Интеграция и диверсификация деятельности организации: предпосылки, процесс, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Успешное развитие экономики во многом зависит от функционирования всех ее звеньев. Важную роль играет организация процессов интеграции и диверсификации производства промышленных предприятий, обеспечивающих повышение устойчивости, управляемости и эффективность деятельности предприятий в условиях конкурентной борьбы. Интеграция и диверсификация представляют собой изменения в разделении труда, специализации и кооперации, в потоках ресурсов производства, продукции и оказываемых услугах по уровням хозяйствования для достижения поставленных целей бизнеса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы интеграционных процессов, характеристика и анализ организационных форм интеграции………….5
1.1 Понятие интеграция и принципы ее осуществления………………...5
1.2 Сущность горизонтальной интеграции……………………………….8
1.3 Сущность вертикальной интеграции………………………………....11
1.4 Сравнительная характеристика вертикальной и горизонтальной интеграции…………………………………………………………………14
Глава 2. Понятие диверсификации, её виды и пути…………………….16
2.1 Определение понятия диверсификация……………………………...16
2.2 Родственная и неродственная диверсификация……………………..18
2.3 Необходимость и причины диверсификации………………………..22
2.4 Методы диверсификации……………………………………………..24
2.5 Диверсификационные возможности…………………………………27
Заключение………………………………………………………….……..29
Список используемой литературы………………………………….........31

Вложенные файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ курсовая работа.docx

— 199.17 Кб (Скачать файл)

• обеспечивает более стабильную прибыльность, так как спад в одной отрасли может быть скомпенсирован подъемом в других.

Однако диверсификация в  неродственные отрасли имеет  ряд недостатков:

• появляются трудности при разработке стратегий для несхожих организаций, работающих в совершенно разных отраслях и конкурентных условиях;

• отсутствует межфирменное стратегическое соответствие.

      Комбинированная диверсификация совмещает родственную и неродственную диверсификацию, при этом часть подразделений корпорации работает в родственных отраслях, а часть - в неродственных.

Диверсификация (комбинирование) производства имеет несколько форм: 

  • горизонтальная, 
  • вертикальная, 
  • побочная (конгломератная), 
  • смешанная.

Горизонтальная диверсификация производства характеризуется расширением ассортимента продукции, выпускаемой предприятием в рамках своей отрасли (подотрасли) промышленности, либо смежных отраслей.     Горизонтальное слияние происходит между предприятиями, выпускающими однотипную продукцию. В текстильной промышленности это может быть комбинат, выпускающий хлопчатобумажную, шерстяную пряжу и пряжу из химических волокон. 
       Вертикальная диверсификация производства характеризуется расширением и разветвлением деятельности с целью производства либо контроля над производством всех составных, частей. При вертикальном слиянии происходит объединение предприятий по технологической цепочке от сырья до получения готового продукта. Например, в текстильной промышленности существуют неполные комбинаты, т.е. с неполной технологической цепочкой', прядильно-ткацкий, ткацко-отделочный и полные комбинаты, включающие в себя все производства по технологическому циклу: прядение-ткачество-отделка тканей, прядильно-ниточные, трикотажные. 
      Побочная диверсификация производства осуществляется при производстве продукции, выходящей за границы отраслевого рынка, в котором функционирует компания. Для конгломератных слияний характерно объединение широкого круга предприятий, не имеющих производственных связей и выполняющих разнородные функции; высокий уровень децентрализации управления; стремительный рост капитала в результате разного рода слияний производств и контроля за их деятельностью (вместо увеличения масштабов самого производства) созданием различных холдингов, а также создание финансово-промышленных групп (ФПГ) - объединение предприятий различных отраслей промышленности с участием финансово-кредитных учреждений или вокруг них.

Смешанные слияния осуществляются при различных формах сочетаний  горизонтальных, вертикальных и побочных слияний. В текстильной промышленности России такие комбинаты не встречаются.

 

2.3 Необходимость и причины диверсификации

 

 

       Идеальным вариантом деятельности любой фирмы, как известно, является предупреждение возможных неудач и потерь производительности, которые можно получить из различных прогнозов компании, касающихся именно этих показателей. Необходимость диверсификации может быть выявлена в результате сравнения желаемого и возможного уровней производительности и того уровня, который был достигнут в результате деятельности компании. Для менее успешных компаний, которые не планируют (или не могут спланировать) свои действия на будущее, первым признаком такого разрыва показателей производительности зачастую являются сокращение портфеля заказов либо незанятые в производстве мощности.

В каждом отдельном случае целый ряд причин диверсификации может            играть важную роль, но более слабое влияние других причин может в  конечном итоге привести к иному  решению проблемы.

        Все причины диверсификации вызваны одним – повысить эффективность деятельности предприятия не только в данный момент или в ближайшем будущем, но и на длительную перспективу.

Существует критерий диверсификации. Установление подобного критерия рекомендуется  только для предприятия, которое  действительно заинтересовано в  своей диверсификации. Это первое существенное «прикрытие» неоценимо, так как оно предотвращает  различные ошибки и, кроме того, может служить в качестве программы безопасности и хорошего контроля.

Процесс выработки оценки и плана диверсификации требует  времени, усилий и тщательного изучения. Заключение, которое было сделано  за один вечер, не может быть положено в основу изучения рынка, технического исследования процессов и товаров, финансового анализа, даже какого-либо совещания и услуг внешних  экспертов по предоставлению какой-либо информации. Действительно, оно необходимо лишь как основа для того, чтобы  определиться в самом начале, следует  или нет заниматься этой проблемой  всерьез. Оценка может показать, что  все это действительно хорошо, но не для данной компании.

 

2.4 Методы диверсификации

 

 

Методы диверсификации находятся  в жесткой зависимости с бизнесом и управлением. Диверсификация требует  такой степени гибкого подхода, что в самом начале планирования деятельности не следует исключать  ни одного из них. Каждый случай диверсификации требует соответствующего подхода  и анализа, но одновременно должны быть рассмотрены все возможные методы.

Программы по диверсификации могут содержать один из нижеперечисленных  методов:

1. Весь существующий персонал, а также оборудование должны  использоваться для достижения  в дальнейшем большего разнообразия  товаров и услуг. Этот метод  вполне естествен для компаний, персонал которых пропитан духом  исследований.

2. Повышение производительности  происходит за счет увеличения  количества оборудования и качества  организации, что, как правило,  ведет к увеличению ассортимента  продукции.

3. Фирма, занятая в определенной  сфере деятельности, поглощается  путем покупки либо за наличные, либо за акции, либо за их  комбинацию. Центральные корпоративные  функции распространяются и на  новый отдел, и на навыки  и опыт управления поглощенной  компании и начинают работать  в целом и на вновь образовавшуюся  компанию.

4. Объединение компаний  приблизительно одинакового размера  и рода деятельности.

5. Заинтересованность в  какой-либо компании, которая проявляется  как непосредственное участие  либо как контроль над другой  компанией, но, тем не менее,  присоединившаяся компания продолжает  функционировать как независимая  структура.

6. Весь процесс вовлечения  наличных денег, управленческого  таланта, технических навыков,  патентов и других ресурсов  должен протекать таким образом,  чтобы компания смогла извлечь  из этого определенные виды  преимуществ, к примеру, гарантированные  поставки сырья и доходы по  инвестициям, определенные выгоды  от сотрудничества с другими  фирмами. В некоторых случаях  компании могут образовывать  новую корпорацию.

7. Оказание поддержки  оператору или потребителю в  изменении диверсификации или  в расширении их деятельности. По большому счету потребности  покупателя в санаторно-курортном  комплексе можно охарактеризовать  как существенно способствующий диверсификации фактор. [14; с 143]

Все приведенные варианты невозможно привести со всеми подробностями, так как каждой диверсификационной ситуации присущи различные аспекты. Диверсификация охватывает широкий спектр возможностей, варьируясь от довольно ограниченного вторжения в новую область производства только внутри данной страны («узкая» диверсификация) до широкого вторжения в производственные сферы других стран («широкая» диверсификация).

Прежде всего, при рассмотрении этой проблемы следует провести довольно простой анализ этого спектра. Согласно этому, мы имеем то, что принято  называть «вертикальной интеграцией», когда компания использует часть  ресурсов для того, чтобы образовать или приобрести организации, которые  будут поставлять необходимые материалы  и сырье для данной фирмы и/или  будут обеспечивать рынки сбыта  для продукции этой фирмы. На фоне такого деления можно выделить три  процесса, которые можно назвать  мотивами диверсификации:

  • для имеющейся комбинации продукт-рынок, которая утратила свою жизнеспособность в силу морального износа либо жесткой конкуренции.
  • для существующей комбинации продукт-рынок, которая достигла стадии зрелости и насыщения, когда рост потенциала не оправдывает применения допустимых средств и ресурсов.
  • для преодоления условий спада либо возможного перенасыщения. Осуществляется путем распределения инвестиций и риска на все сферы производства.

Все эти мотивы могут существовать отдельно, но могут и сочетаться друг с другом - это зависит от конкретных обстоятельств в каждой компании, поэтому и выбор формы  диверсификации должен быть хорошо обоснован  и тщательно спланирован в  соответствии с этими обстоятельствами. [15; с 188]

 

2.5 Диверсификационные возможности

 

 

В целом существуют три  типа таких возможностей:

1. Каждый продукт, предлагаемый  компанией, должен состоять из  функциональных компонентов, частей  и основных материалов, которые  впоследствии будут составлять единое целое. Обычно в интересах производителя покупают большую долю этих материалов у внешних поставщиков. Одним из хорошо известных путей диверсификации является вертикальная диверсификация, она характеризуется расширением и разветвлением компонентов, частей и материалов. Возможно, самым ярким примером вертикальной диверсификации является империя Форда во времена самого Генри Форда. На первый взгляд вертикальная диверсификация может показаться несовместимой с нашим определением стратегии диверсификации. Однако соответственные миссии, которые должны выполнять эти компоненты, части и материалы, существенно отличаются от миссии целого конечного продукта. Более того, технология разработки и производства этих частей и материалов, вероятно, также существенно отличается от технологии производства конечного продукта. Таким образом, вертикальная диверсификация подразумевает и приобретение новых миссий, и введение в производство новой продукции;

2. Другой возможный вариант  - горизонтальная диверсификация. Ее  можно охарактеризовать как введение  новых продуктов тогда, когда  они никаким образом не соответствуют  существующей номенклатуре продукции,  и приобретают миссии, которые  соответствуют ноу-хау компании и ее опыту в технологии, финансах и маркетингу;

3. Также возможно благодаря  боковой диверсификации выходить  за пределы отрасли, в которой  функционирует компания. Если вертикальная  и горизонтальная диверсификации, по сути, являются сдерживающими  (в том смысле, что они ограничивают  сферу интересов), то боковая диверсификация, наоборот, способствует ее расширению. Этим самым компания заявляет  о своем намерении изменить  свою существующую рыночную структуру.

 

 

 

Глава 3. Интеграция и диверсификация бизнеса в зерновом комплексе АПК как стабилизирующие факторы

3.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Интеграция и диверсификация представляют собой совокупность социально-экономических, технологических, организационно-правовых форм развития предприятия посредством  изменения потоков функционирования элементов производства по технологическому циклу или его частям, путем  увеличения, сохранения или уменьшения его мощности для достижения коммерческих целей собственника.

Понятия «интеграция» и «диверсификация» взаимосвязаны с понятиями «специализация», «кооперация», «концентрация» и «деконцентрация» производства как реальная трудовая деятельность и потенциальные возможности деятельности, как реальная и потенциальная мощность выполняемой и возможной работы предприятия в единицу времени.

Интеграция представляет собой использование в производстве объединяемых под единым организационным  началом ресурсов субъектами или  субъектом хозяйствования, для обеспечения  поставленных задач по достижению необходимой  устойчивости и эффективности. В  свою очередь диверсификация - изменение  под единым организационным началом  существующего профиля предприятия  или дополнение его новыми видами производства и оказания услуг, обеспечивающих решение поставленных задач по достижению необходимой устойчивости и эффективности в развитии.

Сложившийся в отечественной  и зарубежной экономической науке  традиционный теоретический, методологический, методический и практический опыт прошлых  лет не позволяет, к сожалению, ответить на вопросы, поставленные развитием  современной промышленности России и его важнейших звеньев предприятий. Назрела объективная необходимость  и возможность переоценки накопленного опыта и сложившихся подходов в исследовании проблемы повышения эффективности интеграции и диверсификации производства. Использование достижений фундаментальных наук позволяет взглянуть на проблему с новых позиций, перевести процесс исследования, на качественно новый уровень из условий неопределенности в условия определенности - полного знания общей модели, механизма развития и управления данным явлением.

Интеграция и диверсификация рассматриваются как непрерывный  процесс, как элемент общественного  производства, характеризующийся общими и специфическими чертами в ходе преобразования мощности функционирования предприятия.

Информация о работе Интеграция и диверсификация деятельности организации: предпосылки, процесс, последствия