История развития туризма в Крыму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:15, реферат

Краткое описание

Реакционное освоение Крыма ведет свой отсчет с конца 18 века, когда на Южном побережье началось строительство дворцовых комплексов и крупных усадеб, закладка виноградников и создание парков.

Содержание

1) Зарождение курорта…………………………………………………………...……..3стр.
2) Императорская фамилия…………………………………………..…..3стр.
3) Путешествие императорского Величества в полуденный край…….4стр.
4) Российская знать……………………………………………………….8стр.
5) Интеллигенция………………………………………………………..10стр.
6) Развитие путей сообщения………………………………………..…11стр.
7) Развитие санаторно-курортного лечения в советский период…….12стр.
8) Детские курорты в советское время………………………………...13стр.
9) Советское время………………………………………………………14стр.
10)Крымский горный клуб………………………………………………16стр.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития туризма в Крыму.docx

— 787.70 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ.

НАЦИОНАЛЬНАЯ  АКАДЕМИЯ ПРИРОДООХРАННОГО И КУРОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

 

Факультет экономики  и менеджмента

 

 

 

 

Контрольная работа №1

По дисциплине: Организация  туристической деятельности

на тему: «История развития туризма в Крыму»

 

 

 

Проверила

Ванеева И.В.

Выполнил

Студент группы  МЕН-101

Гацулов А.А.

 

 

 

 

 

 

Симферополь  2011г

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Зарождение курорта…………………………………………………………...……..3стр.
  2. Императорская фамилия…………………………………………..…..3стр.
  3. Путешествие императорского Величества в полуденный край…….4стр.
  4. Российская знать……………………………………………………….8стр.
  5. Интеллигенция………………………………………………………..10стр.
  6. Развитие путей сообщения………………………………………..…11стр.
  7. Развитие санаторно-курортного лечения в советский период…….12стр.
  8. Детские курорты в советское время………………………………...13стр.
  9. Советское время………………………………………………………14стр.

10)Крымский горный клуб………………………………………………16стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития туризма в Крыму.

Зарождение  курорта. 
    Реакционное освоение Крыма ведет свой отсчет с конца 18 века, когда на Южном побережье началось строительство дворцовых комплексов и крупных усадеб, закладка виноградников и создание парков. 
Императорская фамилия 
    Первой среди российских монархов Крым посетила Екатерина II. После посещения Крыма она назвала его «жемчужиной своей короны». Александр I  приобрел имение в Ореанде, перешедшее к Николаю I, который побывал в своем дворце лишь однажды. 
  Первый пример систематического отдыха в Крыму дал Александр II: императорская семья и лично Александр II стали активными сторонниками летнего отдыха в Крыму. Приобрели имение Ливадия, куда приезжали регулярно морем на яхте из Одессы или Севастополя. С 1860-х годов Крым становится приоритетным местом императорского летнего отдыха, и на полуострове создается соответствующая инфраструктура, предельного уровня роскоши. Основной императорской резиденцией Ливадия, по сути — пригород Ялты. Алупка с ее изысканным дворцом и великолепным прибрежным парковым комплексом не использовалась. И дело здесь  в удаленности Алупки: даже в конце XIX века она оставалась расположенной крайне неудобно. Дворец графа Воронцова в практическом отношении был неудобен - им  можно было любоваться, но сложно пользоваться.  Ливадия оказалась на виду не только у Ялты, но и всей Империи, и пребывание во дворце императорской семьи, отдельных представителей российской знати и самого императора стало прекрасной рекламой для Крыма в целом. Судя по описаниям, император и его семья не делали ничего необычного. Например, в 1869 году рутина царской жизни в Ливадии такова: «Жизнь здесь была проста и приятна. Царь вставал рано, прогуливался по парку и купался в море. Часть дня он посвящал государственным делам, свободное же время зачастую уходило на прогулки по Ялте и ее окрестностям. Порой прогулки совершались верхом или пешком, царь ходил по улицам запросто без охраны». Периодически в Ливадии устраивались увеселительные мероприятия. Это были праздники не только для царской семьи, но и для всей Ялты, которые значительно оживляли монотонную, размеренную жизнь тогдашнего Южнобережья и, конечно, способствовали привлекательности курорта.  
   Особая привязанность к Крыму сохранялась и у последующих российских императоров и членов их семей. В 1883 г впервые приехал в Ливадию Александр III. Он с семьей предпринимали конные и пешие прогулки по окрестным горам, катание на лодках, охота в районе Козмо-Дамианокского мон-ря. Вскоре император приобрел у наследников Воронцова Массандру и Ай-Даниль. Не забывал об облагоустройстве ближайшей Ялты – построен мол, канализация, телеграф, освещение, водопровод.

Николай II снес старый Ливадийский дворец и построил новый (архит. Краснов). Он мечтал перенести в Крым столицу империи, а после отречения просил поселить его в Ливадии, но… 
«Путешествие Ея Императорского Величества в полуденный край России, предприемлемое в 1787 году».  
    Маршрут: Перекоп - Бахчисарай - Севастополь - Ак- Мечеть - Карасубазар - Судак - Старый Крым - Феодосия - Геническ. 
Подготовка к путешествию началась в 1784 г. Строительство или расширение и благоустройство дорог (екатерининские мили). Для путешествия даже строились целые города: Херсон, Николаев, Севастополь, Симферополь, путевые дворцы.  Второй группой вопросов был транспорт: лошади и повозки. Изготовили свыше 200 экипажей. На каждой станции кортеж встречало от 500 до 600 свежих лошадей. В общей сложности в кортеж входило почти 200 человек. Ехали не спеша: с 9 до 12 и с 15 до 19 часов. Обеды устраивались в казенных зданиях или в помещичьих мызах, а в новоприобретенном крае в путевых дворцах. Вся столовая посуда каждый раз была новой, а после обеда дарилась на память хозяевам. 
 …После Перекопа путники увидели другие картины: блестели под южным солнцем соляные озера, татарские деревушки с минаретами, ветряными мельницами, глубокими колодцами, окруженными скотом на водопое, непуганных дроф и журавлей, пасущихся верблюдов, которые так же лениво и гордо, как и их хозяева, поднимали головы при приближении невиданных экипажей. Кругом высились курганы - молчаливые свидетели многочисленых народов. 
 В Бахчисарае, на горе, с правой стороны расположились лучшие полки Потемкина, которые встретили путников барабанным боем, преклонением знамен. Путникам казалось, что они находятся в каком-то турецком или персидском городе.  По приказу правителя области все лавочки и кофейни были открыты. Путники видели узкие улочки с плоскими крышами лавченок, а в них товары: сафьян, войлок, оружейные и медные изделия, а также татар, одетых в куртки, шаровары, женщин с непременными белыми или зелеными чадрами на лицах, мулл в просторных халатах и с чалмами на головах. Бахчисарай понравился всем своим необычным видом. 
    В ханском дворце нашлось места для всех: императрице отвели большой зал и другие комнаты. С наступлением ночи все горы, окружающие город, все дома, раскинувшиеся амфитеатром, были иллюминированы многочисленными огнями. Екатерина посетила Успенский монастырь и Чуфут-Кале, осмотрели их памятники, синагогу, посетили дом караимского старосты.

    Затем отправились в Инкерман. Во время застолья в Инкермане в специально построенном на самом высоком месте горы павильоне, по знаку Потемкина, вдруг раздвинули занавес, скрывавший большой балкон, обращенный к заливу. Все - короли, принцы и посланники были потрясены: на берегах бухты изогнуто, подковой раскинулся город. А на рейде покачивались корабли. Из всех пушек корабли открыли огонь. Зрелище было поистине потрясающим... 
    После обеда императрица Екатерина II, австрийский император Иосиф II и другие отправились на шлюпках к Севастополю. Шлюпки с высокими гостями прошли под парусами и на веслах почти всю бухту и пристали к нынешней Графской пристани. Вечером, после всех представлений императрице, был показан "спектакль": на Северной стороне был устроен фальшивый городок, который подвергли бомбардировке, взорвали и подожгли. Свозил Потемкин обожаемую императрицу и в свое имение в Байдарской долине. 
    Под Балаклавой императрицу ждал сюрприз. Ее встречала рота амазонок, составленная из благородных жен  и дочерей стоявшего здесь греческого полка. 100 наездниц - все в юбках малинового бархата, отороченного золотом, в куртках зеленого бархата, тоже обшитых золотым, в белых тюрбанах с золотыми блестками и страусовым пером, вооруженных ружьями. Екатерина была умилена. 
   В Ласпи вела специально проложенная дорога, откуда два императора - Екатерина и Иосиф - любовались великолепными видами Южного берега Крыма. А у Скели - огромные "поставленные камни" - менгиры, возраст которых превышал 3 тысячи лет до нашей эры. 
   Затем путешественники вернулись в Бахчисарай. По дороге на Симферополь расположились купцы, мещане и поселяне, жившие вблизи города.  Путешественники направились к путевому дворцу (ул. Р. Люксембург, 15). Дворец этот был заложен 21 октября 1784 г. и был полностью готов к приезду гостей. Дом состоял из 20 комнат. При нем построена кухня (сзади), а по бокам несколько флигелей - из 15, 13, 7 и 8 комнат. Состоялся обед, на котором, кроме Екатерины и Иосифа, присутствовало 46 человек. В саду при дворце Екатерина посадила три шелковицы и кортеж двинулся дальше. В Карасубазар пролегала новая широкая дорога, пробитая с помощью солдат. На берегу речки Карасу был разбит обширный сад в английском стиле, а посреди его красовался великолепный дворец. Затем были еще поездки в Старый Крым, Судак и Феодосию. Потом через Перекоп вернулись на пройденный путь.

    Путешествие в Крым обошлось казне в 15 миллионов рублей, да еще около годового дохода Потемкина (а он составлял без малого 4 миллиона рублей), но экономическое, политическое, дипломатическое значение этого путешествия трудно переоценить. На Западе  узнали, какими источниками богатства и могущества располагает Россия. 
    Российская знать 
    С 1820-х годов Крым становится популярным местом отдыха российской знати и богатых людей империи. Активно идет строительство шикарных дач и резиденций для временного сезонного проживания. Дешевые земли, помощь в создании инфраструктуры (строительство дорог, водопровода, канализации и т.д.) способствуют привлечению в Крым состоятельного населения.  Летний отдых российская знать должна была использовать для поездки в Крым. Это было и модно, и патриотично, поскольку так поступал сам император. 
    Начало помещичьей колонизации пошло с более доступных районов – Судак (Паллас, Мордвинов), Байдары (Потемкин, Мордвинов). ЮБК стал осваиваться помещиками лишь с 20х гг 19 в  -первые имения губернатора Бороздина Кучук-Ламбат, дюка Ришелье в Гурзуфе и НБС – три оазиса Европы на краю азиатской земли.  
    Подлинное освоение ЮБК связано с именем князя Воронцова, который приобрел в 1820 г. имения Мартьян и Ай-Даниль - виноградники, купил имение Ришелье и в 1824 году начал обосновываться в Алупке, где через 15 лет вырос дворец.  После князя робко начали поддерживать другие вельможи. Одновременно с Алупкой возникло имение Кореиз княгини Голициной и имение Нарышкина в Мисхоре. В 1828 г Мальцев приобрел имение Симеиз и начал там хоздеятельность (во время поездки потерял обручальное кольцо и решил выкупить местность).  Имения строились исключительно для отдыха в отличие от родовых хозяйственных имений в глубинке России. Земля стала баснословно расти – в 1802 г – десятина земли стоила 30 рублей, уже в 1837 году 5000 руб за десятину. 
 
    Строились настоящие дворцы и роскошные парки. Князья Юсуповы – крупнейшие после царской семью землевладельцы России. Их имения – Коккозы, Кореиз – самое богатое и ухоженное в Крыму после императорского.  Крупным землевладельцем был Эмир Бухарский – один из богатейших людей мира. Он любил Крым и купил участок в Ялте где построил дворец в мавританском стиле. От Бороздиных перешло в князю Гагарину имение Кучук-Ламбат, где был построен дом в виде германского дворца. К родовой знати начали приближаться промышленники. В 1909 г в Мухалатке был построен дворец винного купца Кокорева, который не уступал по красоте Ливадийскому. Был взорван в 1941 году. Еще один образец непомещечьего владения – Форос чайного магната Кузнецова: обширное имение с парком, церковь на скале (1892 г).  
    Интеллигенция 
    С конца XIX — начала XX веков в массовом сознании Крым начинает ассоциироваться со многими звучными именами из числа российской интеллигенции, как бы подающей пример всем образованным слоям российского общества.  Интеллигенция внесла значимый вклад в освоение Крыма как рекреационного района. Дворцы представители российской интеллигенции не строили, но дачи покупали и самое главное — сами приезжали в Крым. Летом здесь можно было встретить многих известных писателей, художников, артистов столичных театров. 
 
    Регион стал восприниматься не только как центр привилегированного отдыха, но и как необыкновенно интересное место. В летнее время Ялта становилась аналогом американского Беверли-Хиллс: здесь можно воочию увидеть киноактеров и прочих всенародных героев. 
 
    Крым посещали не в одиночку, а именно группами пишущей, поющей, лицедействующей общественности. События широко освещалось в прессе и привлекло на Южный берег немало публики. Некоторые из известных интеллигентов жили в Крыму весьма продолжительное время. Не происходило концентрации известных людей лишь в каком-то одном месте Южного берега Крыма: они активно посещали разные его участки, благодаря чему складывалась специфика побережья. В некоторых местах собирались писатели и поэты, в других — художники, и так далее. Творческими мастерскими стали дачи Волошина, Чехова, Коровина, Куинджи. 
       Развитие путей сообщения 
    До середины 19 века  приезд в Крым был связан с многими сложностями. Обычно добирались плохими почтовыми дорогами (до Екатринослава на параходе по Днепру, затем трактами), либо до Одессы откуда раз в неделю в Крым ходил маленький теплоходик. Но к началу 1870-х гг путь в Крым был облегчен строительством  Лозово-Севастопольской железной дороги. В 1875 году полуостров был соединен с центром империи ж/д. В 1894 г –ж/д  протянули из Джанкоя до Феодосии и Керчи, еще через 20 лет первый поезд пришел в Евпаторию. 
   Пароходное сообщение. В 1856 г было учреждено Русское Общество пароходства и торговли (РОПИТ). Были открыты линии Одесса-Керчь с заходами в Евпаторию. Севастополь, Ялту и Феодосию. Пароходы ходили три раза в месяц. В 1880 г  - уже два еженедельных рейса. Основная проблема – отсутствие в Крыму портов и пристаней. Пароход подходил и с него плыли на яликах (шторм – не могли попасть на берег). В 1910 г – сообщение 5 раз в неделю. 
    Шоссейные дороги. Продвижение внутри полуострова  до конца 19 в – огромные проблемы. И только в 1824-1826 гг солдаты Козловского и нашембургского полков под руководством подполк. Шипилова построили дорогу через Ангарский перевал. Затем была проложена дорога до Севастопля и через Ай-Петри – инженер Шишко в конце 1870-х.; реконструкция дороги от Алушты до Судака.  Крым стал одним из самых обеспеченных дорогами регионов Империи. 
   Южнобережная железная дорога. С 90-х гг 19 века огромную популярность приобретает идея южнобережной железная дороги.  Три варианта: Севастополь-Ялта-Алушта; Симферополь-Алушта-Ялта; Сююрень-Ялта. Но идеи постоянно преследовал злой рок – то пропадали чертежи, то погибали инженеры, то государство тормозило принятие решения, потом началась война. 
     Развитие санаторно-курортного лечения в советский период 
    После национализации крымских курортов в течение долгого времени рекреация в Крыму развивалась преимущественно на унаследованной материально-технической базе и инфраструктуре. В Ливадии был открыт первый крестьянский санаторий, для учителей –в Карасане.  Одними из первых были построены корпуса санториев Восход в Феодосии, Курпаты, Долоссы, Сосняк,  Золотой пляж. В декрете о развитии курортов, подписанном Лениным в декабре 1920 год уже к январю 1921 года предполагалось открыть 5000 коек в санаториях, а весной – 25000 коек. Достичь же таких показателей удалось лишь к началу 30-х годов. В 1935 году емкость рекреационных учреждений Крыма составляла 43,6 тыс. мест, из них 26,2 тыс. мест размещались на ЮБК. В Ялте в этот момент проживало 25,8 тыс. жителей, причем половина занятого населения города работала в санаториях и других учреждениях отдыха. В 1935 году была разработана первая схема районной планировки ЮБК, ставшая на многие годы определяющим документом развития курортов. В этой схеме предлагалось создание единого города-курорта на ЮБК с населением 150000 жителей и вместимостью рекреационных учреждений, в основном санаторно-курортных, на 50000 мест. 
    Война остановила развитие курортов Крыма. После Победы настал этап восстановления курортов. Реконструируются дороги, вокзалы, строятся новые здравницы. В 60-70 гг. наступает туристский взрыв в Крыму. 
 В течение всего советского периода наблюдался постоянный рост вместимости сети учреждений лечения и отдыха и числа людей, лечившихся и отдыхавших в Крыму: в 1929 году – 110000, в 1953 году – 700000, в 1968 году – 4000000, в 1974 году – 6,5 млн., в 80-х годах – 7-8 млн. чел. Рекреационное хозяйство Крыма к началу 90-х годов включало около 700 учреждений лечения и отдыха с 177 тыс. мест, в том числе 75 тыс. круглогодичного функционирования.

Детские курорты в советское время.  
    Подлинное развитие системы детских курортов началось после издания декретов Советского правительства: «О лечебных местностях общегосударственного значения» от 20 марта 1919 г., «Об использовании Крыма для лечения трудящихся» от 21 декабря 1920 г., по которым все лечебные местности и курорты перешли в собственность Украинской республики для использования их с лечебной целью]. 
24 января 1922 г. вышло Постановление Совета Народных Комиссаров о бесплатном лечении некоторых категорий трудящихся и детей на курортах общесоюзного значения. В Украине начинает разворачиваться организованное курортное лечение детей. В 1928 г. в Евпатории открывается первый туберкулезный детский санаторий им. 10-летия Октября. 
  С 30-х годов начинают активно развиваться санатории для лечения больных ревматизмом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, (в Крыму санаторий «Мать и дитя», сана¬торий общетерапевтического профиля «Пионер»). Большое внимание уделяется также строительству спортивно-оздоровительных лагерей - в 1925 г. на Южном берегу Крыма недалеко от Гурзуфа начал функционировать «Артек». 
   Война нанесла огромный ущерб детским курортам. В Крыму убытки исчислялись более чем 14 млрд. рублей. Были разрушены все санатории Евпатории. Восстановление детских здравниц началось сразу же после освобождения Украины и к 1947 г. оно было прак¬тически завершено. Одновременно шло строительство но¬вых, более комфортабельных и усовершенствованных санаториев. Только в одной Евпатории в 1973 г. насчитывалось 18 детских санаториев и домов отдыха, 26 пионерских лагерей, туристская база, в общей сложности это составляло около 30 000 мест - в четыре раза больше, чем до войны. 
 
    В 80-ые годы происходит расширение сети детских больниц и санаториев, профсоюзных санаториев и пансионатов для лечения родителей с детьми, специализированных круглогодичных санаторных пионерских лагерей и насчитывало свыше 75000 коек. Начиная с 90-х годов, детские курорты Украины переживают продолжительный кризис, затронувший все санаторно-курортные предприятия, причем в большей степени в виду отсутствия средств на их содержание у ведомств, на балансах которых они были закреплены. Нерешенные вопросы собственности значительно усложняют управление детскими здравницами. 
Советское время 
    Крымско-Кавказский горный клуб просуществовал до 1917 года.  И только в 1923 году возобновляет свою работу Российское общество туристов (РОТ), а в Ялте открываются частные экскурсбюро. В 1923-25 гг активизируется туристская работа профсоюзов ,создается Бюро рабочих экскурсий в Симферополе и  Бюро экскурсий при Политсовете в Севастополе.  В это время в Крыму получает развитие автомобиль и организуется АО «Крым-курсо» с 57 автобусами и 31 легковым авто. 
    В 1928 г было при Наркомпросе РСФСР создано АО «Советский турист», которое окончательно вытеснило частные туристские конторы.  «Совтур» использовал в Крыму 5 комбинированных авто-пешеходно-морских маршрутов. Общество имело свои «дома туристов» в Краснолесье, Соколином, на Ай-Петри, арендовало гостиницы во всех городах Крыма.  Но в этот же год появилось Общество пролетарского туризма (ОПТ) как противовес коммерческой структуре «Совтура», которое игнорировало работу с местным населением и не признавало самодеятельный туризм. Общество стало учреждать секции туризма на заводах и фабриках, в учебных заведениях и частях Красной армии. В марте 1930 г произошло слияние этих двух организаций в Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), которое имело накануне войны 12 домов туриста, использовало 10 всесоюзных маршрутов продолжительностью от 10 до 21 дня и 22 местных маршрута рассчитанных на 1-5 дней. туристский сезон длился с мая по ноябрь. 
   В годы войны турбазы были сильно разрушены, но уже в 1946 г турбаза в Ялте приняла первых туристов. В 1962 г создается Крымский областной  совет по туризму и экскурсиям, который стал монополистом в сфере туризма вплоть до развала СССР. Совет располагал 18 турбазами и многочисленными турприютами, по Крыму было проложено 56 пешеходных и 400 экскурсионных маршрутов, по которым проходило ежегодно около 300 000 плановых туристов и 9 млн. экскурсантов.

Крымский  горный клуб 
    В конце 90х гг  в Ялте возник "Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор". Одним из первых, кто организовал туристскую поездку в Крым еще в 1876 году, был профессор геологии Новороссийского университета Н.А. Головкинский.  Сам университет находился в Одессе, и профессор пригласил в поездку 25 студентов. Он договорился о бесплатном проезде своих подопечных на пароходе Русского общества пароходства и торговли из Одессы в Крым и обратно. Эта первая экскурсия в Крым была полна курьезных случаев. Вот запись одного из участников: "Наше появление на юте парохода в оригинальных дорожных костюмах сначала произвело некоторую панику среди первоклассных пассажиров. Одеты мы были в большинстве в блузы, в высоких сапогах, с молотками, кинжалами, сумками и фляжками через плечо, в самых разнообразных шляпах и фуражках. Но пароходная публика скоро присмотрелась к нам и увидела, что мы совсем не так страшны, как показалось поначалу". 
   Столь же настороженно встретили экскурсантов в Ялте: "Не могу не отметить замешательства и паники, какие произвели мы на мирных обывателей Ялты, не предупрежденных о нашем появлении на улицах города. Мы представляли собою такую картину: впереди на белой лошади ехал верхом Н.А. Головкинский, человек пожилой, весьма представительней наружности; за ним шла группа экскурсантов, в оригинальных костюмах, что придавало вид по меньшей мере каких-то повстанцев; позади татары-проводники с вьючными лошадьми». 
    Позднее, в 1890 году, в Одессе возникает Крымский горный клуб,  который стал первой в российской империей туристической организацией, первым турклубом и первой турфирмой с широким комплексом услуг.   С 1891 по 1915 год издается журнал "Записки Крымского горного клуба", в котором публикуются отчеты экспедиций, описываются маршруты путешествий и экскурсий. 
     Учредителями и первыми членами Крымского горного клуба были ученые, врачи, юристы, известные исследователи Крыма. Уже в первые годы клуб насчитывал около 400 членов. 
     В уставе клуба говорилось о целях его деятельности: 
     Научное исследование Таврических (Крымских) гор и распространение собираемых о них сведений. 
  Поощрение к посещению и исследованию этих гор и облегчение пребывания в них естествоиспытателям и художникам, отправляющимся в горы с научной или артистической целью. 
         Поддержка местных отраслей сельского хозяйства, садоводства и мелкой горной промышленности. 
         Охрана редких горных видов растении и животных. 
 
    Свою деятельность клуб начинал с организации экскурсии девятнадцати членов в Крым в апреле 1891 года. Экскурсанты посетили Севастополь и ознакомились в районе между Севастополем и Гурзуфом с археологическими раскопками в Херсонесе древним Инкерманским монастырем, высеченным в известняках. дворцом в Алупке, Айтодорским маяком, Никитским садом и многими другими достопримечательностями Крыма. Во время этой восьмидневной экскурсии членами клуба были собраны геологические, почвенные, ботанические и энтомологические коллекции, которые должны были послужить основой при создании музея Крымского горного клуба. Кроме того, в семи пунктах экскурсанты исследовали воздух. Но для истории туризма значение данной экскурсии в том, что за время ее проведения были созданы два отделения Крымского горного клуба, в Севастополе и Ялте. 
   С первого же года Крымский горный клуб приступил к собиранию данных по геологии, географии, флоре, фауне, этнографии, археологии и истории Крыма и поставил задачу  издавать эти материалы с целью популяризации Крыма как туристского района России. 
   Основу деятельности отделений клуба составляла организация экскурсий. Правление начало с экскурсий в Крым как для своих членов, так и для всех желающих совершить эти путешествия. Постепенно оно расширило географию поездок и в 1910-е годы большое внимание начало уделять экскурсиям на Кавказ, особенно в район Красной Поляны и Военно-Грузинской дороги. А в 1913 году экскурсионная секция подготовила многодневные маршруты по Крыму, Кавказу, Уралу, к Днепровским порогам. Продолжительность некоторых маршрутов достигала 40 дней. Севастопольское отделение ограничило свою деятельность в основном близлежащими районами Крыма и проводило экскурсии в Балаклаву, Херсонес, Инкерман. 
    Ялтинским отделением было создано несколько троп для облегчения пешеходных экскурсий в горы. Первой в 1899 году появилась Штангеевская тропа, которая от водопада Учан-Су вела на хребет Яйлы. По всей тропе имелись знаки и надписи на камнях, указывавшие пройденное расстояние и дальнейшее направление движения. Эта первая туристская тропа в России стала прообразом сегодняшних туристских троп.  Вслед за Штангеевской появилась Боткинская тропа. Эта удобная и интересная для прогулок туристов тропа вела к водопаду Яузлар. По всему пути Боткинской тропы были установлены указатели движения и скамейки для отдыха. 
 
    Все туристские тропы находились под пристальным наблюдением членов Ялтинского отделения Крымско-Кавказского горного клуба. Они постоянно расчищались, приводились в порядок на его средства. 
   Кроме троп для удобства, путешествующих по Крымским горам был создан на Чатырдаге первый в России туристский приют, которым могли пользоваться как члены Крымско-Кавказского горного клуба, так и все остальные любители походов. Чатырдагский приют располагался вблизи пещер Бинь-Башхоба и Суук-хоба, в нем останавливались в основном те, кто собирался посетить эти пещеры. В "Записках Крымского горного клуба" давалось описание возможных услуг: 
   "Сторож приюта обязан был оказывать возможную помощь и услуги всем, кто пожелает воспользоваться приютом. По требованию посетителей он должен поставить самовар, дать посуду, или поставить чай или кофе стаканами, подать, по возможности, молоко, яйца, зажарить шашлык (если путешественник добудет барана от соседних пастухов). Он обязан проводить в пещеры, дать, сколько потребуют, свечей. В случае холода, ночующие могут потребовать, чтобы он разложил в камине огонь. Если найдутся у сторожа какие-либо другие предметы, нужные посетителям, как-то: кошма, подушка, одеяло или какие-нибудь съестные припасы, он может предлагать их желающим. За исполнение всех требований и за услуги сторож получает плату по таксе, утвержденной Правлением на тот или другой срок". 
   Год от года экскурсионная деятельность Ялтинского отделения набирала силу. Начав с организации экскурсий для нескольких десятков своих членов, уже в 1896 году оно провело 181 экскурсию для 1491 человека, а в 1912 году число экскурсий достигло 645, а их участников - 15 229 человек. Всего за время своего существования оно обслужило свыше 120 000 человек. 
   Широкая популяризация экскурсий, которая проводилась путем рассылки плакатов и брошюр с их описанием в учебные заведения, различные учреждения Москвы, Петербурга и других крупных городов России, публикации рекламных сообщений об экскурсиях в ялтинской газете, еженедельного вывешивания объявлений с расписанием экскурсий в гостиницах, пансионатах, купальнях, водолечебницах Ялты, принесла свои плоды. Понимая, что для дальнейшего развития экскурсионного дела необходимо большое число подготовленных экскурсоводов, Правление клуба начало с 1902 года подготовку руководителей экскурсий из числа школьных учителей. В июне 1902 года состоялась первая педагогическая экскурсия в Крым учителей Одесского учебного округа.

Информация о работе История развития туризма в Крыму