Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:53, курсовая работа
Успешное развитие экономики во многом зависит от функционирования всех ее звеньев. Важную роль играет организация процессов интеграции и диверсификации производства промышленных предприятий, обеспечивающих повышение устойчивости, управляемости и эффективность деятельности предприятий в условиях конкурентной борьбы. Интеграция и диверсификация представляют собой изменения в разделении труда, специализации и кооперации, в потоках ресурсов производства, продукции и оказываемых услугах по уровням хозяйствования для достижения поставленных целей бизнеса.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы интеграционных процессов, характеристика и анализ организационных форм интеграции………….5
1.1 Понятие интеграция и принципы ее осуществления………………...5
1.2 Сущность горизонтальной интеграции……………………………….8
1.3 Сущность вертикальной интеграции………………………………....11
1.4 Сравнительная характеристика вертикальной и горизонтальной интеграции…………………………………………………………………14
Глава 2. Понятие диверсификации, её виды и пути…………………….16
2.1 Определение понятия диверсификация……………………………...16
2.2 Родственная и неродственная диверсификация……………………..18
2.3 Необходимость и причины диверсификации………………………..22
2.4 Методы диверсификации……………………………………………..24
2.5 Диверсификационные возможности…………………………………27
Заключение………………………………………………………….……..29
Список используемой литературы………………………………….........31
• обеспечивает более стабильную прибыльность, так как спад в одной отрасли может быть скомпенсирован подъемом в других.
Однако диверсификация в неродственные отрасли имеет ряд недостатков:
• появляются трудности при разработке стратегий для несхожих организаций, работающих в совершенно разных отраслях и конкурентных условиях;
• отсутствует межфирменное стратегическое соответствие.
Комбинированная диверсификация совмещает родственную и неродственную диверсификацию, при этом часть подразделений корпорации работает в родственных отраслях, а часть - в неродственных.
Диверсификация (комбинирование) производства имеет несколько форм:
Горизонтальная диверсификация
производства характеризуется расширением
ассортимента продукции, выпускаемой
предприятием в рамках своей отрасли (подотрасли)
промышленности, либо смежных отраслей.
Горизонтальное слияние происходит между
предприятиями, выпускающими однотипную
продукцию. В текстильной промышленности
это может быть комбинат, выпускающий
хлопчатобумажную, шерстяную пряжу и пряжу
из химических волокон.
Вертикальная диверсификация
производства характеризуется расширением
и разветвлением деятельности с целью
производства либо контроля над производством
всех составных, частей. При вертикальном
слиянии происходит объединение предприятий
по технологической цепочке от сырья до
получения готового продукта. Например,
в текстильной промышленности существуют
неполные комбинаты, т.е. с неполной технологической
цепочкой', прядильно-ткацкий, ткацко-отделочный
и полные комбинаты, включающие в себя
все производства по технологическому
циклу: прядение-ткачество-отделка тканей,
прядильно-ниточные, трикотажные.
Побочная диверсификация
производства осуществляется при производстве
продукции, выходящей за границы отраслевого
рынка, в котором функционирует компания.
Для конгломератных слияний характерно
объединение широкого круга предприятий,
не имеющих производственных связей и
выполняющих разнородные функции; высокий
уровень децентрализации управления;
стремительный рост капитала в результате
разного рода слияний производств и контроля
за их деятельностью (вместо увеличения
масштабов самого производства) созданием
различных холдингов, а также создание
финансово-промышленных групп (ФПГ) - объединение
предприятий различных отраслей промышленности
с участием финансово-кредитных учреждений
или вокруг них.
Смешанные слияния осуществляются при различных формах сочетаний горизонтальных, вертикальных и побочных слияний. В текстильной промышленности России такие комбинаты не встречаются.
2.3 Необходимость и причины диверсификации
Идеальным вариантом деятельности любой фирмы, как известно, является предупреждение возможных неудач и потерь производительности, которые можно получить из различных прогнозов компании, касающихся именно этих показателей. Необходимость диверсификации может быть выявлена в результате сравнения желаемого и возможного уровней производительности и того уровня, который был достигнут в результате деятельности компании. Для менее успешных компаний, которые не планируют (или не могут спланировать) свои действия на будущее, первым признаком такого разрыва показателей производительности зачастую являются сокращение портфеля заказов либо незанятые в производстве мощности.
В каждом отдельном случае целый ряд причин диверсификации может играть важную роль, но более слабое влияние других причин может в конечном итоге привести к иному решению проблемы.
Все причины диверсификации вызваны одним – повысить эффективность деятельности предприятия не только в данный момент или в ближайшем будущем, но и на длительную перспективу.
Существует критерий диверсификации. Установление подобного критерия рекомендуется только для предприятия, которое действительно заинтересовано в своей диверсификации. Это первое существенное «прикрытие» неоценимо, так как оно предотвращает различные ошибки и, кроме того, может служить в качестве программы безопасности и хорошего контроля.
Процесс выработки оценки и плана диверсификации требует времени, усилий и тщательного изучения. Заключение, которое было сделано за один вечер, не может быть положено в основу изучения рынка, технического исследования процессов и товаров, финансового анализа, даже какого-либо совещания и услуг внешних экспертов по предоставлению какой-либо информации. Действительно, оно необходимо лишь как основа для того, чтобы определиться в самом начале, следует или нет заниматься этой проблемой всерьез. Оценка может показать, что все это действительно хорошо, но не для данной компании.
2.4 Методы диверсификации
Методы диверсификации находятся
в жесткой зависимости с
Программы по диверсификации могут содержать один из нижеперечисленных методов:
1. Весь существующий персонал,
а также оборудование должны
использоваться для достижения
в дальнейшем большего
2. Повышение производительности
происходит за счет увеличения
количества оборудования и
3. Фирма, занятая в определенной
сфере деятельности, поглощается
путем покупки либо за
4. Объединение компаний
приблизительно одинакового
5. Заинтересованность в
какой-либо компании, которая проявляется
как непосредственное участие
либо как контроль над другой
компанией, но, тем не менее,
присоединившаяся компания
6. Весь процесс вовлечения
наличных денег,
7. Оказание поддержки
оператору или потребителю в
изменении диверсификации или
в расширении их деятельности.
По большому счету потребности
покупателя в санаторно-
Все приведенные варианты невозможно привести со всеми подробностями, так как каждой диверсификационной ситуации присущи различные аспекты. Диверсификация охватывает широкий спектр возможностей, варьируясь от довольно ограниченного вторжения в новую область производства только внутри данной страны («узкая» диверсификация) до широкого вторжения в производственные сферы других стран («широкая» диверсификация).
Прежде всего, при рассмотрении этой проблемы следует провести довольно простой анализ этого спектра. Согласно этому, мы имеем то, что принято называть «вертикальной интеграцией», когда компания использует часть ресурсов для того, чтобы образовать или приобрести организации, которые будут поставлять необходимые материалы и сырье для данной фирмы и/или будут обеспечивать рынки сбыта для продукции этой фирмы. На фоне такого деления можно выделить три процесса, которые можно назвать мотивами диверсификации:
Все эти мотивы могут существовать отдельно, но могут и сочетаться друг с другом - это зависит от конкретных обстоятельств в каждой компании, поэтому и выбор формы диверсификации должен быть хорошо обоснован и тщательно спланирован в соответствии с этими обстоятельствами. [15; с 188]
2.5 Диверсификационные возможности
В целом существуют три типа таких возможностей:
1. Каждый продукт, предлагаемый
компанией, должен состоять из
функциональных компонентов,
2. Другой возможный вариант
- горизонтальная диверсификация. Ее
можно охарактеризовать как
3. Также возможно благодаря
боковой диверсификации
Глава 3. Интеграция и диверсификация бизнеса в зерновом комплексе АПК как стабилизирующие факторы
3.1
Заключение
Интеграция и диверсификация
представляют собой совокупность социально-экономических,
технологических, организационно-правовых
форм развития предприятия посредством
изменения потоков
Понятия «интеграция» и «диверсификация»
взаимосвязаны с понятиями «
Интеграция представляет
собой использование в
Сложившийся в отечественной
и зарубежной экономической науке
традиционный теоретический, методологический,
методический и практический опыт прошлых
лет не позволяет, к сожалению, ответить
на вопросы, поставленные развитием
современной промышленности России
и его важнейших звеньев
Интеграция и диверсификация
рассматриваются как