Исследование особенностей самопредъявления в общении менеджеров ООО Ресторатор « Твоя пицца»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать особенности самопредъявления у менеджеров с разным стажем работы.
Гипотеза: Уровень самопредъявления у менеджеров со стажем больше пяти лет выше уровня самопредъявления менеджеров со стажем меньше 5 лет.
Задачи:
Охарактеризовать подходы определения самопредъявления в отечественной и зарубежной психологии
Определить роль самопредьявления в межличностных отношениях

Содержание

Теоретические аспекты понятия самопредъявления в общении.
1.1 Развитие представление о понятии самопредъявления в отечественной психологии и зарубежной психологии.
1.2 Стратегии и тактики самопредъявления
1.3 Методы диагностики особенностей самопредъявления в общении
2 Исследование особенностей самопредъявления в общении менеджеров ООО Ресторатор « Твоя пицца»
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4курс.docx

— 79.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Теоретические аспекты понятия самопредъявления в общении.

1.1 Развитие представление о понятии самопредъявления в отечественной психологии и зарубежной психологии.

1.2 Стратегии и тактики самопредъявления

1.3 Методы диагностики особенностей самопредъявления в общении

2 Исследование особенностей самопредъявления в общении менеджеров ООО Ресторатор « Твоя пицца»

2.1 Организация и методы  исследования

2.2 Анализ и интерпретация  данных

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эффективность межличностного взаимодействия в большей степени зависит от способности личности целенаправленно формировать впечатление о себе в соответствии с ситуацией общения. Люди стремятся не интуитивно, а на основе научных знаний строить свои отношения с окружающими. В связи с этим возникает запрос к психологии относительно того, как умело предъявлять информацию о себе и выбирать оптимальную дистанцию между собой и другими партнерами по общению в различных ситуациях взаимодействия в соответствии с исполняемой ролью. В этом случае особую ценность приобретает способность индивида эффективно подать себя, произвести благоприятное впечатление. Совершенно очевидно, что успешность взаимодействия человека с окружающими в любой сфере общения основывается на его способности создавать адекватный образ себя для окружающих и умении правильно прочитывать информацию, посылаемую ему другими людьми. В данной курсовой работе мы будем изучать особенности самопредъявления у менеджеров с разным стажем профессиональной деятельности. Именно для менеджеров самопредъявление играет очень важную роль не только в жизни, но и на работе. От самопредъявления менеджера зависит его продуктивность, востребованность на рынке труда и т.д.

Проблема самопредъявления в межличностном общении в зарубежной психологии имеет давнюю традицию, восходящую к работам представителей символического интеракционизма Дж. Мида, Ч. Кули и И. Гофмана Зарубежными авторами описана мотивация самопредъявления, выявлены его стратегии и тактики, исследованы индивидуальные различия в стиле самопредъявления, личностные и ситуативные факторы их обусловливающие.

Исследование феномена самопредъявления имеет свою историю и в отечественной науке. Отдельные аспекты его изучались в связи с проблемами социальной перцепции формирования имиджа. В последнее десятилетие в отечественной психологии были осуществлены эмпирические исследования разных аспектов феномена самопредъявления. Е.А. Петрова разработала теорию визуальной психосемиотики общения, в рамках которой изучается проблематика визуальной самоподачи образа. В.А. Лабунской исследование самопредъявления осуществляется через изучение экспрессивного поведения личности.

И.П. Шкуратова изучает этот феномен как один из компонентов самовыражения личности в общении, а также в связи с искажением личностью информации о себе.

Таким образом, назревает интерес к изучению особенностей  самопредъявления менеджеров с разным стажем работы, что и будет исследоваться в данной работе.

Объект самопреъявление

Предмет исследования особенности самопредъявления менеджеров с разным стажем работы.

Цель: исследовать особенности самопредъявления у менеджеров с разным стажем работы.

Гипотеза: Уровень самопредъявления у менеджеров со стажем больше пяти лет выше уровня самопредъявления менеджеров со стажем меньше 5 лет.

Задачи:

Охарактеризовать подходы определения самопредъявления в отечественной и зарубежной психологии

Определить роль самопредьявления в межличностных отношениях

Выявить значимые различия между особенностями самопредъялением у менеджеров с разным стажем работы.

Методы исследования: анализ научной литературы, методы психологической диагностики, метод статистической обработки психологических данных.  
 

 

 

1  

 

1.1


 

Английский термин самопрезентация используется для обоз-

начения намеренного и осознаваемого поведения, направленного

на создание определенного впечатления о себе у окружающих.

М. Лири и Р. Ковальски определяют самопрезентацию как «процесс,

посредством которого индивиды пытаются контролировать впечат-

ления окружающих о них самих» (Leary M. R., Kowalski R. M.,

1990, с. 34).

Д. Шнай-

дер считает, что понятие «управление впечатлением» шире само-

презентации, так как впечатления могут управляться и третьими

лицами (там же).

По Д. Майерсу, самопредъявление –

это «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы

создать благоприятное впечатление или впечатление, соответству-

ющее чьим-либо идеалам» (Майерс Д., 1996, с. 96).

В. Н. Куницина понимает самопредъявление, как «кратковре-

менный, специфически мотивированный и организованный процесс

предъявления информации о себе в вербальном и невербальном по-

ведении» (Куницына В. Н. и др., 2003, с. 317). Целью самопредъяв-

ления, с ее точки зрения, является желание расположить к себе и

сформировать благоприятное впечатление о себе. Самопредъявление

она делит на тактическое, рассчитанное на короткое время и сиюми-

нутный успех, и стратегическое, рассчитанное на эффект в будущем.

Нам представляется это определение слишком узким, так как

существует большой класс ситуаций, в которых человек в силу

определенных интересов представляет себя слабым, агрессивным,

беззащитным, а не идеальным. Кроме того, нельзя согласиться с

тем, что этот процесс является кратковременным. В некоторых

случаях он может представлять собой целую серию встреч, как,

например, у двух влюбленных, которые стремятся понравиться

друг другу. Самопредъявление нами понимается как совокупность

всех действий человека с целью создания определенного образа в

глазах аудитории, в качестве которой может выступать как отде-

льный человек, так и группа людей.

Анализ зарубежной и отечественной литературы позволяет вы-

делить семь подходов к пониманию и изучению самопредъявления

личности. Первые три подхода соответствуют трем основным аспек-

там общения (коммуникация, интеракция, социальная перцепция),

следующие три подхода связаны с ведущим фактором, детеминиру-

ющим самопрезентацию (культура, гендер, индивидуально-личност-

ные особенности), последний подход представляет собой приложение

всех предществующих подходов к разным сферам межличностного

взаимодействия (политике, бизнесу, торговле и пр.).

Выделение этих подходов носит условный характер, поскольку

они неразрывно связаны между собой, но оно необходимо для того,

чтобы упорядочить весьма разноплановые исследования, относя-

щиеся порой к разным наукам (культурологии, психолингвистике,

социологии).

1. Интерактивный  подход является доминирующим, посколь-

ку именно благодаря символическому интеракционизму возникла

проблема самопрезентации личности (Гофман И., 2000). В рам-

ках этого подхода основной акцент делается на анализе поведения

участников социального взаимодействия и механизмах воздейс-

твия друг на друга. Ключевыми понятиями здесь являются сле-

дующие: ситуация взаимодействия, роли, стратегии самопрезента-

ции, средства создания образа, механизмы социального влияния.

2. Коммуникативный  подход основан на рассмотрении само-

предъявления как процесса передачи и восприятия информации.

Этот подход еще можно иначе назвать психосемиотическим, пос-

кольку в его рамках рассматривается символическая сторона само-

предъявления. Ключевыми понятиями при данном подходе явля-

ются знаки, символы, адресант, код, референт, адресат.

3. Социо-перцептивный  подход назван по аналогии с соот-

ветствующим аспектом общения, описанным Г. М. Андреевой

(Г. М. Андреева, 1998). В общении  социо-перцептивной называ-

ется та ее сторона, которая связана с восприятием участниками

общения друг друга. Применительно к изучению самопредъяв-

ления этот подход направлен также на изучение механизмов

построения предъявляемых образов и их восприятие аудитори-

ей. В процессе самопредъявления личности возникает целая га-

лерея образов, которые можно изучать. Во-первых, это система

Я-образов, которая составляет основу Я-концепции каждого че-

ловека (его телесное, эмоциональное, социальное и прочие Я).

Они выступают в качестве главных детерминант для формирова-

ния предъявляемого образа. Во-вторых, система зеркальных-Я,

которые представляют собой отрефлексированные субъектом са-

мопредъявления ожидания со стороны аудитории относительно

его поведения. В-третьих, желаемый образ самопредъявления,

который хотелось бы предъявить субъекту. В-четвертых, предъ-

явленный образ, который основывается на всех предшествую-

щих образах, но обусловлен возможностями и обстоятельствами

ситуации его предъявления. И, наконец, тот образ, который был

воспринят аудиторией, исходя из характеристик самой аудито-

рии. Между всеми этими образами может быть разная степень

соответствия. Этот подход выводит исследователя на проблему

соотношения между внутренним Я и его внешним воплощением

в межличностном взаимодействии, а также на проблему коди-

рования и декодирования образов самопрезентации. Ключевые

понятия этого подхода такие: Я-концепция, идентичность, зер-

кальные Я, социальные ожидания, публичное Я, приватное Я,

искреннее и ложное самопредъявление.

4. Культурологический  подход нацелен на выявление  и анализ

различий между представителями разных культур и национальнос-

тей в особенностях их самопредъявления. Кросс-культурные исследо-

вания этой проблемы свидетельствуют о том, что культура наклады-

вает существенные ограничения как на содержание предъявляемого

образа, так и на стратегию предъявления. Ключевые понятия в этом

подходе культурные традиции самопредъявления, национальный

этикет, культурный шок, аккультурация, типы культур.

5. Гендерный подход  направлен на выявление различий  в само-

предъявлении представителей мужского и женского полов, а так-

же в связи с их гендером (фемининностью, маскулинностью, анд-

рогинностью). Этот подход возник в связи с накоплением большого

массива данных в психологии, психолингвистике и социологии,

свидетельствующих о наличии существенных различий в содер-

жании и форме самопредъявления мужчин и женщин. Ключевые

понятия в этом подходе: репрезентация пола, гендер, гендерлект,

фемининность, маскулинность.

6. Индивидуально-личностный  подход главной своей задачей

ставит рассмотрение влияний личностных особенностей субъекта

самопредъявления на процесс и результат управления создавае-

мым о себе впечатлением. В рамках данного направления также

делаются попытки описать наиболее характерные личностные

типы, отличающиеся определенным устойчивым стилем самопре-

зентации. Ключевые понятия в этом подходе самомониторинг, де-

монстративное поведение, эпатажная личность.

7. Прикладной подход  состоит в изучении практик  целевого со-

здания образов самопрезентации в деловой сфере. Прежде всего, он

связан с таким направлением как имиджелогия. Этот подход являет-

ся практическим воплощением теоретических достижений рассмот-

ренных ранее подходов. Он активно развивается в зарубежной и оте-

чественной психологии, потому что существует социальный заказ на

выработку рекомендаций и советов для частных лиц и организаций

по эффективной самопрезентации в деловой и политической сферах.

Ключевые понятия в этом подходе: имидж, стратегии, тактики и тех-

ники самопрезентации, эффективность самопрезентации.__

1.2 В зарубежной психологии одним из центральных вопросов изу-

чения самопредъявления является вопрос о стратегиях и тактиках

самопредъявления. Интерес к этому обусловлен большой практи-

ческой значимостью, поскольку каждый человек, с одной стороны,

хочет умело владеть этими стратегиями, а с другой – стремится

видеть и опознавать их в поведении своих партнеров по общению.

К настоящему времени накоплен большой эмпирический матери-

ал, свидетельствующий о влиянии многих социально-психологи-

ческих и личностных характеристик субъекта самопредъявления

и его партнера, а также обстоятельств их взаимодействия на реа-

лизацию разных стратегий и тактик презентации своего образа.

Стратегия самопредъявления является совокупностью поведен-

ческих актов личности, разделенных во времени и пространстве,

направленных на создание определенного образа в глазах окру-

жающих. Тактика самопредъявления – это определенный прием,

с помощью которого реализуется выбранная стратегия. Стратегия

самопрезентации может включать в себя множество отдельных

тактик. Тактика самопрезентации является кратковременным яв-

лением и направлена на создание желаемого впечатления в конк-

ретной жизненной ситуации.

Э. Джонс и Т. Питтман создали одну из первых классифика-

ций стратегий самопредъявления, основанную на целях и так-

тиках, которые используют люди в общении с окружающими

58

(Jones E. E., Pittman T. S., 1982). По их мнению, самопрезентация

позволяет человеку использовать различные источники власти,

расширяя и поддерживая влияние в межличностных отношениях.

1. Стремление понравиться  – инграциация. Эта стратегия  рас-

считана на власть обаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы

угождать другим людям, льстить и соглашаться, предъявлять со-

циально-одобряемые качества. Цель – казаться привлекательным.

2. Самопродвижение – демонстрация  компетентности, кото-

рая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоит в до-

казательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель – казаться

компетентным.

3. Примерность – стремление  служить примером для других

людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоит в де-

монстрации духовного превосходства, сочетается с хвастовством и

стремлением обсуждать и осуждать других людей. Цель – казаться

морально безупречным.

4. Запугивание – демонстрация  силы, которая заставляет ок-

ружающих подчиняться и дает власть страха. Основная тактика

состоит в угрозе. Цель – казаться опасным.

5. Демонстрация слабости  или мольба. Обязывает окружаю-

щих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основная

тактика – просить о помощи, умолять. Цель – казаться слабым.

По зарубежным данным наиболее распространенными являют-

ся первые три стратегии самопредъявления, поскольку они соот-

ветствуют социально-одобряемому поведению.

Р. Баумайстер выделяет две стратегии самопрезентации, разли-

чающихся по способам, которыми они достигаются, и по наградам,

которых они достигают: «ублажающая стратегия» – направлена на

то, чтобы выставить себя в выгодном свете, управляется внешними

критериями (подстройка под аудиторию) и достигает внешней на-

грады – одобрения; «самоконструирующая» – критерии и награды

внутри самого человека, человек поддерживает и укрепляет свое

«идеальное Я», которое и производит впечатление на окружающих

(Leary M. R., Kowalski R. M., 1990).

Д. Тедески и Линдсколд выделяют утверждающий и оборони-

тельный вид стратегий:

• утверждающая стратегия предполагает поведение, направ-

ленное на создание позитивной идентичности в глазах окружаю-

щих;

• оборонительная стратегия направлена на восстановление по-

зитивной идентичности и устранение негативного образа (там же).

59

Первая стратегия состоит из активных, но не агрессивных уси-

лий создать позитивное впечатление. Оборонительные стратегии

включают в себя оправдание, запугивание, мольбу и другие формы

социально неодобряемого поведения.

Наиболее детальная классификация стратегий самопредъявле-

ния осуществлена А. Шутц, которая на основе обобщения большо-

го количества литературы, посвященной данной проблеме, выде-

лила собственные критерии для категоризации тактик и стратегий

самопрезентации (Sсhutz A., 1997).

В качестве таких критериев она предложила рассматривать ус-

тановку на создание позитивного образа или избегание плохого

образа, степень активности субъекта в создании образа и степень

проявления агрессивности субъекта в процессе самопрезентации.

На основе сочетания этих критериев она выделяет четыре группы

стратегий самопредъявления.

1. Позитивное самопредъявление. Девиз «Я хороший». Этот

вид самопредъявления содержит активные, но не агрессивные дейс-

твия по созданию позитивного впечатления о себе. К этой группе

относятся стратегии – стремление нравиться, самопродвижение,

служение примером. Основные тактики следующие:

• Греться в лучах чужой славы. Она была впервые описана

Р. Чалдини, который занимался изучением психологии влияния

(Чалдини Р., 2002). Она основана  на ассоциировании себя с извес-

тными и уважаемыми людьми.

• Ассоциирование себя с важными и позитивными события-

ми (например, человек характеризует себя как участника сраже-

ния или стройки).

• У силение значимости и важности тех событий, в которых че-

ловек участвовал, и тех людей, с которыми ему довелось общаться.

• Демонстрация влиятельности. Человек внушает окружа-

ющим возможность больших позитивных последствий от своих

действий. Эта тактика особенно характерна для политиков.

• Демонстрация идентификации с аудиторией. Человек де-

монстрирует близость своих взглядов, установок тем людям, на

которых направлено самопредъявление.

2. Н аступательное  самопредъявление. Основано на стремлении

выглядеть хорошо, очерняя других людей. Это агрессивный способ

создания желаемого образа, все тактики которого направлены на

критику конкурента. Здесь применяются следующие тактики:

• Подрыв оппозиции. Сообщается негативная информация о

конкуренте для того, чтобы на его фоне лучше выглядеть.

60

• Критическая установка в оценке любых явлений действи-

тельности. Она создает иллюзию компетентности говорящего в от-

ношении обсуждаемой темы.

• Критика в адрес тех, кто критикует его. Это создает иллю-

зию предвзятости со стороны критикующих. Например, политики

часто обвиняют журналистов в том, что их подкупили.

• Изменение темы дискуссии в выигрышную для себя сто-

рону.

3. Предохранительное  самопредъявление. Ставит перед собой

цель не выглядеть плохо. Человек избегает возможности дать о

себе негативное впечатление путем ухода от взаимодействия с дру-

гими людьми.

Тактики, применяемые в этом случае следующие:

• Избегание публичного внимания.

• Минимальное самораскрытие.

• Осмотрительное самоописание. Человек не рассказывает не

только о своих недостатках, но и о своих достоинствах, чтобы не ока-

заться в ситуации, когда он не сможет подтвердить свое мастерство.

• Минимизация социального взаимодействия.

4. О боронительное  самопредъявление. Субъект ведет себя ак-

тивно в создании образа, но имеет установку на избегание негатив-

ного образа. Эта стратегия, как правило, разворачивается тогда,

когда человека обвиняют в причастности к какому-то нежелатель-

ному событию. Чем более велика роль человека в этом событии и

чем оно тяжелее, тем труднее человеку изменить свой негативный

образ в сторону позитивного.

Для этой стратегии характерны следующие тактики самооправ-

дания.

• Отрицание события. Человек отрицает сам факт негативно-

го события, в связи с которым его обвиняют.

• Изменение интерпретации события с целью снижения не-

гативности его оценки. Человек признает сам факт события, но

подает его в более позитивном ключе.

• Диссоциация. Человек занижает степень своего негативно-

го участия в этом событии, стремится отмежеваться от него.

• Оправдание. Человек может настаивать на законности сво-

их поступков, или приводить аргументы в свою пользу.

• Извинения. Человек утверждает, что не мог поступить ина-

че, так как не мог контролировать ход событий.

• Признание вины и раскаивание, обещание впредь не повто-

рять ошибок.

61

Эти тактики могут разворачиваться последовательно по мере

того, как обвиняющая сторона получает дополнительную информа-

цию о негативном событии, но могут использоваться и отдельно.

Эта классификация тоже не охватывает весь спектр страте-

гий и тактик самопредъявления. В работах М. Селигмана была

описана тактика выученной беспомощности, которая состоит в

том, что человек умышленно изображает неспособность к требу-

ющимся от него действиям или поступкам в расчете на то, что

окружающие люди ему помогут (Sсhutz A., 1997). Эта тактика

реализуется в рамках стратегии демонстрации слабости, потому

что другие стратегии, выделенные Э. Джонсом и Т. Питманом,

основаны на демонстрации превосходства над партнером. Если

человек на самом деле был способен самостоятельно справиться с

проблемой, то это поведение можно отнести к разряду манипуля-

тивных тактик.

Психологически близкой к ней является тактика создания искус-

ственных препятствий самим человеком на пути к достижению цели,

которая изучалась С. Стивеном и Э. Джонсоном (Sсhutz A., 1997).

Человек защищает свою самооценку и свой общественный имидж,

объясняя неудачи внешними обстоятельствами или ситуативными

факторами (недомоганием, дефицитом времени на подготовку, пре-

имуществами конкурента и пр.). Тактика восхваления соперника

является беспроигрышной, поскольку в случае его победы человек

доказывает окружающим, что у него был сильный и достойный

противник. Если же побеждает сам человек, то его победа вдвой-

не почетна. Тактика ложной скромности тоже значительно повы-

шает позитивность образа человека, особенно в тех культурах, в

которых ценится самоограничение (например, в Японии, Китае,

России). Но эта же тактика в США принесет человеку противопо-

ложный эффект, поскольку там принято открыто заявлять о своих

успехах и способностях.

М. Лири с соавторами выделяют такую тактику, как красова-

ние (Sсhutz A., 1997). В английском языке она получила название

«адонизация» по имени мифологического героя Адониса, который

был влюблен в самого себя. Цель этой тактики выглядеть внешне

привлекательным. Реализация этой тактики достаточно сложна,

поскольку критерии привлекательности у разных людей различ-

ны, поэтому субъект самопрезентации должен хорошо знать вкусы

аудитории, на которую рассчитано оформление его внешности.

В заключение необходимо отметить, что человек применяет

множество тактик самопредъявления в зависимости от ситуации,

62

в которой он оказался, но при этом у него существуют наиболее

предпочитаемые приемы, которые наиболее адекватно соответс-

твуют его имиджу. Каждый человек выстраивает свой образ, ис-

ходя из своего пола, возраста, принадлежности к определенной

культуре, слою общества, профессии и своих личностных особен-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы диагностики  особенностей самопредъявления в общении.

 

Опросник «Стратегии самопредъявления» 
 
 
Методика рассчитана на диагностику стратегий самопредъявления в межличностном общении. Она представляет собой опросник, состоящий из 56 вопросов. Испытуемый должен оценить, насколько его поведение соответствует утверждениям, пользуясь следующими градациями: 
 
2 балла – очень характерно для меня, 1 балла – характерно; 0 баллов – совсем не характерно. 
 
Обработка данных проводится с помощью ключа. Баллы в указанных пунктах суммируются. В результате на каждого испытуемого получается 7 показателей. 
 
Пункты по каждой шкале расположены с интервалом в семь пунктов (например, шкала «стремление понравиться» включает пункты 1, 8,15,22, 29, 36, 43 и 50). Они расположены в бланке для ответа таким образом, что можно проводить их суммирование по строке.  
 
Первые пять шкал соответствуют стилям самопредъявления, описанным Э.Джонсом и Т.Питтманом. По их мнению, самопрезентация позволяет человеку использовать различные источники власти, расширяя и поддерживая влияние в межличностных отношениях.

 
Стремление понравиться – инграциация. Эта стратегия рассчитана на власть обаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить и соглашаться, предъявлять социально-одобряемые качества. Цель – казаться привлекательным.

 
Самопродвижение – демонстрация компетентности, которая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоит в доказательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель – казаться компетентным.

 
Примерность – стремление служить примером для других людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоит в демонстрации духовного превосходства, сочетается с хвастовством и стремлением обсуждать и осуждать других людей. Цель - казаться морально безупречным.

 
Запугивание – демонстрация силы, которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха. Основная тактика состоит в угрозе. Цель - казаться опасным.

 
Демонстрация слабости или мольба. Обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основная тактика – просить о помощи, умолять. Цель - казаться слабым.

 
По зарубежным данным наиболее распространенными являются первые три стратегии самопредъявления, поскольку они соответствуют социально-одобряемому поведению. 
 
6. Отслеживание производимого впечатления. Считается, что люди, стремящиеся производить определенное впечатление на окружающих, больше контролируют как собственное поведение, так и ответные реакции партнеров. В этом нет ничего плохого, даже напротив, это говорит о большей социальной компетентности человека, так как благодаря этому контролю человек действует более адекватно, чем тот человек, который не обращает внимания на окружающих. Избыточный контроль за производимым впечатлением связан с демонстративным поведением.  
 
7. Вариативность поведения человека. Эта характеристика проявляется в способности предъявлять разные образы в разных ситуациях межличностного взаимодействия. Необходимость выглядеть и действовать по-разному связана, во-первых, с большим количеством ролей, которые исполняет человек, во-вторых, с изменчивостью ситуаций, в которых протекает его общение. В соответствии с этими двумя факторами, можно условно выделить кросс-партнерскую вариативность самопрезентации, которая означает, что человек меняет стратегию своего поведения в зависимости от партнера, с которым он общается, и кросс-ситуативную вариативность, которая связана с изменением поведения в зависимости от требований ситуации. Психологи по-разному оценивают склонность личности к вариативности своего поведения. М.Снайдер расценивает ее как свидетельство стремления управлять впечатлением, производимым на окружающих, другие рассматривают ее как проявление социальной компетентности. Существуют большие различия между людьми в способности менять свой имидж и манеру поведения.[24]


Опросник способности к управлению самопредъявлением в общении (Амяга Н.В.)

Диагностическая цель: опросник позволяет изучить, в какой степени люди осуществляют контроль над своим поведением и, тем самым, могут воздействовать на впечатление, которое складывается о них у окружающих. 
 
 
Данная шкала позволяет различать людей, которые хорошо умеют управлять производимым впечатлением («хорошо управляющих собой») и людей, чье поведение детерминируется скорее внутренними установками, а не самопредъявлением («плохо управляющих собой»). 
 
Опросник создан М. Снидер и адаптирован Н.В. Амяга. Под самопредъявлением понимаются различные стратегии и тактики, которые использует человек, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих. Чем выше способность к управлению самопредъявлением в общении, тем шире ролевой репертуар личности, тем выше способность личности различать специфику различных ситуаций и более гибко и дифференцировано вести себя в соответствии с ними. 
 
 
Инструкция: «Ниже приведены высказывания, касающиеся ваших способов реагирования на ряд различных ситуаций. Все высказывания разные, не совпадают по смыслу, поэтому внимательно вчитывайтесь в каждое из них перед тем как отвечать. Если высказывание «верно» или «скорее верно» по отношению к вам, поставьте на отдельном листке бумаги отмутку « + » рядом с номером, соответствующим номеру высказывания. Если высказывание «неверно» или«скорее неверно» по отношению к вам, поставьте отметку « - ». Важно, чтобы вы отвечали как можно более искренне и честно». 
М.Снидер выделил два типа личностей: 
- «прагматическую» 
- «принципиальную» 
 
Человек демонстрирует соответствующий своему типу личности тип самопредъявления, отражающий скорее внутренние характеристики (у«принципиальной личности»), либо скроенный скорее в соответствии с ситуативными особенностями (у «прагматической»).[25]

2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕНИИ МЕНЕДЖЕРОВ ООО «РЕСТОРАТОР», «ТВОЯ ПИЦЦА».

2.1 Организация и методы  исследования

Работа посвящена диагностике особенностей саморедъявления в общении менеджеров с разным стажем работы: до пяти  лет и более пяти лет. Исследование направлено на выявление характерных особенностей самопредъявления в общении для каждой из групп.

Гипотеза:

Эмпирическое исследование проводилось на базе ООО Ресторатор «Твоя пицца». В исследовании принимали участие 30 респондентов.

1. В исследовании использовался Опросник «Стратегии самопредъявления»  разработанный Э. Джонсом и Т. Питтманом.

Методика рассчитана на диагностику стратегий самопредъявления в межличностном общении. Она представляет собой опросник, состоящий из 56 вопросов. Испытуемый должен оценить, насколько его поведение соответствует утверждениям, пользуясь следующими градациями:

2 балла – очень характерно  для меня, 1 балла – характерно; 0 баллов – совсем не характерно.

Обработка данных проводится с помощью ключа. Баллы в указанных пунктах суммируются. В результате на каждого испытуемого получается 7 показателей.

Пункты по каждой шкале расположены с интервалом в семь пунктов (например, шкала «стремление понравиться» включает пункты 1, 8,15,22, 29, 36, 43 и 50). Они расположены в бланке для ответа таким образом, что можно проводить их суммирование по строке.

2. В исследовании также  был использован опросник способности к управлению самопредъявлением в общении М. Снидер и адаптированный Н. Амяга.

Под самопредъявлением понимаются различные стратегии и тактики, которые использует человек, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих.  Чем выше способность к управлению самопредъявлением в общении, тем шире ролевой репертуар личности, тем выше способность личности различать специфику различных ситуаций и более гибко и дифференцировано вести себя в соответствии с ними.

Обработка результатов включает подсчет результатов с помощью ключа.

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл, несовпадающий – 0 баллов.

  1. В исследовании также был использован U-критерий Манна — Уитни

U-критерий Манна — Уитни - статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.

Для применения U-критерия Манна — Уитни нужно произвести следующие операции.

  1. Составить единый ранжированный ряд из обеих сопоставляемых выборок, расставив их элементы по степени нарастания признака и приписав меньшему значению меньший ранг. Общее количество рангов получится равным:

N = n₁ + n ₂

где n₁ — количество элементов в первой выборке, а n ₂ — количество элементов во второй выборке.

  1. Разделить единый ранжированный ряд на два, состоящие соответственно из единиц первой и второй выборок. Подсчитать отдельно сумму рангов, пришедшихся на долю элементов первой выборки, и отдельно — на долю элементов второй выборки. Определить большую из двух ранговых сумм (Tₓ), соответствующую выборке с nₓ элементами.
  2. Определить значение U-критерия Манна — Уитни по формуле:

  1. По таблице для избранного уровня статистической значимости определить критическое значение критерия для данных n₁ и n ₂ . Если полученное значение U меньше табличного или равно ему, то признается наличие существенного различия между уровнем признака в рассматриваемых выборках (принимается альтернативная гипотеза). Если же полученное значение U больше табличного, принимается нулевая гипотеза. Достоверность различий тем выше, чем меньше значение U.
  2. При справедливости нулевой гипотезы критерий имеет математическое ожидание 
 

и дисперсию   

и при достаточно большом объёме выборочных данных  > 19, >19  распределён практически нормально.

2.2 Анализ и интерпретация  данных

Для выявления особенностей самопредъявления менеджеров с разным стажем работы был использован опросник Н.В. Амяга «способности к управлению самопредъявлением в общении», опросник «Стратегии самопредъявления» Э. Джонсона и Т. Питмана. При анализе результатов нужно иметь в виду что количество баллов по каждой шкале дает представление о особенностях самопредъявления в общении. Доминирующим являются тот тип (типы) по которому было набрано максимальное количество баллов.

После интерпретации были получены следующие результаты

Данные в последствии были переведены в проценты (Таблица 1).

Таблица 1 процентное соотношение данных по опроснику «Способности к управлению самопредъявлением в общении»

Способность управлять самопредъявлением

У менеджеров со стажем более 5 лет

У менеджеров со стажем менее 5 лет

Хорошая

55%

65%

Средняя

20%

35%

Низкая

25%

0%


55% менеджеров со стажем более 5 лет и 65% менеджеров со стажем менее 5 лет  выбрали хорошую способность управления самопредъявлением в общении. Люди входящие в эту категорию умеют хорошо регулировать свое поведение и делать его соответствующим ситуации. Их поведение гибко, и диапазон его вариативности для различных ситуаций широк.

20% менеджеров со стажем более 5 лет и 35% менеджеров со стажем менее 5 лет   выбрали среднюю способность управления самопредъявлением в общении.

25%  менеджеров со стажем более 5 лет  и 0% менеджеров со стажем менее 5 лет выбрали низкую способность управления самопредъявлением в общении. Представители этой категории уделяют мало внимания информации, сигнализирующей о подходящем самопредъявлении в определенной ситуации. Их репертуар самопредъявления не очень широк, их поведение задается скорее внутренними эмоциональными состояниями и установками, а не стилем и способностями конкретной ситуации.

Рисунок 1 Процентное соотношение данных по опроснику Н.В. Амяга

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для большинства менеджеров со стажем более 5 лет характерны высокие показатели способности управления самопредъявлением в общении и совсем не характерны низкие показатели. Что касается менеджеров со стажем менее 5 лет, для них характерны в большенстве средние показатели управления самопредъявлением. 

Использовался так же опросник «Стратегии самопредъявления» разработанный Э.Джонсоном и Т. Питманом. При анализе результатов надо иметь в виду, что условно обозначены следующие оценочные шкалы:

1 Инграциация

2 Самопродвижение

3 Примерность

4 Запугивание

5 Демонстрация слабости или мольба

6 Отслеживание производимого  впечатления.

7 Вариативность поведения человека.

Для выявления различий в самопредъявлении у менеджеров с разным стажем работы был использован непараметрический статистический U-критерий Манна-Уитни

Группа 1 – менеджеры со стажем менее пяти лет

Группа 2 – менеджеры со стажем более пяти лет

H0: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1. 
H1: Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.

Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

56

72


 

Rank Sum

Rank Sum

U

Z

p-level

Z

p-level

Valid N

Valid N

2*1sided

1

60,50000

44,50000

23,50000

0,064550

0,948533

0,069191

0,944837

8

6

0,949717

2

44,50000

46,50000

8,500000

-1,68343

0,092293

-1,86366

0,062370

8

5

0,093240

3

31,50000

73,50000

18,50000

0,212132

0,832004

0,232737

0,815966

4

10

0,839161

4

49,00000

17,00000

4,000000

-1,17851

0,238594

-1,32137

0,186377

9

2

0,327273

5

68,00000

23,00000

2,000000

-1,77647

0,075656

-2,06265

0,039146

11

2

0,102564

6

79,00000

26,00000

13,00000

-0,544949

0,585789

-0,687351

0,491862

11

3

0,659341

7

23,50000

67,50000

12,50000

0,422577

0,672604

0,459390

0,645955

3

10

0,692308


Таблица 2- статистические значения по критерию Манна Уитни ( опросник «Стратегии самопредъявления»)

Полученное эмпирическое значение U находятся в зоне значимости, то принимается гипотеза H₁, уровень псамопредъявления у менеджеров со стажем более пяти лет, ниже, чем у менеджеров со стажем менее пяти лет .

По полученным результатам можно сделать вывод, что существуют различия между управлением самопредъявлением у менеджеров  с разным стажем работы. У менеджеров со стажем более пяти лет  по всем шкалам уровень самопредъявления ниже , чем у менеджеров со стажем менее 5 лет.

Таким образом, гипотеза исследования о том,что Уровень самопредъявления у менеджеров со стажем больше пяти лет выше уровня самопредъявления менеджеров со стажем меньше 5 лет, не подтвердилась .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самопредъявление- представление о себе окружающим. В любых межличностных отношениях имеет место быть самопредъявление, ведь это неотъемлемая часть общения.  Люди могут создавать о себе разное представление в зависимости, от того чего они хотят добиться. Самопредъявление имеет массу характеристик и определений(самораскрытие, самопрезентация и т.д.)

В данной работе использовался опросник «Стратегии самопредъявления»

Э.Джонсона и Т.Питтмана выявляющий стратегии самопредъявления в межличностном общении, опросник Н.В. Амяга «Способности управления самопредъявлением в общении» и методика диагностики межличностных отношений Т.Лири. Эмпирическое исследование проводилось на базе Амурского Государственного Университета. В исследовании принимали участие 20 респондентов.

Для выявления значимых различий был использован непараметрический критерий Манна-Уитни

Интерпретация и анализ полученных данных не подтвердил гипотезу: уровень самопредъявления у менеджеров со стажем больше пяти лет выше уровня самопредъявления менеджеров со стажем меньше 5 лет.

 

Информация о работе Исследование особенностей самопредъявления в общении менеджеров ООО Ресторатор « Твоя пицца»