность связана с инвестиционной, поскольку любое новаторство требует капитальных вложений. Инвесторы, вкладывающие свои деньги в инновационный проект, должны быть уверены, что возможные доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженности и обеспечения окупаемости капиталовложений.
Таким образом, значимость определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики.
В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта:
Вид эффекта |
Факторы, показатели |
1. Экономический |
Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций |
2. Научно-технический |
Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность |
3. Финансовый |
Расчет показателей базируется на финансовых показателях |
4. Ресурсный |
Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса |
5. Социальный |
Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций |
6. Экологический |
Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учит ывают влияние инноваций на окружающую среду |
В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период, показатели годового эффекта.
Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих факторов, а именно:
•продолжительности инновационного периода;
•срока службы объекта инноваций;
•степени достоверности исходной информации;
•требований инвесторов.
Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат.
Отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве - это всегда отношение.
В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой - сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций.
Особенно остро возникает необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются.
Метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок.
2.4Предложения по оптилщяции упровления
инновационным потенциалом
Данный метод дает возможность
значительно повысить объективность оценки
персонала, избавив эту процедуру от влияния
субъективных факторов. О внешней объективности
тех или иных оценок вполне можно говорить,
если заранее определить, что именно выступает
в качестве критериев. С позиции управления
по целям - это оценка персонала на основе
не личных качеств конкретного исполнителя,
а результатов его деятельности по заранее
установленным параметрам и с использованием
количественных методик, которые позволяют
четко и точно рассчитать размер материального
вознаграждения.
Внедрение количественных методик
оценки и установление прямой взаимозависимости
с системой оплаты труда сами по себе способны
принести практическую пользу организации.
Среди очевидных преимуществ такой формализации
можно отметить следующие: