Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 10:16, реферат
Информационная безопасность, как и защита информации, задача комплексная, направленная на обеспечение безопасности, реализуемая внедрением системы безопасности. Проблема защиты информации является многоплановой и комплексной и охватывает ряд важных задач. Проблемы информационной безопасности постоянно усугубляются процессами проникновения во все сферы общества технических средств обработки и передачи данных и, прежде всего, вычислительных систем.
Введение 3
1.Понятие информационной безопасности 4
2.Мониторинг сетей 7
3. Требования к системе информационной безопасности объекта 9
4. Ограничение доступа к информации 11
5.Защита от компьютерных вирусов и предотвращение
технических сбоев. 12
Заключение 16
Список литературы 17
- активной; защищать информацию необходимо с достаточной степенью настойчивости и целеустремленности. Это требование предполагает наличие в составе системы информационной безопасности средств прогнозирования, экспертных систем и других инструментариев, позволяющих реализовать наряду с принципом «обнаружить и устранить» принцип «предвидеть и предотвратить»;
- надежной и универсальной, охватывать весь технологический комплекс информационной деятельности объекта; методы и средства защиты должны надежно перекрывать все возможные каналы утечки информации и противодействовать способам несанкционированного доступа независимо от формы представления информации, языка ее выражения и вида носителя, на котором она закреплена;
- нестандартной (по сравнению с другими организациями), разнообразной по используемым средствам;
- Открытой для изменения и дополнения мер обеспечения безопасности информации;
- экономически эффективной; затраты на систему защиты не должны превышать размеры возможного ущерба.
Наряду с основными требованиями существует ряд устоявшихся рекомендаций, которые будут не бесполезны создателям систем информационной безопасности:
- средства защиты должны быть просты для технического обслуживания и «прозрачны» для пользователей;
- каждый пользователь должен иметь минимальный набор привилегий, необходимых для работы;
- возможность отключения защиты в особых случаях, например, когда механизмы защиты реально мешают выполнению работ;
- независимость системы защиты от субъектов защиты;
- разработчики должны предполагать, что пользователи имеют наихудшие намерения (враждебность окружения), что они будут совершать серьезные ошибки и искать пути обхода механизмов защиты;
- отсутствие на предприятии излишней информации о существовании механизмов защиты.
Все перечисленные позиции должны лечь в основу формирования системы защиты информации.
При обеспечении информационной безопасности существует два аспекта:
- формальный – определение критериев, которым должны соответствовать защищаемые информационные технологии;
- практический – определение конкретного комплекса мер безопасности применительно к рассматриваемой информационной технологии.
Критерии, которым должны соответствовать защищаемые информационные технологии, являются объектом стандартизации более пятнадцати лет. В настоящее время разработан проект международного стандарта «Общие критерии оценки безопасности информационных технологий».
Первой удачной попыткой стандартизации практических аспектов безопасности стал британский стандарт BS 7799 “Практические правила управления информационной безопасностью”, изданный в 1995 году, в котором обобщен опыт обеспечения режима информационной безопасности в информационных системах разного профиля. Впоследствии было опубликовано несколько аналогичных документов: стандарты различных организаций и ведомств, например, германский стандарт BSI. Содержание этих документов в основном относится к этапу анализа рисков, на котором определяются угрозы безопасности и уязвимости информационных ресурсов, уточняются требования к режиму ИБ.
4. Ограничение доступа к информации
Распространённым средством ограничения доступа (или ограничения полномочий) является система паролей. Однако оно ненадёжно. Опытные хакеры могут взломать эту защиту, «подсмотреть» чужой пароль или войти в систему путём перебора возможных паролей, так как очень часто для них используются имена, фамилии или даты рождения пользователей. Более надёжное решение состоит в организации контроля доступа в помещения или к конкретному ПК в ЛВС с помощью идентификационных пластиковых карточек различных видов.
Использование пластиковых карточек с магнитной полосой для этих целей вряд ли целесообразно, поскольку, её можно легко подделать. Более высокую степень надёжности обеспечивают пластиковые карточки с встроенной микросхемой – так называемые микропроцессорные карточки. Их надёжность обусловлена в первую очередь невозможностью копирования или подделки кустарным способом. Кроме того, при производстве карточек в каждую микросхему заносится уникальный код, который невозможно продублировать. При выдаче карточки пользователю на неё наносится один или несколько паролей, известных только её владельцу. Для некоторых видов МП – карточек попытка несанкционированного использования заканчивается её автоматическим «закрытием». Чтобы восстановить работоспособность такой карточки, её необходимо предъявить в соответствующую инстанцию. Кроме того, технология МП – карточек обеспечивает шифрование записанных на ней данных в соответствии со стандартом DES, используемым в США с 1976 г.
Установка специального считывающего устройства МП – карточек возможна не только на входе в помещения, где расположены компьютеры, но и непосредственно на рабочих станциях и серверах сети.
5.Защита от компьютерных вирусов и предотвращение технических сбоев.
Довольно часто в печати появляются сообщения о нападениях на информационные и вычислительные центры компьютерных вирусов. Некоторые из них, например «Микеланджело», уничтожают информацию, другие – такие, как «Червяк Моррисона», проникают сквозь систему сетевых паролей. Но борьба даже со сравнительно безопасными вирусами требует значительных материальных затрат. По оценкам специалистов инженерного корпуса США, при обнаружении и уничтожении в вычислительных сетях военного ведомства вируса «Сатанинский жук» затраты составляли более 12000 долларов в час. Наиболее часто для борьбы с компьютерными вирусами применяются антивирусные программы, реже – аппаратные средства защиты.
Одной из самых мощных программ защиты от вирусов в ЛВС является ПО LANDesk Virus Protect фирмы Intel, базирующая на сетевом сервере. Используя загрузочные модули NetWare, она позволяет «отслеживать» обычные, полиморфные и «невидимые» вирусы. Сканирование происходит в режиме реального времени. При обнаружении вируса LANDesk Virus Protect по команде администратора может либо уничтожить файл, либо отправить его в специальный каталог – «отстойник», предварительно зарегистрировав источник и тип заражения. Посредством модемной связи LANDesk Virus Protect в автоматическом режиме регулярно связывается с серверами Intel, откуда получает информацию о шаблонах новых вирусов.
Применение одних лишь технических решений для организации надёжной и безопасной работы сложных сетей явно недостаточно. Требуется комплексный подход, включающий как перечень стандартных мер по обеспечению безопасности и срочному восстановлению данных при сбоях системы, так и специальные планы действий в нештатных ситуациях
Вот что можно отнести к организационным мероприятиям по защите ценной информации:
Во–первых, чёткое разделение персонала с выделением помещений или расположением подразделений компактными группами на некотором удалении друг от друга.
Во–вторых, ограничение доступа в помещения посторонних лиц или сотрудников других подразделений. Совершенно необходимо запирать и опечатывать помещения при сдаче их под охрану после окончания работы.
В–третьих, жёсткое ограничение круга лиц, имеющих доступ к каждому компьютеру. Выполнение данного требования является самым трудным, поскольку довольно часто нет средств на покупку ПК для каждого сотрудника.
В–четвёртых, требование от сотрудников в перерывах выключать компьютер или использовать специальные программы – хранители экранов, которые позволяют стереть информацию с экрана монитора и закрыть паролем возможность снятия режима хранителя.
Признанной и надёжной мерой потерь информации, вызываемых кратковременным отключением электроэнергии, является в настоящее время установка источников бесперебойного питания. Подобные устройства, различающиеся по своим техническим и потребительским характеристикам, могут обеспечить питание всей ЛВС или отдельного компьютера в течение промежутка времени, достаточного для восстановления работы электросети или записи информации на магнитные носители. На российском рынке наибольшее распространение получили источники бесперебойного питания фирмы American Power Conversion (APC). Такие мощные модели, как Smart – UPS2000 фирмы APC, поддерживают работу ПК в течении 3-4 часов после отключения электропитания.
За рубежом крупные компании устанавливают резервные линии электропитания, подключённые к разным подстанциям, и при выходе из строя одной из них электричество подаётся с другой.
По данным зарубежных исследований, с неисправностями сетевого кабеля и соединительных разъёмов связано почти 2/3 всех отказов в работе сети. К неисправностям кабельной системы приводят обрывы кабеля, короткое замыкание и физическое повреждение соединительных устройств. Большие неприятности могут доставлять электромагнитные наводки различного происхождения, например, от излучения бытовых электроприборов, стартеров ламп дневного света и т. д.
Основными электрическими характеристиками кабеля, определяющими его работу, является затухание, импеданс и перекрёстные наводки. Эти характеристики позволяют определить простые и вместе с тем достаточно универсальные приборы, предназначенные для установления не только причины, но и места повреждения кабельной системы – сканеры сетевого кабеля. Сканер посылает в кабель серию коротких электрических импульсов и для каждого импульса измеряет время от подачи импульса до прихода отражённого сигнала и его фазу. По фазе отражённого импульса определяется характер повреждения кабеля (короткое замыкание или обрыв). А по времени задержки – расстояние до места повреждения. Если кабель не повреждён, то отражённый импульс отсутствует. Современные сканеры содержат данные о номинальных параметрах распространения сигнала для сетевых кабелей различных типов, позволяют пользователю самостоятельно устанавливать такого рода параметры, а также выводить результаты тестирования на принтер.
На рынке сетевых сканеров в настоящее время предлагается много устройств, различных по своим техническим характеристикам, точности измерений и цене. Среди них сканер Fuke 650 LAN CableMeter компании John Fuke Manufacturing, семейство сканеров фирмы Microtest, тестеры LANTech 10 корпорации Wavetek. WireScope 16 фирмы Scope Communications Inc., а также сканеры фирмы Datacom.
Надёжность кабельной системы зависит и от качества самого сетевого кабеля. В соответствия с международным стандартом ANSI/EIA/TIA – 568 в современных ЛВС, как правило, используют сетевые кабели трёх уровней: третьего, четвёртого и пятого. ( Кабель уровня 1 представляет собой обычный телефонный кабель, кабель уровня 2 используется для передачи малых объёмов данных с небольшой скоростью.)
Заключение
Из рассмотренного становится, очевидно, что обеспечение информационной безопасности является комплексной задачей. Это обусловлено тем, что информационная среда является сложным многоплановым механизмом, в котором действуют такие компоненты, как электронное оборудование, программное обеспечение, персонал.
Но
использование компьютеров и
автоматизированных технологий
приводит к появлению ряда
проблем для руководства
Ответственность
за защиту информации лежит
на низшем звене руководства.
Единого рецепта, обеспечивающего 100% гарантии сохранности данных и надёжной работы сети не существует.
Для решения проблемы обеспечения информационной безопасности необходимо применение законодательных, организационных и программно-технических мер. Пренебрежение хотя бы одним из аспектов этой проблемы может привести к утрате или утечке информации, стоимость и роль которой в жизни современного общества приобретает все более важное значение.
Список литературы