Информационные технологии в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:25, контрольная работа

Краткое описание

Прикладные программы предназначены для того, чтобы обеспечить применение вычислительной техники в различных сферах деятельности человека. В последнее время развитие программного обеспечения идет по пути создания большого количества прикладных программ, предназначенных для применения в самых разных предметных областях и ориентированных на самых разных пользователей.

Вложенные файлы: 1 файл

ит в менеджменте.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

3.2. Организация "меню" в программных системах.

               "... что дальше ?" "Жми кнопку!                        

                   Все получится..."

Практически все прикладные программы нацелены на широкий круг пользователей (непрограммистов) и предполагают диалоговый режим работы человека с компьютером. Широкой популярностью, как правило, пользуются программы обладающие дружественным интерфейсом, т.е. таким, который не требует от пользователя больших усилий по работе с всеми необходимыми периферийными устройствами, специальных настроек компьютера, и обладающий удобной системой управления и диалога.

Интерактивный режим  в прикладных программах осуществляется по двум принципам: "смотри и выбирай" и "подтверждай то, что я делаю". В современных программных системах дополнительно предусматривается ряд удобных возможностей и полезных процедур. В частности, программы не утрачивают работоспособности при ошибках пользователя, позволяют легко и безболезненно исправлять ошибочные действия путем их отмены, а также обратиться в любой момент к контекстной помощи.

Все принципы дружественного интерфейса реализуются специальной  системой интерактивного (диалогового) общения компьютерной программы и пользователя, называемой "пользовательским меню" или просто "меню".

"Меню" представляет  набор команд, указаний и данных, который в любой момент доступен  пользователю для выбора дальнейшего  действия. Указатель (курсор) имеет  возможность циклически сканировать меню и управляется клавишами со стрелками и/или манипулятором "мышь". Выбор команды осуществляется установкой курсора на его пункт и нажатием клавиши ввода "Enter", или указанием стрелки "мыши" и двойным щелчком ее клавиши. Более быстрый выбор команды может быть осуществлен нажатием специальных клавиш или их комбинацией. Как правило, в них участвуют клавиши с буквой, с которой начинается название команды.

По своей организации  меню представляет иерархическую структуру  с системой вложенных подменю ("выплывающие", "ниспадающие", "оконные" и пр.) с возможностью возврата из любого пункта в главное (основное) меню.

Меню бывает текстовым  и/или графическим с комментариями  по каждому своему пункту. Прикладные программы дополнительно имеют  функциональное клавишное меню для быстрого выполнения каких-либо команд (горячие клавиши - hot key). Например, функциональная клавиша F1 чаще используется для экстренного вызова справочной информации (Help-помощь), клавиша F2 - для сохранения данных во внешней памяти.

Фирмы - разработчики программных  средств организуют программные  меню по своим стандартам и единообразно. Так, например, фирма Борланд практикует свой фирменный интерфейс, который  легко распознается всеми программистами и пользователями, работающими в системах программирования Турбо: Турбо-Паскаль, Турбо-Бейсик, Турбо-Си и т.п.

Рис. 2.10. Стандартная схема  меню в "Турбо" - программах.

В верхней части экрана дисплея помещается горизонтально главное меню, каждый пункт которого может иметь ниспадающее подменю. В нижней части помещаются команды для функциональных клавиш. Еще ниже строка статуса отображает комментарии к выбираемым командам меню и некоторые параметры состояния прикладной программы.

Получили широкое распространение  графические меню, создаваемые по типу интерфейса Windows.

Рис. 2.11 Иллюстрация к  интерфейсу Windows.

Таким образом, меню - это  некоторый перечень команд (функций), которые предъявляются пользователю на различных этапах работы с программной системой.

Исторически первым видом "меню" можно считать перечень команд, предъявлявших пользователю в виде списка возможных функций  с указанием соответствующего им числа, нажатие на клавишу с изображением которого реализовывало соответствующую команду.

Например,

редактирование текста

трансляция программы

выход.

Выбери режим и нажми "Ввод" :___

Подобный вид меню определялся уровнем развития аппаратной и программной частей компьютера и вынужденной необходимостью ориентации на алфавитно-цифровые (символьные) дисплеи.

Дальнейшее развитие "числовых меню" привело к "символьным меню", в которых выбор заданной функции осуществляется по вводу  соответствующего символа или с  помощью функциональных клавиш клавиатуры F1, F2, F3 ...

На рисунке 2.12 - пример меню системы программирования одной  из первых версий Турбо-Паскаля.

Рис. 2.12. Меню одной из версий Турбо-Паскаль 3.

Соответствующие команды  выполняются при нажатии клавиши - выделенной большой буквы.

Принципиальным шагом  в организации эффективных пользовательских меню стало использование графических  средств. Появилась возможность  создать указатель (в разных программных средах - светящийся курсор, стрелка, выделенный прямоугольник и т.п.) и перемещать его с помощью клавиш со стрелками, а выбор пункта меню осуществлять нажатием специальной клавиши, как правило, ENTER или "пробел".

Один из признаков дружественности меню - когда подведение указателя к некоторому элементу меню отображает комментарий по его функциональному назначению. Если в меню, изображенном на рис. 2.16, выбрать пункт Текст, то сверху появится комментарий:

Операции над текстом  в целом: считывание, запись, печать.

Если выбрать этот пункт меню нажатием клавиши ввода Enter, то появится подменю команд работы с текстом.

Подобный принцип иерархии в построении меню, который включает главное (основное меню) и дерево подменю, позаимствован из организации структуры директорий (каталогов) файловой системы компьютера. Теперь появилась возможность строить не только дружественный интерфейс, но и дизайн. Возникли меню с системой "ниспадающих", "всплывающих", "многооконных" и т.д. подменю.

Современные типы меню строятся с использованием графического и символьного режимов.

Символьный принцип  в меню используют для выбора быстрых  команд. Соответствующим командам назначаются  клавиши, их комбинации или функциональные клавиши F1-F12.

Существует определенная традиция действий "горячих клавиш". В частности, в большинстве программ клавиша F2 сохраняет результаты работы, комбинация ALT+X осуществляет выход из программы и т.д.

Рис.2.13. Главное меню интегрированной  среды Турбо-Паскаля версии 7.

Значительные удобства пользователю предоставляет специальный  манипулятор "мышь", который позволил серьезно облегчить и предоставить комфортные условия работы. Перемещая с помощью мыши указатель, можно одним нажатием кнопки мыши вызвать требуемую функцию.

Современные программные  системы построены на интерактивных  меню, использующих принцип "кнопки", которые требуют от пользователя минимальных знаний и действий. В  них закладывается удобный и оптимальный для работы человека диалоговый режим. Меню содержат интерактивные формы, перечисленные ниже.

Форма с шаблоном ответа: Продолжить ? (Y/N)-

Форма со справочником ответа:Какой  цвет назначить : черный белый красный  голубой

3. Форма с назначением параметров. Пример представлен на рис. 2.14.

Многооконные формы. Пример представлен на рис.2.15.

Рис.2.14. Меню формы печати в Word.

Рис.2.15. Пример многооконного меню.

Другими словами, интерфейс современных  меню строится таким образом, чтобы  запрос-ответ пользователя был однозначен, прост и удобен.

В силу большой значимости систем организации меню, в большинстве  инструментальных сред для разработки программ предусматриваются специальные  процедуры и объекты создания меню. Особенное внимание им уделяется  в системах управления базами данных (СУБД), авторских системах, в объектно-ориентированных языках программирования.

Таким образом, при работе с прикладными  программами пользователю приходится сталкиваться в первую очередь с  меню. От того, как он освоил работу с его пунктами, зависит эффективность использования информационной технологии.  


Информация о работе Информационные технологии в менеджменте