История культурно-досуговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Досуг как социальное явление имеет глубокие исторические корни. Своими истоками он восходит к периоду каменного века, когда возвра¬щение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками как большой праздник. С течением времени совершаемые во время праздника действа приобрели магический, религиозный характер.

Вложенные файлы: 1 файл

скд.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

 

Часы досуга богатые и знатные феодалы посвящали и другим за­нятиям, бытовавшим еще в глубокой древности. И. Забелин, например, отмечает, что, кроме чтения, цари любили рассказы бывалых людей о дальних землях, об иностранных обычаях и старине, держали "бахарей", которые пели песни и рассказывали сказки, "домрачеев". Царя и его семейство забавляли разного рода потешники песнями, плясками, музыкой, танцеваньем по канату и другими эквилибристиче­скими "действами". В дворовом штате царя состояли шуты и шутихи, карлы и карлицы. В числе царских забав была звериная и соколиная охота, наблюдение за боем охотников с диким медведем . С удовольствием смотрели цари и на всякие "медвежьи потехи". Охота и забавы типа "медвежьи потехи" также пользовались неизменным успехом у богатых бояр и дворян.

 

Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было "затворничество" женщин, что сказывалось и на их досуге. Женщины вели крайне замкнутый образ жизни. Сфера их деятельности ограничи­валась домом, а общение допускалось лишь с небольшим кругом род­ственников. Отлучиться из дома женщина могла только с позволения мужа. Отечественные историки, анализируя причины закрепощения женщин на Руси, называют два основных обстоятельства: догмы хрис­тианской религии, предписывающие женщине послушание и покорность мужу, и влияние татарского ига, приведшего к огрублению нравов рос­сийского общества.

Существовало большое неравенство между мужчинами и женщи­нами из богатых семей в проведении досуга. В этом отношении богатые и знатные россиянки были поставлены в более тяжелое положение, чем представительницы крестьянского сословия. На женщину-крестьянку ложилось много забот. Она была задавлена работой по дому и в поле. Но сами условия жизни крестьян давали ей возможность принимать участие в коллективных праздниках и других формах общественного досуга. Женщины из боярских, дворянских, купеческих семей ограничивались в своем стремлении проводить свободное время в соответствии со своими желаниями и потребностями. Иностранцы, побывавшие в России, не раз отмечали, что женщины во время празднования каких-либо важных событий сидели в отдельных комнатах и допускались в мужское общество лишь с позволения мужа или отца семейства. Им разрешалось только поприветствовать гостей и поднести вино. Музыка и танцы в их среде не допускались. Это счи­талось дурным тоном. В лучшем случае они могли развлечься пред­ставлениями шутов и скоморохов. Посещение церкви для женщины было также связано с большими трудностями. Она могла пойти в цер­ковь, только получив согласие мужа, да и то в сопровождении кого-либо из домашних. Впрочем, в этом иногда и не было необходимости, так как в богатых семействах строили домашние церкви.

Особенно суровые правила для женщин были сформулированы в "Домострое". Согласно им женщина должна была постоянно сидеть за работой или распоряжаться работой других, у нее не должно было быть ни одной свободной минуты. Женщина не имела права ни на какое раз­влечение, ибо, как следовало из "Домостроя", ни одно из них не способствовало сохранению нравственных норм и достойному поведе­нию.

 

В период развития Русского государства разрастались и крепли го­рода, между ними завязывались более тесные торговые отношения, в городах увеличивалось количество ремесленников. Хотя в образе жизни городского и сельского населения вплоть до конца ХУII в. особых разли­чий не существовало, условия городской жизни все же давали некото­рые преимущества для жителей в приобщении к духовной культуре и выборе досуговых занятий. В городах строилось больше церквей и дру­гих общественных зданий. Их проектирование и оформление, как пра­вило, поручалось искусным мастерам.

 

В города чаще приезжали купцы, иностранцы. Через них в город­скую среду проникали сведения, в том числе и о жизни людей в разных русских землях и в зарубежных странах. Как уже отмечалось, города являлись центрами книжности. В них было больше грамотных и образо­ванных людей. В городах быстрее внедрялись всякие технические нов­шества.

 

На протяжении длительного времени для жителей городов, так же как и для крестьян, праздники и гулянья были главным видом развлече­ний. Но в городе раньше, чем на селе, стали меняться взгляды на риту­ально-обрядовую сторону праздников. Религиозные представления о ее связи с божественными силами уже не имели столь для ремесленников и торговцев в силу специфики их труда: он не был напрямую связан с природно-климатическими условиями и капризами природы, как труд земледельца. Совершение обрядов все больше при­обретало для городского люда характер игрового элемента, вносившего разнообразив и зрелищность в праздничное веселье.

 

В городах, по сравнению с деревнями и селами, устраивалось больше ярмарок и базаров, на которых городские жители могли пооб­щаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городская пло­щадь, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыкантов, плясунов, фокусников, дрессировщиков животных и др. Вследствие этого горожане чаще могли смотреть различные уличные представле­ния.

 

Уже в XV в. в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появи­лись кабаки. Эти заведения выполняли не только свою прямую функцию - предоставить посетителям еду и напитки - но еще и другую: служили местом общения и развлечения для городских жителей. Торговцы и ремесленники, закончив свой трудовой день, приходили в них, чтобы провести свободные часы.

Таким образом, уже в средние века в устройстве городской жизни обозначились тенденции, обусловившие в последующие времена про-двинутость городского населения в культурных ориентациях и способах проведения досуга. Характеризуя в целом развитие досуговой деятельности в X-XVII вв., следует заметить, что формы ее не отличались большим разнообразием и дифференцированностью в зависимости от принадлежности субъекта деятельности к той или иной социальной группе. Досуг всех слоев российского общества опирался на народную, традиционную основу. Различия касались по преимущест­ву лишь внешней атрибутики досугового времяпрепровождения, обус­ловленной имущественным положением человека. Так, еда на пиршественном столе знатных и зажиточных россиян была обильнее, наряды на празд­никах роскошнее, охота превращалась в пышное и многолюдное дей­ство и т. д., но суть этих и подобных им видов досуга не менялась. На протяжении обозначенного периода в российском обществе досуг носил в основном коллективный, общественный характер. Индивидуальны формы досуговой деятельности были выражены слабо, находились в зачаточном состоянии: российское общество не достигло еще той сте­пени цивилизованности и образованности, когда человек ощущает са­моценность своей личности и полагается на свой собственный выбор в проведении свободного времени.Этому предстояло состояться уже в последующие столетия.

 

3

 



 

 

 

3

 



Информация о работе История культурно-досуговой деятельности