Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 15:01, курсовая работа
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Поэтому процесс принятия решений – центральный пункт теории управления. Наука управления старается повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных, объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и методов.
§ 1. Введение……………………………………………………………
§ 2. Теоретическая часть……………………………………………..
2.1. Теоретические аспекты разработки управленческих решений
2.2. Основные этапы разработки управленческих решений
2.3 Сущность метода «Дельфи»………………………………….
§ 3. Практическая часть……………………………………………….
3.1.Практическое применение метода «Дельфи» в прогнозировании сельскохозяйственных показателей……………………………………..
§ 4. Заключение………………………………………………………………
§ 5. Список используемой литературы ……………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МФПУ)
«СИНЕРГИЯ»
Факультет Менеджмента
Специальность |
080507 |
Кафедра |
МвГРб |
(код) |
(аббревиатура) |
|
: «Использование метода «Дельфи» при |
принятии управленческих решений ». | |
Студент |
|||
(Ф.И.О. полностью) |
подпись | ||
Руководитель |
Стукалов Павел Сергеевич |
||
(Ф.И.О.) |
подпись |
§ 1. Введение…………………………………………………………
§ 2. Теоретическая часть……………………………………………..
2.1. Теоретические аспекты
разработки управленческих
2.2. Основные этапы
разработки управленческих
2.3 Сущность метода
«Дельфи»………………………………….
§ 3. Практическая часть……………………………………………….
3.1.Практическое применение
метода «Дельфи» в
§ 4. Заключение……………………………………………………
§ 5. Список используемой литературы ……………………………………
Введение
В процессе управления производственной системой непрерывно возникают ситуации, когда руководители различных уровней сталкиваются с необходимостью выбора какого-либо одного из нескольких возможных вариантов действий. Выработка и принятие решения – узловая процедура в деятельности руководителя, которая определяет весь дальнейший ход процесса управления, в особенности конечный результат управленческой деятельности.
Процесс принятия определенных управленческих решений в современном менеджменте занимает свою исключительную нишу. Среди множества проблем управленческих дисциплин, и менеджмента в частности, важнейшими являются разработка, принятие и осуществление управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия. Решение — это всегда выбор альтернативы. К решениям относится как малозначащий выбор одежды, или меню второго завтрака, так и выбор места работы или спутника жизни. Хотя зачастую альтернатив множество, почти все каждодневные решения мы принимаем без систематичного продумывания. Что касается других решений, например, о том, куда направиться жить после окончания университета, или какой стиль жизни удовлетворил бы нас, то мы принимаем их после размышлений, длящихся дни, месяцы, годы. Иногда в силу неосознаваемых психологических факторов мы уделяем непропорционально много внимания определенным решениям.
Данная тема является актуальной, так как в управлении принятие решения более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников. Что еще важнее — управленческие решения могут сильно влиять на поведение и жизнь многих людей.
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Поэтому процесс принятия решений – центральный пункт теории управления. Наука управления старается повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных, объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и методов.
2.1. Теоретические аспекты
разработки управленческих
Разработка управленческого решения - один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех всей организации. Управленческое решение – это выбор оптимальной альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции с учетом факторов внешней и внутренней среды организации и направленный на достижение целей организации.
В настоящее время в менеджменте принято выделять два уровня принимаемых решений: это индивидуальные и организационные решения. Индивидуальные решения носят порой неформальный характер, однако, не смотря на это, ответственность за последствия от их исполнения, в равной степени, лежит на плечах руководителя. Суть организационных решений заключается в выборе, который делает менеджер с целью выполнения своих обязанностей, закрепленных за его должностью.
К первому из них относятся так называемые запрограммированные управленческие решения. Они представляют результат реализации в определенной последовательности шагов, или действий, которые принимаются путём решения сложных математических уравнений. Как правило, число возможных альтернатив здесь ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направления, заданного организацией.
Запрограммированные решения определены обстоятельствами и принимаются всегда в условиях «четкой видимости» дальнейшей перспективы. А для того, чтобы автоматически принимать подобные решения в повторяющихся ситуациях, их можно стандартизировать и формализовать, что позволяет создать значительный временной резерв.
Незапрограммированные решения, в отличие от первой категории организационных решений, приходится принимать в условиях неопределенности, а порой даже и риска. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность шагов, руководитель должен разработать систему (процедуру) принятия решения, зависящего от множества факторов и предполагающего огромное количество вариантов выбора.
В качестве дополнения стоит отметить, что на практике не существует в чистом виде как запрограммированных, так и незапрограммированных управленческих решений. И лишь немногие запрограммированные решения настолько структурированы, что личная инициатива лица, их принимающего, полностью исключается. Выбор присутствует всегда, и этот выбор полезен тем, что при его удачном исполнении создаётся прецедент, который можно использовать в будущем для решения дальнейших проблем.
В ситуациях выбора в условиях неопределенности сложную проблему можно разложить на отдельные составляющие, с которыми менеджер уже встречался, и имеет представление о дальнейшем ходе действий. Таким образом, принятие рационального и эффективного решения – область управленческого искусства, которое развивается с опытом, приобретенным руководителем в управленческих ситуациях различного масштаба и характера.
Процесс организации и реорганизации управленческих решений базируется на выборе приоритета в индивидуальном или коллегиальном (групповом) подходе. Индивидуальный подход к разработке управленческих решений весьма характерен для организации. Данный подход требует от руководителя уверенности в своих силах, профессионализма и творческого подхода. На разработку таких решений требуется меньше времени. Разработчик данного вида решений несет персональную ответственность за результаты его выполнения.
Групповой подход к разработке управленческих решений характеризуется большей обоснованностью, разработкой оригинальных подходов, причастностью разработчиков к его выполнению. При данном подходе увеличивается время подготовки решения.
Данный подход ограничивает руководителей в свободе выбора управленческих решений и требует соблюдения баланса интересов, участвующих в его разработке специалистов. Корпоративными называют решения, которые принимаются отдельными лицами, так и коллегиально.
Причины, влияющие на разработку управленческих решений, весьма разнообразны, но сводятся к двум группам: неожиданные и плановые. К неожиданным управленческим решениям относятся ситуационные и инициативные, а к плановым – решения по предписанию, программные и сезонные. Ситуационные решения вызываются событиями, которые могут нарушить запланированный ход деятельности организации. Решения данного вида относятся к повседневным решениям руководителя.
Инициативные решения – это творческий вклад руководителя в деятельность организации в рамках данных ему полномочий. Данные решения должны дополнять основные решения вышестоящих руководителей – в организации все должны быть ориентированы на одну цель.
Управленческие решения по предписанию входят в обязанности нижестоящего руководителя и определяются соответствующими регламентами. Программные управленческие решения представляют собой программно-целевой технологический процесс, по которому руководитель в заданное время должен принимать решение о дальнейшей работе своего подразделения, пополнении ресурсов и т.д. Сезонные управленческие решения – более устойчивые по времени, чем программные, связаны с календарными датами.
Повторяемость выполнения управленческих решений важна для правильной установки нормы управляемости в организации. Традиционные решения – это решения, встречающиеся ранее в практике управления. Нетрадиционными называют такие решения, для которых необходим поиск новых альтернатив. Инновационные решения обычно касаются процесса реструктуризации и реформации организации для повышения ее конкурентоспособности – это комплексные решения, их трудоемкость выше, чем у нетрадиционных.
Масштаб воздействия управленческих решений может ограничиваться одним человеком, одним коллективом или всем коллективом организации.
Время воздействия определяется его важностью. Выделяют стратегические, тактические и оперативные управленческие решения. Стратегические – разрабатываются на длительный срок (5-10 лет) с охватом ключевых элементов организации. Тактические решения являются инструментарием для стратегических решений и разрабатываются на меньший период (1-3 года) с охватом части ключевых элементов организации. Оперативные решения разрабатываются при возможности или возникновении ситуаций меняющих ход реализации тактических решений.
2.2. Основные этапы разработки управленческих решений
В процессе принятия решений большое внимание уделяется использованию методов экспертного оценивания, предназначенных для работы, как с количественной, так и с качественной информацией.
Основное назначение экспертных технологий – повышение профессионализма, а, следовательно, и эффективности принимаемых управленческих решений.
Возможны разные способы представления процесса принятия решений, в основе которых различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т.д.
Основное внимание уделяют ситуационному подходу, поскольку он наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности, универсален и, по существу, содержит основные методы, связанные с принятием управленческих решений и используемые в других подходах.
Подготовка к разработке управленческого решения:
Первый блок этапов разработки управленческого решения включает:
Получение информации о ситуации.
Для адекватного представления ситуации, как правило, используются не только количественные данные, но и данные качественного характера; получаемая информация о ситуации принятия решения должна быть достоверной и достаточно полной.
Определение целей.
Для их определения широко используется метод «Дерево целей». Только после определения целей можно осуществлять определение факторов, механизмов, закономерностей, ресурсов, влияющих на развитие ситуации. Большое значение имеет определение приоритетности целей, поскольку опыт показывает, что при реальном управлении приходится осуществлять выбор. Важно при определении целей организации четко представлять возможные пути их достижения.
Разработка оценочной ситуации.
Большое значение имеет адекватная оценка ситуации, различных ее аспектов, учитывать которые необходимо при принятии решений. Для адекватной оценки того или иного аспекта ситуации нередко оказывается целесообразным формирование индексов, или индикаторов, характеризующих состояние ситуации в зависимости от изменения значений факторов, определяющих ее развитие.
Анализ ситуации.
Сначала производится содержательный анализ и на качественном уровне устанавливаются основные моменты, позволяющие выявить факторы, к изменению степени и характера воздействия которых ситуация чувствительна. Для выявления факторов, определяющих развитие ситуации, могут быть использованы специально разработанные методы, такие как факторный, корреляционный и другие.
Диагностика ситуации.
Важно выделить ключевые проблемы, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при целенаправленном управлении процессом, а также характер их влияния. На основании проведенного анализа ситуации определяются наиболее чувствительные моменты, которые могут привести к нежелательному развитию событий, и возникающие в связи с этим проблемы
Разработка прогноза развития ситуации.
В состав второго блока этапов разработки управленческого решения входят:
Генерирование альтернативных вариантов решений.
Процедуры генерирования альтернативных вариантов могут предусматривать как специальную организацию и проведение экспертиз с использованием методов, так и создание автоматизированных систем генерирования альтернативных вариантов в сложных, но достаточно структурируемых случаях. При генерировании должны в полной мере использоваться информация о ситуации, результаты ее диагностики и прогноза развития ситуации при различных альтернативных вариантах возможного развития событий.
Информация о работе Использование метода «Дельфи» при принятии управленческих решений