Исследование динамики и структуры международной торговли Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является в рассмотрение позиции Италии в международной торговле. Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
• Рассмотреть динамику и структуру международной торговли Италии
• Выполнить динамический анализ участия Италии в международной торговли, включая отраслевую структуру экспорта и импорта.
• Определить географическую структуру внешней торговли Италии.
• Оценить внешнеторговую политику Италии, и ее положение на мировом финансовом рынке, исследовав валюты страны и её контролируемости с платежным балансом.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (2).docx

— 88.01 Кб (Скачать файл)

В географическом отношении внешнеторговые связи Италии концентрируются на странах ЕС, в которые направляется около 60% итальянского экспорта. Главными торговыми партнерами являются Германия, на долю которой приходится 17%, и  Франция - 16% экспорта. Большой удельный вес в торговом обороте занимают США - 8,6% экспорта, и доля их быстро увеличивалась (1996 г. - 4,9%).

Развивающиеся страны являются традиционными поставщиками на итальянский рынок топлива  и промышленного сырья. Основные поставки осуществляются из стран Африки, Ближнего и Среднего Востока. Их доля сократилась, в том числе доля африканских стран с 10,2 до 4,8%.

Италия - активный участник международного обмена технологическими достижениями, выступая в нем как чистый импортер. Наибольшие платежи связаны с импортом лицензий и использованием «ноу-хау» из США.

  По количеству закупаемых там  патентов и лицензий она занимает  одно из ведущих мест в Западной  Европе. Основная часть приобретаемых  лицензий приходится на общее  машиностроение, электротехнику и  химическую промышленность. Итальянские  компании участвуют в осуществлении  проектов в рамках «Эврика»  и СОИ.

Длительное  время в области НИОКР страна ориентировалась в основном на прикладные исследования и разработки, основанные на заимствовании зарубежного опыта. По сравнению с другими странами в Италии менее развита база НИОКР, что находит отражение в производственной специализации страны. Для обрабатывающей промышленности характерно производство продукции малой и средней  наукоемкости и преобладание в производстве трудоемких и капиталоемких товаров.

Переход на новую технологическую базу промышленного  производства и усиление конкуренции  на мировых рынках способствовал  активизации собственных НИОКР. В 80-е-90-е гг. темпы роста расходов на НИОКР опережали динамику ВВП, в связи с чем их доля в валовом  продукте непрерывно росла. В 1980 г. она  составляла 0,75% ВВП, а в 1995 г. поднялась  до 1,5 %. Однако до сих пор Италия значительно  отстает по относительной величине расходов на эти цели от других стран. Основные расходы на НИОКР несут  государство и государственные  компании.

Одной из особенностей структуры выделяемых средств является их раздробленность  по многим направлениям.

Вывоз капитала из Италии долгое время сдерживался  такими обстоятельствами, как напряженность  кредитной системы и существование  валютных ограничений. По размерам экспортированного  капитала она значительно уступает не только крупным, но и некоторым  малым странам Западной Европы - Швейцарии, Нидерландам, Бельгии. В 80-е  гг. итальянские компании резко увеличили  свои капиталовложения за границей. В 1982 г. общая сумма итальянских  прямых инвестиций превысила объем  иностранных вложений в стране.

  Большое значение сохраняется  за инвестициями в развивающихся  странах, на долю которых приходится  до 2/5 объема прямых капиталовложений. В Западной Европе значительная  часть итальянских инвестиций  сосредоточена в Швейцарии и  Лихтенштейне.

До  середины 50-х гг. в силу существовавших законодательных ограничений участие  иностранного капитала в итальянской  экономике было скромным. После либерализации  условий ввоза прямые иностранные  вложения непрерывно росли. По размерам ввезенного капитала выделяются компании Швейцарии и Лихтенштейна. Это  связано с тем, что в эти  страны в больших размерах идет итальянский  капитал, который обычно возвращается обратно в виде иностранного. На долю Швейцарии и Лихтенштейна приходится свыше 30% всех иностранных инвестиций в Италии.

На  втором месте по объему капитала находятся  американские корпорации. Они особенно активны в наукоемких отраслях. Дочерние компании американских ТНК занимают ведущее место в электротехнике, в производстве ЭВМ, средств связи, приборостроении. Последние контролируют 30% выпуска электротехнических товаров  и, в частности, 80% производства ЭВМ.

В этом секторе лидирует «ИБМ Италия». Высока доля иностранного капитала в  торговле, химической, пищевой промышленности и в машиностроении. В крупных  компаниях этих отраслей он занимает преобладающие позиции, что обеспечивает ему широкое влияние в итальянской экономике.

Внешнеэкономические расчеты страны хронически сводятся с отрицательным сальдо. В его  основе лежит дефицит внешнеторгового  баланса. Он образуется за счет таких  товаров как топливо и химические товары, транспортные средства и продовольствие. Дисбаланс в торговле наполовину обусловлен превышением импорта  из ФРГ. Крупные средства переводятся  из страны в форме процентов и  дивидендов. Долговременный характер дефицита платежного баланса предопределяет неустойчивое положение лиры на валютных рынках. Важным фактором в этом процессе выступает инфляция.

Существующая  модель экономики с активным участием государства в предпринимательской  сфере обеспечила Италии наиболее высокие  темпы экономического роста в  ЕС за последние два десятилетия. В последние годы она подвергается большому давлению извне, так как  не способствует целям интеграционных процессов, направленных на создание экономического и валютного союза в Западной Европе.

 

 

 

 

2 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ  ПОЛИТИКА ИТАЛИИ

2.1 Основные тарифные  и нетарифные ограничения применяемые  Италией.

Меры тарифного  и нетарифного ограничения в  Италии

В соответствии с Римским  договором об образовании Европейского Экономического Сообщества 1957г., подтвержденным положениями Маастрихтского договора об образовании ЕС 1992 г., вопрос о  регулировании доступа товаров  на рынок стран-членов Евросоюза  относится к компетенции ЕС. В  связи с этим политика Италии в  отношении импорта товаров из России неразрывно связана с соответствующими нормами европейского права.

Базовым документом, определяющим режим  торговли между Россией и ЕС, является двустороннее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией, подписанное 24 июня 1994 года (вступило в силу 1 декабря 1997 г.). Данное Соглашение содержит ряд специальных положений об экономических отношениях Россия-ЕС и, как общее правило, не устанавливает каких-либо ограничений в отношении импорта российских товаров.

Одним из немногих исключений являютсятовары из стали, ввозимые из Российской Федерации, которые, в соответствии с названным Соглашением, могут быть предметом регулирования отдельных двусторонних документов, специальных нормативных актов на европейском уровне и на уровне стран-членов ЕС.

В рамках ЕС подобные меры принимались  в 1997 и 2000 гг. Европейским объединением угля и стали (решения № 2136/97/CECA и 659/2000/CECA), однако были основаны на принципе взаимности в качестве ответного  шага в ответ на временное введение Россией в 1999 г. таможенной пошлины  в размере 15% от стоимости ввозимого  из ЕС металлолома и металлических  отходов.

Кроме этого, на период 2007-2008 гг. регламентом  Совета министров ЕС  № 207/0190 (ACC) устанавливались количественные ограничения на ввоз в ЕС из России отдельных видов сталепроката. 

На уровне Итальянской Республики следует отметить распоряжение итальянского Агентства по налогам № 2671 от 31.10.2007 г., принятое во исполнение регламентов  Совета министров ЕС № 1279/2007 и № 2007/704/CE.     С принятием нового соглашения о партнерстве между Россией и ЕС ожидается введение более либерального режима импорта российских товаров в Евросоюз. Решение данного вопроса находится в прямой зависимости от вступления Российской Федерации в ВТО.        

 В известной степени может  затронуть интересы российских  экспортеров ряд мер нетарифного  и тарифного регулирования, ограничивающих  доступ товаров на рынки стран-членов  ЕС и, соответственно, обязательных  для исполнения Италией:

Квотирование:        

- товары ядерного цикла (режим  негласного квотирования);        

- пшеница мягких сортов со  средним и низким содержанием  протеина (ежегодная квота – 2 989 240 тонн);        

- ячмень (ежегодная квота –  300 000 тонн);        

- сталь (Соглашение о торговле  некоторыми изделиями из стали  от 26 октября 2007 г., ежегодная квота  на 2010 г. – 3,185 млн. тонн).

Технические барьеры:        

- товары, содержащие химические  вещества (Регламент ЕС № 1907/2006, система REACH);        

- никелевые соли (требование о  приведении маркировки и упаковки  никелесодержащих соединений в  соответствии с Регламентом №  1272/2008).         

Запрет на импорт:        

- шкуры рыси и волка (Регламент  Совета ЕС № 338/97 от 9 декабря  1996 г., ст. 8 (п.1);        

- асбест и асбестосодержащие  материалы (crocidolite, amosite, anthophylliteasbestos, actinoliteasbestos, trimoliteasbestos, chrysolite).        

- Импортные пошлины:        

- пшеница мягких сортов со  средним и низким содержанием  протеина (в рамках квоты –  12 евро за тонну, сверх квоты  – 95 евро за тонну);        

- ячмень (в рамках квоты –  16 евро за тонну, сверх квоты  – 93 евро за тонну).         

Антидемпинговые пошлины:        

- бесшовные трубы (на период  с 30.06.2006 г. по 30.06.2011 г. введена  пошлина в размере 35,8% для российских  экспортеров, кроме экспортеров,  для которых установлена специальная  пошлина: ОАО «Челябинский трубопрокатный  завод» и ОАО «Первоуральский  новотрубный завод» – 24,1%, предприятия  группы ТМК – 27,2%);        

- карбамидно-аммиачная смесь (раствор  мочевины и нитрата аммония) (на  период 23.12.2006 г. по 22.12.2011 г. введена  пошлина в размере 20,11 за тонну  для российский экспортеров и  специальная пошлина в размере  17,80 за тонну для ОАО «Невинномысский  завод»);        

- нитрат аммония (на период  с 18.04.2007 г. по 17.04.2012 г. введена  пошлина в размере 41,42 – 47,07 евро за тонну в зависимости  от вида продукта);        

- политетрафторэтилен в гранулах (на период с 09.12.2005 г. по 08.12.2010 г. введена пошлина в размере  36,6% для всех российских экспортеров);         

- сварные нелегированные трубы  (на период с 20.12.2008 г. по 19.12.2013 г. введена пошлина в размере  20,5% для всех российских экспортеров,  специальные пошлины: в размере  10,1% для предприятий группы ОМК  и в размере 16,8% для предприятий  группы ТМК);        

- стальные тросы и канаты (на  период с 31.10.2007 г. по 30.10.2012 г.  введена пошлина в размере  50,7% для всех российских экспортеров,  специальные пошлины: в размере  9,7% для ЗАО «Северсталь-Метиз»  и в размере 36,2% для ОАО «Белорецкий  металлургический завод»);        

- феррокремний (на период с 01.03.2008 г. по 28.02.2013 г. введена пошлина  в размере 22,7% для всех российских  экспортеров и специальная пошлина  в размере 17,8% для Братского  ферросплавного завода);        

- хлоркалий (на период с 13.07.2006 г. по 13.11.2011 г. введена пошлина  в размере 19,61 – 40,63 евро за  тонну в зависимости от вида  продукта). 

В соответствии с действующими нормами  международного права национальный режим участия в тендерах при  осуществлении государственных  закупок предоставляется участникам предпринимательской деятельности из стран – членов Европейского Союза, а также стран - участников Соглашения ВТО о государственных  закупках (помимо ЕС, это – Аруба, Гонконг, Израиль, Канада, Китай, Лихтенштейн, Сингапур, США, Швейцария, Южная Корея, Япония).

 При этом национальный режим  для остальных стран предоставляется  на основе заключенных с ЕС  двусторонних договоров на принципе  взаимности. Допуск к участию  в тендере предприятий и фирм, зарегистрированных в качестве  юридических лиц в странах,  не являющихся участниками многосторонних  и двусторонних соглашений (в  том числе и России) осуществляется  в каждом конкретном случае  на условиях, определенных администрацией  тендера (государственным заказчиком) с соблюдением всех технических  (аттестация в соответствии с  европейскими стандартами UNIENISO9000, UNICEIEN45000, наличие итальянского аттестационного  сертификата) и финансово-экономических  требований, при этом действует  принцип недискриминации по отношению  к фирмам третьих стран. 

При присоединении России в рамках ВТО к Соглашению о государственных  закупках субъектам предпринимательской  деятельности будет предоставлен национальный режим участия в тендерах.

В области автомобильного транспорта перевозки грузов осуществляются на основе разрешений компетентных органов  обеих стран, обмен которыми производится ежегодно в соответствии с Соглашением  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Итальянской Республики о международном автомобильном  пассажирском и грузовом сообщении  от 16 марта 1999 года.

В секторе страхования в соответствии со ст. 28 «Кодекса о частном страховании» (принят законодательным декретом № 209 от 7 сентября 2005 года), страховые компании, имеющие юридический адрес вне пределов ЕС и желающие осуществлять страховую деятельность на территории Италии, должны получить разрешение Института по надзору за частными страховыми компаниями (ISVAP). Необходимо отметить, что даже при условии полного соответствия предъявляемым требованиям для осуществления данного вида деятельности, в выдаче разрешения обратившейся иностранной компании может быть отказано, если не соблюдается принцип взаимности. Кроме того, в соответствии со ст. 68 Кодекса иностранные субъекты предпринимательской деятельности могут приобретать в собственность акции страховых компаний, при этом при покупке более 5% акций также требуется разрешение Института по надзору за частными страховыми компаниями, само разрешение выдается на основе принципа взаимности.

Информация о работе Исследование динамики и структуры международной торговли Италии