Инновационный процесс как объект менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Целями такого управления являются:
— определение основных направлений научно–технической и производственной деятельности организации;
— разработка и внедрение новой продукции, услуг и технологий (инновационная деятельность);
— модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции, услуг и технологий, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;
— снятие с производства устаревшей продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Иновационный менеджмент 1.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

        Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Целями такого управления являются:

— определение основных направлений научно–технической и производственной деятельности организации;

— разработка и внедрение новой продукции, услуг и технологий (инновационная деятельность);

— модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции, услуг и технологий, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;

— снятие с производства устаревшей продукции.

         Инновационный менеджмент имеет такое огромное значение для развития инновационной деятельности фирм и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики, что нет необходимости это доказывать. Изучение инновационного менеджмента – это необходимое условие формирования современного инновационного менеджера-профессионала. Для этого важно знание не только зарубежного опыта инновационной деятельности, но и отечественной теории и практики в этой области. Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

         Данный курсовой проект является очень актуальным потому, что в настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Инновационный процесс как объект менеджмента

1.1 Основные понятия: «Нововведения», «инновации»

1Инновация , нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности  человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Понятие «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними ; оно рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения, использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности.

Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновации являются объектом рассмотрения новых наук. При этом философы, исследуя инновации, делают акцент на новые знания и разрешение противоречий. Психологи прежде всего рассматривают возникающие при этом конфликты, способы их разрешения и синергетические эффекты, которых достигают команды инноваторов. В технических науках акцентируется внимание на технологической стороне изменений принципиально новых технологий. В экономической науке фиксируется не только процесс внедрения, но и широкомасштабное рентабельное использование новшества. Она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический, социально-экономический эффект.

 В инновационном менеджменте можно выделить два направления.

Первое – инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного, как и любого другого процесса, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов.

Второе – также весьма актуальное для России движение от инновации к предпринимательству. В некоторых публикациях данная теория получила название инноватики. Уже внутри самой инноватики появились новые самостоятельные направления: формирование новшеств, сопротивление нововведениям, диффузия (распространение новшеств); адаптация к ним человека и приспособление их к человеческим потребностям; инновационные организации; выработка инновационных решений и т.д. В приведенном перечне составных частей инноватики отсутствуют некоторые важные элементы, такие, например, как рынок нововведений, инновационные стратегии. В других работах сделана попытка обобщить основные концепции инновационного развития, но некоторые их них не учтены в полной мере, в частности концепции цикличности инновационного и экономического развития, государственного регулирования инновационных процессов.        

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста. И если инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, то в современной России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика. Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.  В условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций. Особое значение для производства имеют инновации с мощными преобразовательными функциями. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющий высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства. К таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и технологии. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технологический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние. Новый производственный аппарат требует, как правило, новой организации, управления, маркетинга, новой мотивации, т.е. нового типа инновационного менеджмента. Он предполагает, что будет производиться и новая продукция. Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога. 2Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, можно определить как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом.

 

 

 

 

 

Применение в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

состояние внешней среды и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования ит.д.)

состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (политическая наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые в технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.)

специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

 

 

1.2 Классификация инноваций и их сущность

Разнообразие специфических условий, в том числе экономических, организационных и других, в инновационной деятельности приводит к тому, что, несмотря на общность предмета инноваций и соответственно субъектов инновационной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Различия между радикальными и усовершенствующими, или модифицирующими, инновациями выражают качественные различия в уровне новизны соответствующих новшеств и указывают на зависимость вторых от первых: радикальные инновации служат базой для последующих усовершенствований. За этими различиями обнаруживаются два существенно разных типа инновационной деятельности. Их организационные структуры во многом противоположны, а их соотношение весьма диалектично. После внедрения радикальной инновации усовершенствующая дальнейшему ее развитию и продлевает эффект. Но на начальных стадиях радикальные инновации наталкиваются на сопротивление со стороны механизмов и структур усовершенствующей деятельности.

Особенности инновационных процессов, которые должен учитывать инновационный менеджер при создании организационно-экономического механизма собственного дела, вытекают из преобладающего вида нововведения. Важным этапом анализа инноваций является их классификация по ряду основополагающих признаков (табл. 1.2).

Приведенные в данной таблице классификации подтверждают, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.

Таблица 1

Классификация нововведений

Признак классификации

Виды нововведений

По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности технического решения и т.д.)

Радикальные (пионерные, базовые, научные и т.п.), ординарные (изобретения, новые технические решения)

По характеру применения:

  • Продуктовые;
  • Технологические;
  • Социальные;
  • Комплексные;
  • Рыночные

Ориентированные на производство и использование новых продуктов. Нацеленные на создание и применение новой технологии. Ориентированные на построение и функционирование новых структур

По стимулу появления (источнику)

Нововведения, вызванные развитием науки и техники, потребностям производства и рынка

По роли в воспроизводственном процессе

Потребительские и инвестиционные

По масштабу (комплексности)

Сложные (синтетические) и простые

Для кого являются нововведениями

Для производителя и потребителя; для общества в целом; для рынка


 

 

3Инновационный менеджмент  разрабатывается на основе маркетинговых исследований, финансового анализа, анализа структуры персонала и внутренней культуры и имиджа фирмы. На основе этих данных определяются приоритетные направления деятельности на рынке и создаются новации (идеи). Затем с помощью НИОКР разрабатываются новые виды деятельности или товары (технологии) ~ инновации. После их оценки с точки зрения экономической эффективности начинается процесс создания нового продукта или внедрения технологии. После этого данный товар (технология) выводится на узкий сегмент рынка с целью его тестирования, по результатам которого принимается решение о внедрении его в массовое производство. От слаженности работы данных этапов зависит оперативность внедрения инноваций и эффективность работы предприятия в изменяющихся условиях. Существует тринадцать принципов, на которых базируется данный инновационный менеджмент. 
1. Системный: результаты деятельности одного отдела служат исходным материалом для другого, а предприятие в целом взаимодействует с внешней средой. 
2. Маркетинговый: деятельность предприятия ориентируется на покупателя, его предъявляемые и потенциальные потребности. 
3. Функциональный: продукт - это совокупность функций, удовлетворяющих потребности покупателей, поэтому выясняются функции товара, требующие усовершенствования, а затем идет его разработка. 
4. Воспроизводственный: регулярное возобновление производства товаров, удовлетворяющих потребности определенного рынка с меньшими затратами производства на единицу продукции. В соответствии с данным подходом работа предприятия основывается на опережающей базе сравнения по качеству продукции, технологиям, ресурсоемкости и т. д. 
5. Нормативный: нормирование всех направлений менеджмента. 
6. Комплексный: учитывает все направления менеджмента в их взаимосвязи, начиная от организационно-правовых и заканчивая экологическими. 
7. Интеграционный: исследование и укрепление взаимосвязей между отделами управления инновационным менеджментом и стадиями управления жизненным циклом продукции. 
8. Динамический: изучение данных аналогичных объектов предприятия в  динамике 
9. Процессный: все функции менеджмента взаимосвязаны. 
10. Количественный: перенос внимания от качественных характеристик к количественным. 
11. Административный: жесткая регламентация всех видов деятельности фирмы. 
12. Поведенческий: применение принципов школы человеческих отношений, в соответствии с которыми особое внимание уделяется персоналу предприятия. 
13. Ситуационный: возможность применения определенного управленческого решения в зависимости от ситуации. 
Теория менеджмента еще недостаточно адаптирована в нашей стране, поэтому российские предприятия в значительной мере отстают от зарубежных конкурентов.

 

 

1.3 Основные этапы инновационного процесса

Инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований. Конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, - процесс коммерциализации технологий.

Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации.

Во-первых, как параллельно-последовательское осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга.

Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведений от возникновения идеи до ее разработки и распространения.

В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.

В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Зарождение инновационной идеи и возможность использования новых научных результатов происходят на этапе фундаментальных и поисковых исследований и прикладных исследований и разработок.

Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ – раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых открытие принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые ФИ проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей. Открывает пути в новые области знания.

Информация о работе Инновационный процесс как объект менеджмента