Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:07, контрольная работа
Целью работы является анализ основных принципов школы человеческих отношений. На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
1) изучить зарождение теории человеческих отношений в менеджменте, выявить ее основные отличия от классической теории;
2) проанализировать основные принципы теории человеческих отношений;
3) выявить применение принципов и методов теории человеческих отношений в концепциях современного менеджмента
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Зарождение и развитие теории человеческих отношений
и ее основные представители 5
Глава 2. Сущностные характеристики теории человеческих
отношений 8
Глава 3. Отражение основных положений теории человеческих
отношений в концепциях современного менеджмента 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список использованной литературы 19
ТвГТУ
по дисциплине: «История менеджмента»
Выполнила студентка группы МРК 113-12 курс 1 специальность Направление МРК (Менеджмент) Карелина Анастасия Игоревна Регистрационный номер 12047 Проверил ______________________________ (фамилия, инициалы преподавателя) Результат проверки ____________________________ (зачтено, не зачтено) "___" _____ 2013 г. _______________________ (подпись преподавателя) |
Торжок 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Зарождение и развитие теории человеческих отношений
и ее основные представители 5
Глава 2. Сущностные характеристики теории человеческих
отношений 8
Глава 3. Отражение основных положений теории человеческих
отношений в концепциях современного менеджмента 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список использованной литературы 19
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент сегодня
составляет основу
Оптимальное управление
организацией позволяет
Возникновение школ
«человеческих отношений» и «
Целью работы является
анализ основных принципов
1) изучить зарождение
теории человеческих отношений
в менеджменте, выявить ее
2) проанализировать основные принципы теории человеческих отношений;
3) выявить применение
принципов и методов теории
человеческих отношений в
Глава 1. Зарождение и развитие теории человеческих отношений и ее основные представители
В 30 — 50-х гг. ХХ в. на Западе получила распространение «неоклассическая» школа, или «школа человеческих отношений». Ее отличительной чертой является перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми. При этом подверглась критике концепция «экономического человека», которая считала главным стимулом человеческой деятельности материальную заинтересованность. Представители школы человеческих отношений настаивали на необходимости анализа психологической деятельности индивида и выдвинули положение о том, что «человек — главный объект внимания».
Часто возникновение
школы человеческих отношений
связывают с именем профессора
Школы бизнеса Гарвардского
Мюнстерберг был одним из основателей психотехники (отбор кадров, их совместимость, тестирование способностей). Он провел массу экспериментов и создал множество психологических тестов, с помощью которых изучал способности и склонности испытуемых к различным профессиям, должностям, совместимость работников друг с другом, проблемы утомляемости, несчастных случаев на производстве. Мюнстерберг первым осознал важность гуманизации процесса управления, так как менеджер обязан управлять прежде всего людьми, а не машинами и не сводить людей к придаткам машин.
Большой интерес
к исследованиям
Мысль Фолетт была новой для своего времени. Советы Фоллет широко использовали в своей работе бизнесмены, ранее увлеченные идеями Тейлора. Заслугой Мэри является пионерская попытка совместить три школы в менеджменте: научного управления, административную школу и школу человеческих отношений. Фоллет определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Она считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими и быть лидером, признанным ими, а не назначенным вышестоящими органами.
Хотя Фоллет жила и работала во времена классического менеджмента, ее работы отличает бихевиористский и даже системный подход в управлении. В отличие от Тейлора, Фоллет придавала большое значение согласованности в действиях всех административных единиц. «Интеграционное единство» подразумевает создание целостной организационной структуры, где каждый составной элемент ориентирован на общую цель.
Я считаю наиболее важной выдвинутую Фоллет концепцию «власть вместе с», а не «власть над», что подразумевает подлинное участие всех работников в деятельности организации в соответствии с их возможностями. При этом им выделяется столько власти, сколько необходимо для выполнения работы. Таким образом, власть, по мнению Фоллет, становится совместной акцией, а не деятельностью меньшинства по принуждению большинства к исполнению решений, принятых без их участия и вместо них.
Само участие работников в управлении М. Фоллет и другие представители школы человеческих отношений, как и многие современные теоретики менеджмента, считают важнейшим мотивационным фактором.
Глава 2. Сущностные характеристики теории человеческих отношений
Особая заслуга в
создании теории и практики
человеческих отношений,
К началу опытов
положение на заводе «Вестерн
электрик» было напряженным:
Тогда группе
работниц, состоявшей из 6 сборщиц
реле, с их согласия выделили
отдельную комнату, оснащенную
приборами для измерения
После 2,5 лет,
в течение которых длился этот
эксперимент,
Хоторнский эксперимент ознаменовал новый этап в развитии науки управления производством, в развитии менеджмента». Было признано, что производительность труда работника зависит не только от технических факторов, но и от взаимоотношений в коллективе. Было осознано, что успешное управление возможно лишь при учете социального и психологического факторов. Исходя из этого, некоторые авторы пришли к выводам, отвергавшим существенные положения тейлоризма. Например, сторонники концепции человеческих отношений доказывали, что точное разделение труда, делегирование ответственности невозможно, не нужно и даже вредно.
Правильнее, по-моему,
признать, что между работницами
возникли особые отношения,
Э. Мэйо призывал активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы, самым сильным из которых, по его мнению, является стремление человека к постоянной связи со своими товарищами по работе. Искусство общения с людьми, как отмечал Мэйо, должно стать главным критерием отбора администраторов, особенно на низших ступенях управления, начиная с мастера. Соответственно нужно изменить и подготовку управляющих, администраторов в высших учебных заведениях. Эта задача актуальна и в наши дни, поскольку большинство менеджеров в нашей стране имеют техническое образование и явно недооценивают значение психологических факторов в деятельности организации. Характерно высказывание крупного японского менеджера Акио Мориты: «Многие иностранцы, посещая нашу фирму, удивляются, как мы, используя ту же технологию, то же оборудование и то же сырье, что и в Европе и США, добиваемся более высокого уровня качества. Они не понимают, что качество дают не станки, а люди».
Глава 3. Отражение основных положений теории человеческих отношений в концепциях современного менеджмента
Исходя из основных
принципов школы человеческих
отношений, в наши дни
Информация о работе Итоги развития школы человеческих отношений