История развития систем управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 09:22, реферат

Краткое описание

Первый этап соответствует начальным задачам системного подхода к управлению, когда появилась первая система — система Тейлора (1905 г). Организационно она предполагала установление технических и производственных норм специалистами и инженерами, а рабочие лишь обязаны их выполнять. Эта система устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков и вводила определенные шаблоны, настроенные на верхнюю и нижнюю границы допусков — проходные и непроходные калибры.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития систем управления качеством.docx

— 84.24 Кб (Скачать файл)

 

Основные типы показателей качества

Признак классификации

Типы  показателей

1

Отношение к свойствам  продукции

Назначения

Надежности

Технологичности

Эргономичности

Эстетические

Стандартизации

Патентно-правовые

Экономические

2

Количество отражаемых свойств

Единичные

Комплексные

Интегральные

3

Метод определения

Инструментальные

Расчетные

Статистические

Органолептические

Экспертные

Социологические

Комбинированные

4

Стадия определения

Проектные

Производственные

Эксплуатационные

Прогнозируемые

5

Размерность отражаемых величин

Абсолютные

Приведенные

Безмерные

6

Значимость при оценке качества

Основные

Дополнительные


 

Надежность — это свойство объекта сохранять во вре мени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования (ГОСТ 27.002—89. Надежность включает свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Показателями надежности являются вероятность безотказной работы, средняя наработка до отказа, интенсивность отказов и др. Для измерительных приборов важна точностная надеж ность, т. е. свойство сохранять точность измерения в заданных пределах в течение установленного времени при определенных условиях их эксплуатации. 
 
Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособ ное состояние в течение некоторого времени и наработки. Вероятность безотказной работы Р(t) — вероятность того, что в заданном интервале времени t или в пределах заданной наработки не произойдет от- 
каза в работе изделия. Отказ — событие, при наступлении которого, изделие становится неспособным выполнять заданные функции с установленными показателями. Вероятность безотказной работы определяется зависимостью P(t) N(t)/N0 , где N0 — число изделий, работающих 
и в начале испытаний; N(t) — число изделий, работоспособных в конце промежутка времени t. Например, если N0 = 100; N(t) = 90, то при t = 1000 ч, Р (1000) = 90/100 = 0,9. Интенсивность отказов (t) является функцией времени. В начальный период эксплуатации выявляются дефекты конструкций, обработки деталей, сборки готового изделия, а также комплектующих, получаемых по кооперации. В последующий период после приработки деталей и узлов интенсивность отказов на- 
именьшая и практически не меняется — период нормальной эксплуатации изделия. Конец периода эксплуатации характеризуется резким увеличением интенсивности отказов, что объясняется износом, необратимыми физико-химическими процессами и т.п. 
 
Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системетехнического обслуживания и ремонта. Предельное состояние изделия определяется невозможностью дальнейшей эксплуатации вследствие неустранимого нарушения требований безопасности, неустранимого сниже- 
ния эксплуатационных показателей и эффек тивности эксплуатации или нецелесообразности его восстановления. Показателями долговечности могут быть: назначенный ресурс, определяемый наработкой изделия, предельное состояние которого обусловлено достижением заданной наработки; назначенный срок службы — срок службы изделия, предельное состояние которого обусловлено достижением заданной календарной продолжительности использования изделия по назначению. Наработка — это продол жительность или объем работы изделия. 
На надёжность и долговечность существенное влияние оказывают динамические процессы, происходящие при эксплуатации изделия. Так вследствие недостаточной жесткости и виброустойчивости кон струкции, наличия сил трения в подвижных соединениях, наличия дисбаланса, упругих деформаций элементов, недостаточной точности изго товления и 
других причин при холостом и рабочем режимах работы машины возникают быстропротекающие колебательные процессы — вибрации. Вибрации нарушают оптимальную шероховатость трущихся поверхностей деталей и стойкость режущего инструмента, точность автоматических измеритель- 
ных приборов. В связи с этим для каждого типа изделия устанавливают и контролируют показа тели динамического качества. 
 
Ремонтопригодность — свойство объекта, заключающееся в приспособ ленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта. 
 
Сохраняемость — свойство объекта сохранять в заданных пределах значе ния параметров, характеризующих способности объекта выполнятьтре буемые функции в течение и после хранения и транспортирования. 
 
Эргономичность — свойство, определяющее удобство эксплуатации объекта человеком, например, в системах: «человек — компьютер», «человек — программа», «человек — машина» и др. Эргономика (от греч.ergon — работа и nomos — закон) — область науки, занимающаяся оптимизацией взаимодействия человека с изделием и рабочей средой в трудовом процессе. Задачей эргономики является создание оптимальных гигиенических, физиологических, психологических, технических и организацион ных условий для производительного труда и обеспечения необхо димых удобств, содействующих развитию способностей работника и получению высоких технических и качественных показателей его работы. Эргономические показатели должны быть установлены для каждого типа системы человек — объект — среда и отдельно для каждого объекта, входящего в данную систему. Наиболее важными из них являются удобное расположение органов управления изделием, простота его эксплуатации, обзорность рабочей зоны, гигиенические показатели, в том числе допускаемые уровни вибрации и шума и т. д.; для измерительных приборов — точность и надеж ность отсчетного устройства. Станки и другие средства производства, сконструированные с учетом эргономических показателей в сочетании с оптимальной рабочей средой, обеспечивают наименьшее физическое и нервно-эмоциональное напряжение, малую утомляемость оператора, соз дают условия, при которых человек получает в процессе труда наибольшее удовлетворение. Это сказывается и на производственных результатах: возможные скорости, производительность, точность, надежность работы средств производства и контроля используются в наибольшей степени. Эргономичность программного обеспечения подразумевает удобство программного обеспечения, т.е. такие характеристики программного продукта, которые позволяют минимизировать усилия пользователей по подготовке исходных данных, применению программного продукта и оценке полученных результатов, а также позволяют вызывать положительные эмоции определенного или виртуального пользователя. 
 
Эстетические показатели определяются эстетическим восприятием объекта: дизайном, цветовой гаммой, музыкальным сопровождением и т.д. Работы по промышленной эстетике в настоящее время развиваются в направлении создания систем и комплексов изделий, средств производства и предметов окружающей среды, хорошо согласованных и совмести мых как функционально, так и с точки зрения гармонии и удобства работы. Программа работы дизайнеров ох ватывает не только выпускаемую продукцию, но и рабочие места, мебель, рабочую одежду, территорию и помещения заводов и другие объекты. Одно временно проводится унификация размеров, формы, материалов, составных частей приборов: несущих элементов, тумблеров, рукояток, кнопок, шкал, стрелок и других элементов, что позволяет сократить номенклатуру составных частей и получать их по кооперации со специализированных предприятий. С учётом международных рекомендаций применяется также единое цвето-графическое кодирование. Например, красная полоса, пересекающая корпус и шкалу приборов, измеряющих сопротивление, знак молнии на объектах под напряжением, знак радиоактивности и др. Одного взгляда достаточно, чтобы автоматически воспри нять информацию. Автоматическое реагирование на такую информацию снимает часть нервного напряжения у человека, пользующегося опасными объектами. 
 
Показатели технологичности характеризуют трудоемкость, материалоемкость и себестоимость изделия. Показатели стандартизации и унификации характеризуют соотношение продукции стандартными, унифицированными и оригинальными деталями, сборочными единицами, комплектами и комплексами. Показатели безопасности устанавливают требования по защите чело века в условиях аварийной ситуации, вызванной случайными нарушениями правил, изменением условий и режимов эксплуатации или потребления. Экологические показатели устанавливают требования по защите окружающей среды. Показатели транспортабельности включают вопросы упаковки, герметиза ции, крепления, погрузки, разгрузки, распаковывания и т. п., а также матери альных и трудовых затрат на выполнение этих операций. Патентно-правовые показатели применяются при определении конкурентоспособности продукции.

 

Квалиметрия: понятие, виды, объекты

Квалиметрия — это наука об измерении качества продукции и услуг. Термин «квалиметрия» образован от латинского qualitas — качество (или quails — какой по качеству) и греческого melreo — измеряю.

Квалиметрия объединяет количественные методы оценки качества. Различают  следующие виды квалиметрии:

  1. общую квалиметрию, которая включает в себя разработку и изучение общетеоретических проблем понятийного аппарата измерения, оценки;
  2. специальные квалиметрии, которые классифицируются по видам методов и моделей оценки качества (например, экспертная квалиметрия, вероятностно-статистическая квалиметрия);
  3. предметные квалиметрии, которые дифференцированы по видам объектов оценивания (квалиметрия продукции, квалиметрия процессов, квалиметрия услуг).

Объектом  квалиметрии может быть все, что  представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для  исследования, изучено и познано.

Объектами квалиметрии являются:

1. Производственный  процесс, технологический процесс,  технологическая система или ее элементы.

Производственный  процесс — совокупность всех действий людей, орудий труда,

необходимых на данном предприятии для изготовления и ремонта продукции.

Технологический процесс — часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и/или определению состояния предмета труда.

Технологическая система — совокупность функционально взаимосвязанных средств технологического оснащения, предметов производства и исполнителей для выполнения в регламентированных условиях производства заданных технологических процессов или операций.

2. Продукция:

изделия (машиностроения, легкой промышленности и др.);

материал;

продукт (химический, биологический и т. п.).

  1. Услуга, работа.
  2. Интеллектуальный продукт:

технологический метод, программный продукт;

научный продукт (концепция, методика и т. п.);

прочие  нематериальные продукты (организационная  система, схема, карта и т. п.).

Для квалиметрических целей оценка может проводиться по продукции однородного вида (одного класса и назначения) и по разнородной продукции. Для однородной продукции можно выделить задачи по оценке в одинаковых и в различных условиях использования. Применительно к разнородной продукции оценку качества проводят относительно бригады, участка, предприятия, объединения и территориальных структурных образований.

Для того чтобы объективно оценить уровень качества, необходимо использовать соответствующую номенклатуру показателей комплекс взаимосвязанных технико-экономических, организационных и др.

Первостепенное  значение имеют требования достоверности и объективности определения показателей качества. Состав основных методов определения фактических показателей качества во многом зависит от используемых при этом способов и источников получения информации.

Методы, зависящие от способа получения  информации:

• экспериментальный:

• измерительный;

• регистрационный;

• расчетный

Методы, зависящие от источника получения  информации.

• традиционный;

• экспертный;

• органолептический;

• социологический     

Экспериментальный метод основан на получении информации о показателях в результате проведения эксперимента (например, в период опытной эксплуатации). Естественно, что показатели при этом могут измеряться приборами, регистрироваться, рассчитываться, определяться экспертным или иным способом. Данный метод часто используется в машиностроении.

Измерительный метод применяется в тех случаях, когда можно использовать средства измерений. Технических средств, применяемых в практической деятельности сравнительно много, с их помощью можно проводить измерения: электрические, физические, биологические, физико-химические, микробиологические и ряд других, характеризующих, в основном, технический уровень товара и условия жизнедеятельности персонала. Точность и объективность измеренных показателей во многом зависят от метрологического обеспечения.

Регистрационный метод основан на непосредственной регистрации значений показателей, обнаружении и подсчете (фиксации и регистрации) различных явлений, событий, объектов, затрат, документов и т.п. Этим способом могут определяться, например, численность поставщиков, сертификатов, патентов, объемы продаж, отзывов, документов, отказов, в штуках, и т.п.

Расчетный метод определения значений показателей основан на использовании различного рода данных, теоретических и эмпирических зависимостей, получаемых другими методами (измерительным, регистрационным и др.). Этим способом могут определяться показатели эффективности, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, патентной защиты и чистоты, финансового состояния предприятия, производительности труда и т.п.

Приведенные выше методы следует отнести к  объективным.

Традиционный  метод определения показателей качества предполагает получение фактических данных с помощью технических источников информации в лабораториях, испытательных станциях, ОТК, а также из документации, опросов, бесед, анкетирования, интервью со специалистами и т.п.

Экспертный  метод применяется в тех случаях, когда трудно или практически невозможно использовать более объективный метод (экспериментальный или расчетный). В практике управления данный метод очень распространен (например, при определении коэффициентов весомости показателей, численных значений показателей, которые не могут определяться какими-либо другими объективными методами; эстетические свойства, взаимоотношения, приоритеты и т.д.).

Органолептический метод основан на использовании органов чувств при определении показателей. В его рамках применяются способы: визуальный, тактильный, обонятельный, вкусовой и аудиометод. Этот метод используют изготовители, и потребители.

Социологический метод определения показателей базируется на сборе, анализе и обобщении мнений фактических или возможных потребителей. Данный метод используется тогда, когда невозможно другими способами определить какие-либо показатели, например удобство пользования, потребности и требования потребителей, известность торговой марки, имидж в целом и т.п.

В большинстве случаев при определении показателей качества одновременно используют несколько из рассмотренных методов (последовательно, параллельно или последовательно-параллельно).


Информация о работе История развития систем управления качеством