Исследование внешней среды компании с помощью STEP-анализа (на примере ООО «Армада»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Учитывая актуальность поставленной проблемы, целью данной работы является комплексное изучение внешнего окружения организации для более эффективного принятия управленческих решений и разработки стратегий, необходимых для успешной деятельности компании.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы анализа внешней среды организации, ее элементы и их взаимодействие;
Изучить методику STEP-анализа внешней среды организации;
Исследовать внешнюю среду рассматриваемой организации с помощью STEP-метода.

Вложенные файлы: 1 файл

СТЭП-анализ - курсовая.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)


Красноярский государственный  университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по курсу: Стратегический менеджмент

на тему: Исследование внешней среды компании с помощью STEP-анализа

(на примере ООО  «Армада»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2006

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внешняя среда организации  является источником, питающим организацию  ресурсами, необходимыми для поддержания  её внутреннего потенциала на необходимом уровне.

Задача стратегического  управления состоит в обеспечении  такого взаимодействия организации  со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом выживания в долгосрочной перспективе. Фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, поэтому наблюдение и анализ состояния среды требуют постоянного внимания.

Учитывая актуальность поставленной проблемы, целью данной работы является комплексное изучение внешнего окружения  организации для более эффективного принятия управленческих решений и разработки стратегий, необходимых для успешной деятельности компании.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы анализа внешней среды организации, ее элементы и их взаимодействие;
  2. Изучить методику STEP-анализа внешней среды организации;
  3. Исследовать внешнюю среду рассматриваемой организации с помощью STEP-метода.

Объектом анализа является ООО «Армада», осуществляющий реализацию товаров населению для строительства и ремонта  на территории г. Красноярска. Предметом анализа в работе является внешнее окружение рассматриваемого предприятия.

Научные аспекты данной курсовой работы формировались на основе изучения, анализа теоретических и методологических разработок отечественных и зарубежных учёных. 

Работа состоит из введения, трех глав, и заключения. Общий  объем работы занимает 30 печатных листов, содержит 4 таблицы. Список используемой литературы представлен 13 источниками.

1 Понятие и  составляющие внешней среды в STEP-анализе

1.1 Сущность  внешней среды организации

Под внешней средой организации  понимаются условия и факторы, возникающие  в окружающей среде в ходе деятельности фирмы и оказывающие или могущие  оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений. Набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причём не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Фирма в процессе управления определяет, какие факторы, и в какой степени могут воздействовать на результаты деятельности в настоящее время и в перспективе, что сопровождается разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на необходимом уровне. Для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее окружение.

Факторы внешней среды  взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение  одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение  любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других.

Учитывая сложность  функционирования в условиях высокоподвижной  среды, организация или ее подразделения  должны опираться на более разнообразную  информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

Для оптимального изучения компонентов внешней среды, в  современных исследованиях стратегического  менеджмента выделяют общую и  конкурентную среду.

Среду прямого воздействия  еще называют непосредственным деловым  окружением организации. Это окружение  формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации.

К основным факторам среды прямого  воздействия на организацию относятся: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзные органы, законодательство и государственные органы.

Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее  окружение обычно не влияют на организацию  также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Среда косвенного воздействия сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании опираются на прогнозы. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические (научно-технический прогресс), экономические (состояние экономики), социокультурные, политические, и международная среда.

1.2 Факторы внешней среды в STEP-анализе

STEP-анализ позволяет изучить "поведение" внешней среды, если адекватно оценить воздействие на организацию как минимум четырех типов факторов:

    • социальных (С),
    • технологических (Т),
    • экономических (Э),
    • политических (П).

Анализ внешней среды  предприятия (PEST-анализ, STEP-анализ, GETS-анализ) включает в себя рассмотрение четырех составляющих окружения организации: экономику (Economy), политику или правительство (Government, Policy), общество (Society) и технологии (Technology).

Начальные буквы названий этих факторов и составили аббревиатуру данного метода анализа внешнего окружения организации: СТЭП-анализ (STEP-factors analyzing).

Рассмотрим их подробнее.

1. Технологические факторы (научно-технический прогресс). Чтобы сохранить конкурентоспособность, организация вынуждена использовать достижения научно-технического прогресса, от которых зависит эффективность ее деятельности. Анализ технологии позволяет своевременно обнаружить те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

2. Экономические факторы. Состояние национальной экономики влияет на стоимость вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Состояние экономики влияет на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что правительство сглаживает последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку ссудного процента. Из числа наиболее важных экономических факторов можно отметить следующие: цены на энергию, процентные ставки, обменный курс валюты, ставки налогов, уровень инфляции, экономический рост или спад.

3. Социокультурные факторы.  Любая организация функционирует  по меньшей мере в одной  культурной среде. Поэтому социокультурные  факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, трудовые отношения, уровень заработной платы и условия труда. К этим факторам относят: среднедушевые доходы, прожиточный минимум, среднюю заработную плату, культурные и жизненные ценности и нормы поведения, традиции. Важное значение имеют и отношения организации с местным населением, где она функционирует. В связи с этим выделяют также в качестве фактора социально-культурного окружения — независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.

4. Политические факторы.  Изучение политической компоненты  основывается на выяснении программ  партийных структур, групп лоббирования в органах государственной власти, отношения правительства к различным отраслям экономики и регионам страны, изменений в законодательстве и правовом регулировании. При этом важно уяснить базовые характеристики политической системы: какая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры.

Анализ СТЭП-факторов обеспечивает ряд преимуществ:

1. Когда руководитель  со своими ближайшими сотрудниками  работают со СТЭП-факторами, они  начинают думать о внешнем  окружении, а не только говорить  о нем. 

2. У сотрудников появляется "видение" внешнего окружения. Воспитывается культура учета факторов внешнего окружения.

3. Свободно передвигаясь  от фактора к фактору, аналитик  выстраивает целостную картину  внешнего окружения. 

4. Вырабатывается общая методика анализа внешнего окружения.

5. Возникает устойчивая  привычка размышлять над внешним  окружением и не сосредотачиваться на внутренних проблемах.

Для сканирования внешней  среды компании могут использовать исследования и сбор информации, изучение потребительского рынка с помощью  рыночных исследований (surveys) и фокус-групп (focus groups). Более того, компании должны постоянно отслеживать события и тренды, происходящие во внешней среде, наряду с отслеживанием действий конкурентов (competitor intelligence). Отслеживание внешней среды включает в себя сбор информации о социальных, культурных, демографических, экономических, политических, государственных и технологических трендах. Для данной цели работники компании могут использовать как собственные наблюдения, так и другие информационные ресурсы, такие как журналы, периодические издание и газеты. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов.

Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, выделяют в несколько компонент. Этими компонентами являются: экономика, политика, технология, социальное поведение.

Таким образом, чтобы  определить стратегию поведения  организации, руководство должно иметь  углубленное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы выявить угрозы и возможности, которые необходимо учитывать при определении своих целей при их достижении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ деятельности ООО «Армада»

2.1 Организационно-правовая  характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Армада» является юридическим лицом (далее ООО «Армада») и учреждено на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и учредительного договора.

Магазин ООО «Армада» расположен в Кировском районе г. Красноярска по адресу пр. им. газ. Красноярский Рабочий д. 91. Рассматриваемая организация была зарегистрирована в Администрации г. Красноярска 18.12.2001 года и открыт в 2002 году, для осуществления предпринимательской деятельности было получено свидетельство о регистрации предприятия на неограниченный срок деятельности  № 1148.

Организация осуществляет торгово-хозяйственную деятельность на рынке потребительских товаров  г. Красноярска. Основной целью деятельности ООО «Армада» является реализация товаров для строительства и ремонта населению для полного удовлетворения общественных потребностей и получение прибыли.

Ассортимент реализуемой  продукции в магазине ООО «Армада» включает следующие виды товаров: строительные смеси (бетон, шпатлевка, грунтовка, песок, цемент, гипс); плитка облицовочная; арматура; отделочные материалы (обои, гипсокартон, эмали, олифа); строительный инструмент (кисти, шпатели, стамески, отвертки); вспомогательные материалы (клей, пленка, скотч); стекло, стеклопакеты; столярные изделия (рейки, плинтуса, вагонка); электротехническая продукция (кабель, изоляция, цоколи, провода).

По ценовому уровню реализуемых  товаров исследуемый магазин  можно отнести к магазинам  среднего уровня цен. Такие магазины рассчитаны на обслуживание больших масс покупателей и имеют возможность построения широкого ассортимента товаров с ценами, удовлетворяющими различные контингенты покупателей.

…….

Штат работников торгового  предприятия ООО «Армада» включает: 21 человека, четверо из них представляют административно-управленческий персонал.

……

Достоинством организационной  структуры ООО «Армада», сформированной по функциональному признаку, является ее специализация на определенных действиях, что создает возможности их более  глубокого освоения и технической формализации, и ограниченное число работников, что дает возможность сосредоточения каждым на выполняемых им функциях и контроля за их осуществлением, а также способствует быстрой передаче информации.

2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности

Для оценки эффективности  работы анализируемого предприятия  торговли на потребительском рынке  необходимо произвести краткий анализ его финансово-хозяйственной деятельности. Деятельность торгового предприятия оценивается системой экономических показателей, основными из которых являются товарооборот, издержки обращения, прибыль, рентабельность. Динамика показателей экономической деятельности предприятия представлены в таблице 1.

Информация о работе Исследование внешней среды компании с помощью STEP-анализа (на примере ООО «Армада»)