Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 19:33, реферат
Система – совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих целостность данного образования, благодаря тому, что его свойства не сводятся к свойствам, составляющих его элементов.
Если есть система, значит есть надсистема и подсистема.
Системный подход в ИСУ: основные понятия, классификация систем
Система – совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих целостность данного образования, благодаря тому, что его свойства не сводятся к свойствам, составляющих его элементов.
Если есть система, значит есть надсистема и подсистема.
Для системы характерно:
1. Система имеет системообразующие элементы
2. Существует взаимосвязь элементов с учетом внутренней и внешней среды.
3. Всегда существуют связи и взаимодействия
4. Сочетание и определенное соответствие свойств элементов в рамках целостности системы.
5. Система – это обобщающее понятие с определенно четкими границами этого обобщения
6. Всегда имеет двойственность – с одной стороны, проблема конкретно предметная (ПЯПС), с другой стороны – методологическая, т.к. исследования надо проводить, выбирая методы, подходы и принципы (зная их все). Это постоянный выбор на основе критериев (критерии определяются людьми).
Поэтому системный подход в ИСУ наиболее продуктивный.
Можно считать, что это тоже матрица.
Система управления (СУ) – совокупность действий, необходимых для согласования совместных действий сотрудников.
В случае крупномасштабных систем управления все эти действия группируются по функциям и организационно обособляются в звенья.
Совокупность звеньев можно рассматривать как элементы системы, важны связи между ними и взаимосвязи.
Система управления – это одновременно и статика и динамика, то есть структура и взаимодействие элементов (звеньев). А это выливается в учет взаимосвязей между людьми.
Такое системное представление СУ и требует системного подхода с учетом его состояния функционирования и развития.
Существует большое число определений и классификаций систем управления - объектов исследований. Это определяется большим разнообразием объектов, целей, методов и технических средств управления.
Базовой системой приемов, знаний и понятий, определяющей облик (функции и основные параметры) системы управления, является технология управления.
Технологией управления условимся называть сочетание квалификационных навыков, способов, методов, приемов, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для решения проблемы, внесения желаемых изменений, преобразований в материалах, информации или людях в процессе достижения ими поставленных целей.
Представляется возможным выделить простые технологии управления, гибкие, информационные и интеллектуальные.
Простыми технологиями управления условимся называть такие технологии, которые позволяют получить в процессе работы один заранее определенный результат.
Гибкие технологии управления позволяют получить (в зависимости от складывающейся ситуации управления) один из ряда заранее определенных возможных результатов.
Информационные технологии управления позволяют в процессе работы на основе поступающей и имеющейся информации изменять набор возможных результатов.
Интеллектуальные технологии управления позволяют на базе известных знаний получать в процессе работы новые знания и на их основе менять, совершенствовать цели, задачи, методы работы для получения принципиально нового результа и (или) синергического эффекта или непропорционального, т.е не соразмерного, большого роста эффективности функционирования.
По признаку глобальности сферы принимаемых управленческих решений выделяют централизованные и распределенные технологии и системы управления.
В централизованной системе управления решения принимаются одним лицом (в одном центре) и охватывают объект управления в целом. Положительными чертами такого управления являются высший уровень планирования, координации и контроля деятельности. Однако рост сложности, масштабов объекта управления приводит к появлению:
во-первых, «эффекта бутылочного горла», когда решения долго не принимаются по причине перегрузки лица или центра принятия решений.
во-вторых, увеличению длительности «цикла управления» из-за отдаленности места принятия решений от места их исполнения. Это может вызывать асинергический эффект резкого снижения эффективности управления. Для снижения вероятности такого эффекта создают распределенные системы управления.
Распределенная технология (или система) управления характеризуется наличием ряда иерархически, функционально, структурно связанных центров принятия решений: и ответственности в согласованных сферах управления деятельностью подчиненного персонала (от государства до предприятия).
«Распределение» затрагивает: декомпозицию целей и.: функций; права на принятие решений и распоряжение ресурсами; определение сфер ответственности и др. «Распределение» дополняют процедурами предварительного согласования и от-; четности.
Недостатками таких систем являются повышенные риски:
- нарушения целостности при «распределении»;
- конфликтов уровней и(или) элементов системы. В настоящее время большинство технологийисистем управления распределенные. Предметом при исследованиитакихсистем управления могут быть: оптимальность или рациональность распределения
чего-то (целей, функций, ресурсов и т.п.); достаточность согласований решений и быстродействия системы, а также др.
В качестве объектов и инструментов при реализации технологий и систем управления в определенных предметных областях деятельностимогут рассматриваться:
1) законодательная и нормативная деятельность;
2) прямое администрирование;
3) информационные технологии и реклама;
4) финансы и финансовый менеджмент.
Системами управления снабжают сложные системы, которые от этого еще более усложняются и могут быть представлены как совокупность объекта управления (того, чем управляют) и субъекта - системы управления.
Системой управления можно называть конкретный аппаратурный, нормативный, функциональный вариант реализации технологии, позволяющий решать конкретную проблему управления. Системами управления считают системы, которые предназначены для такого воздействия на объект управления, которое переводит это объект в желаемое состояние и(или) придает параметрам происходящих в нем процессов определенные количественные или качественные значения. При этом качеством называют специфику данного объекта. Необходимые изменения в управляемом объекте (или процессе) управления производят под воздействие управляющих сигналов или воздействий.
Система управления включает элементы:
-датчики информации о состоянии объекта управления;
- подсистему сбора и передачи этой информации;
- подсистему обработки и отображения этой информации;
- подсистему выработки управляющих воздействий;
- каналы, подсистему передачи управляющих воздействий;
- исполнительные устройства.
Система управления как объект исследования
Исследование - процесс, научного изучения какого либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития, преобразования и улучшения его в интересах человека.
Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.
Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.
В связи с этим можно построить определение понятия «исследование» следующим образом. Исследование — это вид деятельности человека, включающий: а) распознавание проблем и ситуаций; б) определение их происхождения; в) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.
Исследование — это вид деятельности с более богатым содержанием, чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.
По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.
Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.
Различаются исследования и по использованию ресурсов, и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени — продолжительные и непродолжительные.
Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.
Исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными, или коллективными, спонтанными или организованными.
По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).
В практике управления встречаются все эти типы исследований.
Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека
Понятие исследования. Типология исследований Характеристики исследования. Объект и предмет исследования. Научная и практическая роль исследований в деятельности человека, теория длинных волн Н. Кондратьева. Работа с проблемой – формулирование, построение, оценка, обоснование и обозначение. Конструирование вопросов при постановке проблемы. Мышление и его роль в деятельности исследователя. Типы мышления. Основные черты менеджера исследовательского типа. Креативное образование современного менеджера.
Исследование – вид деятельности, т. е. распознавание проблем и ситуаций, определение их прохождения, выявление их свойств и содержания, нахождение путей и средств решения.
Цель исследования – поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.
Объект исследования – система управления, предмет – проблемы в организации управления, профессионализме, механизмах мотивации и т. д.
Научную и практическую роль исследований в деятельности человека можно рассмотреть на примере теории длинных волн Н. Кондратьева, на основе которой были выделены циклы развития научно-технического прогресса, связанные с внедрением в практику результатов научных исследований.
Типология исследований:
-по цели – практические и научно-практические,
-по аппарату научного знания – эмпирические и научные,
-по использованию ресурсов – незначительные
-по ресурсоемкости и ресурсоемкие,
-по времени – продолжительные и непродолжительные и др.
Цикл управления:
Состояние → Информация → Выбор алгоритма управления → Управляющее воздействие → Состояние → Обратная связь.
Работа с проблемой – формулирование проблемы (определение центрального вопроса, контрадикция, финитизация), построение проблемы – стратификация, композиция, локализация, вариантификация), оценка проблемы (кондификация, инвентаризация, когнификация, уподобление, квалификация), обоснование (экспозиция, актуализация, компрометация, демонстрация), обозначение (экспликация, интимизация).
Вопрос – форма мышления, ориентированная на получение конкретного ответа в виде суждения. Вопрос выполняет функции – коммуникативную, исследовательскую. Причины некорректной постановки вопроса – стереотип мышления, поверхностное отношение к формулированию проблемы, недобросовестное отношение к исследованию.
Мышление – активный процесс отражения действительности в сознании человека, опирающийся на знания, интуицию, привычки, навыки и определяющий поведение человека в конкретной ситуации.
Признаки классификации видов мышления – динамика, степень индивидуальности, факторы методологии, приоритетные области знания, степень абстрактности и обобщённости, механизм мышления, способы мышления и другие.
Менеджер исследовательского типа – менеджер креативного типа; их особенность – обострённое внимание к оценке ситуаций, разработке управленческих решений, решению проблем; свойства: