Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:25, контрольная работа
Прикладные программы предназначены для того, чтобы обеспечить применение вычислительной техники в различных сферах деятельности человека. В последнее время развитие программного обеспечения идет по пути создания большого количества прикладных программ, предназначенных для применения в самых разных предметных областях и ориентированных на самых разных пользователей.
3.2. Организация "меню" в программных системах.
"... что дальше ?" "Жми кнопку!
Все получится..."
Практически все прикладные программы нацелены на широкий круг пользователей (непрограммистов) и предполагают диалоговый режим работы человека с компьютером. Широкой популярностью, как правило, пользуются программы обладающие дружественным интерфейсом, т.е. таким, который не требует от пользователя больших усилий по работе с всеми необходимыми периферийными устройствами, специальных настроек компьютера, и обладающий удобной системой управления и диалога.
Интерактивный режим в прикладных программах осуществляется по двум принципам: "смотри и выбирай" и "подтверждай то, что я делаю". В современных программных системах дополнительно предусматривается ряд удобных возможностей и полезных процедур. В частности, программы не утрачивают работоспособности при ошибках пользователя, позволяют легко и безболезненно исправлять ошибочные действия путем их отмены, а также обратиться в любой момент к контекстной помощи.
Все принципы дружественного интерфейса реализуются специальной системой интерактивного (диалогового) общения компьютерной программы и пользователя, называемой "пользовательским меню" или просто "меню".
"Меню" представляет
набор команд, указаний и данных,
который в любой момент
По своей организации меню представляет иерархическую структуру с системой вложенных подменю ("выплывающие", "ниспадающие", "оконные" и пр.) с возможностью возврата из любого пункта в главное (основное) меню.
Меню бывает текстовым
и/или графическим с
Фирмы - разработчики программных средств организуют программные меню по своим стандартам и единообразно. Так, например, фирма Борланд практикует свой фирменный интерфейс, который легко распознается всеми программистами и пользователями, работающими в системах программирования Турбо: Турбо-Паскаль, Турбо-Бейсик, Турбо-Си и т.п.
Рис. 2.10. Стандартная схема меню в "Турбо" - программах.
В верхней части экрана дисплея помещается горизонтально главное меню, каждый пункт которого может иметь ниспадающее подменю. В нижней части помещаются команды для функциональных клавиш. Еще ниже строка статуса отображает комментарии к выбираемым командам меню и некоторые параметры состояния прикладной программы.
Получили широкое
Рис. 2.11 Иллюстрация к интерфейсу Windows.
Таким образом, меню - это некоторый перечень команд (функций), которые предъявляются пользователю на различных этапах работы с программной системой.
Исторически первым видом "меню" можно считать перечень команд, предъявлявших пользователю в виде списка возможных функций с указанием соответствующего им числа, нажатие на клавишу с изображением которого реализовывало соответствующую команду.
Например,
редактирование текста
трансляция программы
выход.
Выбери режим и нажми "Ввод" :___
Подобный вид меню определялся уровнем развития аппаратной и программной частей компьютера и вынужденной необходимостью ориентации на алфавитно-цифровые (символьные) дисплеи.
Дальнейшее развитие "числовых меню" привело к "символьным меню", в которых выбор заданной функции осуществляется по вводу соответствующего символа или с помощью функциональных клавиш клавиатуры F1, F2, F3 ...
На рисунке 2.12 - пример меню системы программирования одной из первых версий Турбо-Паскаля.
Рис. 2.12. Меню одной из версий Турбо-Паскаль 3.
Соответствующие команды
выполняются при нажатии
Принципиальным шагом
в организации эффективных
Один из признаков дружественности меню - когда подведение указателя к некоторому элементу меню отображает комментарий по его функциональному назначению. Если в меню, изображенном на рис. 2.16, выбрать пункт Текст, то сверху появится комментарий:
Операции над текстом в целом: считывание, запись, печать.
Если выбрать этот пункт меню нажатием клавиши ввода Enter, то появится подменю команд работы с текстом.
Подобный принцип иерархии в построении меню, который включает главное (основное меню) и дерево подменю, позаимствован из организации структуры директорий (каталогов) файловой системы компьютера. Теперь появилась возможность строить не только дружественный интерфейс, но и дизайн. Возникли меню с системой "ниспадающих", "всплывающих", "многооконных" и т.д. подменю.
Современные типы меню строятся с использованием графического и символьного режимов.
Символьный принцип в меню используют для выбора быстрых команд. Соответствующим командам назначаются клавиши, их комбинации или функциональные клавиши F1-F12.
Существует определенная традиция действий "горячих клавиш". В частности, в большинстве программ клавиша F2 сохраняет результаты работы, комбинация ALT+X осуществляет выход из программы и т.д.
Рис.2.13. Главное меню интегрированной среды Турбо-Паскаля версии 7.
Значительные удобства пользователю предоставляет специальный манипулятор "мышь", который позволил серьезно облегчить и предоставить комфортные условия работы. Перемещая с помощью мыши указатель, можно одним нажатием кнопки мыши вызвать требуемую функцию.
Современные программные системы построены на интерактивных меню, использующих принцип "кнопки", которые требуют от пользователя минимальных знаний и действий. В них закладывается удобный и оптимальный для работы человека диалоговый режим. Меню содержат интерактивные формы, перечисленные ниже.
Форма с шаблоном ответа: Продолжить ? (Y/N)-
Форма со справочником ответа:Какой цвет назначить : черный белый красный голубой
3. Форма с назначением параметров. Пример представлен на рис. 2.14.
Многооконные формы. Пример представлен на рис.2.15.
Рис.2.14. Меню формы печати в Word.
Рис.2.15. Пример многооконного меню.
Другими словами, интерфейс современных меню строится таким образом, чтобы запрос-ответ пользователя был однозначен, прост и удобен.
В силу большой значимости систем организации меню, в большинстве инструментальных сред для разработки программ предусматриваются специальные процедуры и объекты создания меню. Особенное внимание им уделяется в системах управления базами данных (СУБД), авторских системах, в объектно-ориентированных языках программирования.
Таким образом, при работе с прикладными программами пользователю приходится сталкиваться в первую очередь с меню. От того, как он освоил работу с его пунктами, зависит эффективность использования информационной технологии.