Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:53, курсовая работа
Успешное развитие экономики во многом зависит от функционирования всех ее звеньев. Важную роль играет организация процессов интеграции и диверсификации производства промышленных предприятий, обеспечивающих повышение устойчивости, управляемости и эффективность деятельности предприятий в условиях конкурентной борьбы. Интеграция и диверсификация представляют собой изменения в разделении труда, специализации и кооперации, в потоках ресурсов производства, продукции и оказываемых услугах по уровням хозяйствования для достижения поставленных целей бизнеса.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы интеграционных процессов, характеристика и анализ организационных форм интеграции………….5
1.1 Понятие интеграция и принципы ее осуществления………………...5
1.2 Сущность горизонтальной интеграции……………………………….8
1.3 Сущность вертикальной интеграции………………………………....11
1.4 Сравнительная характеристика вертикальной и горизонтальной интеграции…………………………………………………………………14
Глава 2. Понятие диверсификации, её виды и пути…………………….16
2.1 Определение понятия диверсификация……………………………...16
2.2 Родственная и неродственная диверсификация……………………..18
2.3 Необходимость и причины диверсификации………………………..22
2.4 Методы диверсификации……………………………………………..24
2.5 Диверсификационные возможности…………………………………27
Заключение………………………………………………………….……..29
Список используемой литературы………………………………….........31
3) организация может иметь избыток финансовых и трудовых ресурсов, что позволит ей управлять расширившейся компанией;
Сущность горизонтальной интеграции – в условиях рыночной конкуренции многие малые фирмы не могу противостоять крупным фирмам, тогда они принимают решения объединиться с такой же, как они фирмой и образовать монополию, чтобы противостоять конкуренции и диктовать свои условия на рынке сбыта блага.
Вертикальная интеграция – производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта: поставщиков материалов, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта. [6; с 116]
К примеру: в современном сельском хозяйстве, существует такая цепочка. Сбор продукта, его переработка, сортировка, упаковка, хранение, транспортировка и, наконец, продажа продукта конечному потребителю.
Рисунок 1.2 – Структура системы с вертикальной интеграцией
На Рисунке 1.2 изображена структура системы с вертикальной интеграцией. По ней видно, что управляющая компания подает финансовые потоки П. 1 (которое стоит в начале цепочки производственного процесса) та в свою очередь передает материальные потоки П. 2 (которое стоит на второй ступени производственной цепочки) и так по нарастающей пока продукт не поступит к потребителям. Потребитель подает финансовые потоки предприятию, находящемуся в конце производственной цепочки, а предприятие передает их управляющей компании. В этой структуре информационные потоки передаются всем участникам производственной цепи.
Вертикальная интеграция (ВИ) может иметь направления:
Вертикальная интеграция назад – компания осуществляет вертикальную интеграцию назад, если она стремится получить контроль над компаниями, которые производят сырьё, необходимое при производстве товаров или услуг этой компании.
Вертикальная интеграция вперёд – компания осуществляет вертикальную интеграцию вперёд, если она стремится получить контроль над компаниями, которые производят товар или услуги, которые находятся ближе к конечной точке реализации продукта или услуги потребителю (или даже последующему сервису или ремонту). [7; с 154]
Сбалансированная вертикальная интеграция – компания осуществляет сбалансированную вертикальную интеграцию, если она стремится получить контроль над всеми компаниями, которые обеспечивают всю производственную цепочку от добычи и / или производства сырья до точки непосредственной реализации потребителю. На развитых рынках существуют эффективные рыночные механизмы, которые делают такой тип вертикальной интеграции избыточным: существуют рыночные механизмы контроля над смежниками. Однако на монополистических или олигополистических рынках компании часто стремятся выстроить полный вертикально-интегрированный холдинг. [8; с 5–11]
Таблица 1.2 – Плюсы и минусы вертикальной интеграции
Вертикальная интеграция | ||
Плюсы |
Минусы | |
1) Увеличение скорости |
1) Вхождение в новый рынок, требует опыта работы на этом рынке, а у вас его нет. | |
2) Сокращение издержек на |
2) Увеличение зависимости от
внешней среды (ваше | |
3) Уменьшение зависимости от
внешней среды (предприятия |
3) Уменьшение гибкости. Если раньше
вы могли выбирать среди |
Из таблицы 1.2 видно, что если рынок сбыта, растет, то вертикальная интеграция дает вам выигрыш. Ведь вы можете вести более агрессивную политику и насыщать, рынок. Минусы практически не играют роли, ведь все у всех хорошо! Но если на рынке спад, то зачем вам увеличивать скорость производства? У вас и так склады затоварены. А вот проблемы стального заводика будут у вас как камень на шее.
В общем, сущность вертикальной интеграции состоит в том, что на рынке существует множество фирм, которые являются поставщиками для фирм, которые нуждаются во благах этой фирмы для производства своего продукта. Фирма поставщик понимает, что фирма покупатель зависит от нее и начинает диктовать свои цены. Поэтому фирма покупатель решает поглотить фирму поставщика, для того, чтоб вся цепочка производства зависела от нее. После поглощения фирма поставщик обязана подчиняться управляющей компании, эта помогает ускорить время производства продукта и даёт возможность нести наименьшие издержки по производству блага.
Рассмотрев, горизонтальную и вертикальную интеграцию, мы уже спокойно можем сравнить их между собой. Для этого создадим таблицу, где укажем: плюсы и минусы, почему предприятие выбирает такой тип интеграции, зависимость от поглощенных предприятий, влияние на производство и то к чему приводит такой тип интеграции. [9; с 123]
Таблица 1.3. Сравнительная характеристика вертикальной и горизонтальной интеграции
Горизонтальная интеграция |
Вертикальная интеграция | |||
Почему предприятия выбирают такой тип поглощения |
В условиях рыночной конкуренции многие малые фирмы не могу противостоять крупным фирмам |
ускоряет время производства продукта и даёт возможность нести наименьшие издержки по производству блага | ||
Плюсы |
Снижение издержек и высокая конкурентоспособность |
Снижение издержек и увеличение скорости производства | ||
Минусы |
Длительность интеграционных процессов. |
Нет опыта работы на новом рынке, Уменьшение гибкости, Увеличение зависимости от внешней среды | ||
Зависимость управляющей компании от поглощенных предприятий |
Не зависит |
Сильная | ||
Влияние на производство |
Увеличивает количество произведенного блага |
Ускоряет темпы производства | ||
К чему приводит |
К образованию монополии |
К устойчивому производственному процессу |
В таблице 1.3 показаны сравнительные характеристика влияния интеграции на предприятия. Сравнивая плюсы и минусы горизонтальной и вертикальной интеграции можно понять, что и та и другая интеграция выгодны для предприятий, но существенное отличие в том, что в горизонтальной интеграции управляющая компания не зависит от поглощенных компаний, а в вертикальной интеграции управляющая компания целиком и полностью зависит от поглощенных ею предприятий. Выгода использования той или иной интеграции так же отличается, поэтому смело можно сказать, что для каждого предприятия выбор вида интеграции зависит от ситуации, в которой находиться предприятие и от того, какой результат она ждет. [10; с 54]
Проводя характеристику видов интеграции можно сделать вывод, что эти два вида интеграции абсолютные противоположности друг другу они по-разному влияют на предприятия и приводят к разным результатам.
Глава 2. Понятие диверсификации, её виды и пути
2.1 Определение понятия диверсификация
В
экономической литературе
С экономической точки зрения диверсификация (от лат. diversus - разный и facer - делать) - это одновременное развитие нескольких или многих, не взаимосвязанных технологических видов производства и (или) обслуживания, расширение ассортимента производимых изделий и (или) услуг. [11; с 36]
Диверсификация дает возможность фирмам «держаться на плаву» при сложной экономической конъюнктуре за счет выпуска широкого ассортимента продукции и услуг: убытки от нерентабельных изделий перекрываются прибылью от других видов продукции.
Этот процесс касается, прежде всего, перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения; кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, и, причем всегда необходимы новые финансовые инвестиции.
Диверсификация связана
с разнообразием применения продуктов,
выпускаемых компанией, и делает
эффективность функционирования компании
в целом независимой от жизненного
цикла отдельного продукта, решая
не столько задачи выживания компании,
сколько обеспечения
К специализированным относятся компании, где на один продукт приходится более 70 % общего объема продаж (однопродуктовые компании и компании с доминирующим продуктом). Диверсифицированные же компании различаются в зависимости от классификации номенклатуры их продукции по отношению к используемым технологиям и особенностям сбыта. [12; с 97]
Рисунок 1.2 – Формы организации производства
2.2 Родственная и неродственная диверсификация
В зависимости от направления расширения фирмы выделяют следующие виды диверсификации.
Родственная диверсификация — это вхождение фирмы в отрасли, сходные по технологиям, системе поставок, каналам распространения, клиентуре с базовой отраслью организации.
Она выгодна в том случае, если между цепочками ценности материнской и приобретаемой (создаваемой) компаний существует стратегическое соответствие (совпадение звеньев цепочки ценности). Наличие стратегического соответствия позволяет осуществлять следующие стратегические действия:
• обмениваться конкурентно ценным опытом, технологическими ноу-хау и возможностями;
• объединять родственные виды деятельности организаций для снижения издержек производства;
• совместно использовать бренды на взаимовыгодной основе;
• налаживать сотрудничество между организациями для создания конкурентно ценных возможностей и ресурсов.
Неродственная диверсификация — это вхождение фирмы в любые привлекательные отрасли, при этом не требуется подбирать предприятия со стратегическим соответствием. Достаточно, чтобы избранная отрасль соответствовала критериям привлекательности затрат на вхождение, а критерий, связанный с получением дополнительных преимуществ, играет в данном случае второстепенную роль.
Организации, приобретаемые при неродственной диверсификации, должны удовлетворять следующим требованиям:
• соответствие корпоративным целям прибыльности и окупаемости инвестиций;
• отсутствие необходимости вложения значительных средств в замену устаревшего оборудования, расширение инвестиционного фонда, оборотных средств;
• принадлежность к отрасли со значительным потенциалом роста;
• широкий масштаб деятельности и, как следствие, возможность существенно увеличить общую производительность материнской фирмы;
• устойчивость отрасли к экономическим спадам, изменениям в государственной политике. [13; с 154]
Зачастую при диверсификации в неродственные отрасли организация останавливает свой выбор на тех предприятиях, которые гарантируют быстрый финансовый рост. С этой точки зрения интерес представляют следующие два типа компаний:
1) фирмы с заниженной оценочной стоимостью — их можно дешево купить, а потом дорого продать;
2) фирмы, испытывающие
финансовые затруднения — их
тоже можно дешево купить, с
помощью материнской компании
вывести из кризиса, а потом
либо включить в бизнес-
Бизнес-портфель — это совокупность бизнес-единиц диверсифицированной компании, работающих в разных отраслях.
Диверсификация в неродственные отрасли имеет следующие преимущества:
• предпринимательский риск распределяется по различным отраслям;
• отсутствуют ограничения по числу отраслей, используемых для вложений ресурсов фирмы (по сравнению с ограниченным числом отраслей при родственной диверсификации);