Карьера женщины в современной российской организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: социологический анализ статуса и карьеры женщины в современной российской организации.
Задачи исследования:
1) выявление отличий мужского и женского стилей руководства;
2) анализ восприятия руководителя мужчинами и женщинами;
3) выявление особенностей женского стиля мышления;
4) выявление возможностей реализации трудового потенциала женщин и рассмотрение возможностей стать руководителем;
5) анализ сложностей на работе и дома;
6) выявление особенностей женского стиля управления.

Вложенные файлы: 1 файл

karera_genshchini_v_sovremennoy_organizatsii.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)


 

Введение

 

 

Современная женщина в нашем мире становятся всё более и более самостоятельными тем самым, сдвигая мужчин на второй план, занимают очередь вместе с ними на социальной ступени, изменяя своим стереотипам, которые были восприняты ею с детства. Но если женщина решила подняться по социальной лестнице, то она должна приготовиться к освоению чужой территории. И чем выше она будет подниматься, тем меньше вокруг неё будет представительниц слабого пола. Тем самым для более высокого уровня женщине необходимо изучить правила делового поведения в мире мужчин. Участие женщины в бизнесе в развитых странах явление привычное и не вызывает удивления в деловом мире и обществе. Скорее вызывает уважение тот факт, что женщины проявляют недюжинные способности и деловые качества.

Количество литературы, посвященной  анализу данной проблемы в феминистских работах просто огромно. В основном это работы, посвященные описанию борьбы со стереотипами, с которыми столкнулись женщины в США  и Западной Европе, решив сделать  карьеру в бизнесе. Например, активно обсуждался вопрос, а стоит ли вообще женщине заниматься бизнесом, не лишает ли ее это занятие женственности.

В России принцип равноправия и  равных возможностей закреплен в  п.З. ст. 19 Конституции РФ: «Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». К сожалению, это положение зачастую не подкреплено практикой: сегодня неравенство проявляется и в занятости женщин, и в оплате их труда, и в управлении делами отдельных организаций и государства в целом.

Данная область исследований является столь обширной и разнообразной, что некоторые теоретические  и практические вопросы еще не получили достаточно полного освещения. Больше всего хотелось бы понять: верно  ли утверждение, что бизнес — это  мужской мир и женщина, вошедшая туда на первых ролях, обязательно должна жертвовать чем-то важным? Может ли она быть хорошей женой, хозяйкой дома, матерью и одновременно руководителем? Сохраняется ли семья, если традиционные роли мужа и жены начинают меняться, если рабочий день длится слишком долго и времени на личное не остается совсем? Смогут ли современные женщины вынести на своих плечах все тяготы управления организацией? Стоит ли женщине подражать мужчине в решении вопросов управления персоналом? Имеет ли женский стиль управления свои особенности? Что мешает женщине реализовываться в сфере лидерства и управления? Каков портрет женщины-руководителя XXI века? Все эти вопросы для нашей страны являются сегодня актуальными, поскольку многие из них остаются без ответа в плане их теоретической и практической проработки.

Цель исследования: социологический анализ статуса и карьеры женщины в современной российской организации.

Задачи исследования:

1)  выявление отличий мужского и женского стилей руководства;

2)  анализ восприятия руководителя мужчинами и женщинами;

3) выявление особенностей женского стиля мышления;

4)  выявление возможностей реализации трудового потенциала женщин и рассмотрение возможностей стать руководителем;

5)  анализ сложностей на работе и дома;

6) выявление особенностей женского стиля управления.

Объект исследования: женщина как социально-демографическая группа современного российского общества.

Предмет исследования: статус и карьера женщины в различных сферах современного российского общества.

Методы исследования: изучение предмета и объекта исследования на основе анализа специальной литературы.

 

Цель данной курсовой работы состоит в анализе положительных и отрицательных сторон участия женщины в бизнесе. Задача курсовой работы  – охарактеризовать женщину руководителя.

 

 

 

Глава 1. Деловой образ женщины

 

1.1 Портрет идеальной «леди-босс»

 

 

Его нарисовали М. Хенинг и  А. Жарден.

Это яркая личность, она  женственна, не жестока и не холодна, интеллектуально и физически активна, решения принимает сама, но прекрасно улавливает настроения других; ей несвойственна мелочная опека подчиненных. Она готова рисковать, целеустремлённа, уверенна в себе, достойно реагирует на критику, замечания и даже оскорбления. Умеет оперативно переключаться с одной социальной роли («руководитель, деловая женщина») на другую («дочь, мать, жена»), уверенна в понимании, поддержке и помощи со стороны мужа и детей .

И ещё одно немаловажное условие, а может быть, и самое важное: проблема наиболее полной реализации своих способностей в достижении жизненных целей может быть решена только совместными усилиями с мужчинами. Женщина - лидер зачастую демонстративно игнорирует и даже противостоит возможному сотрудничеству с мужчинами, подсознательно обретая свою территорию от соперника противоположного пола, тем более что ранее эта территория принадлежала ему. Это заведомо бесперспективный ход, путём которого женщина - лидер лишает себя «опыта предыдущего поколения», что неверно по сути.

Врождённые качества - необходимое, но недостаточное условие для настоящего лидера.

Ещё совет: вместо того, чтобы подолгу мусолить проблему, подолгу анализировать её, надо смотреть в будущее, думать, как избежать повторения ошибки в дальнейшем. Не надо также бояться говорить с человеком прямо: любой откровенный разговор только прибавит вам очков. Быть руководителем в России - двойная ответственность. К сожалению, культура отношений между начальником и подчинённым здесь, мягко говоря, отличается от западной модели.

 

1.2 Образ деловой женщины

 

 

Деловой женщине занимающейся собственным бизнесом, как правило, присуще следующие личные качества и характеристики. Женщины, как правило, от природы скрупулезно и дотошно умеют считать деньги. Если необходимо исследовать положение фирмы на рынке, женщины успешно справляются и с этим. Усидчивость и скрупулезность, целенаправленность и аккуратность, внимательность женщин в работе известны всем. Сообразительность и гибкость мышления, способность к анализу и оценкам, готовность к принятию решений, коммуникабельность и социальная компетентность - вот те качества, которые присуще женщине и которые необходимы ей как предпринимателю и менеджеру.

Успеху женщин в предпринимательстве  и бизнесе, прежде всего, способствует их умение превращать «надо» в «хочу». «Хочу» - является олицетворением свободы в делах, мыслях, судьбе. Превращение «надо» в «хочу» помогает женщинам успешно разрешить еще одну немаловажную задачу: это проблема «долгого ящика», преодоление соблазна отложить «на потом».

Отношение к деньгам  это всегда являлось соблазном в бизнесе, как для мужчин так и для женщин так как деньги дают: власть, силу, славу, успех, благополучие и умение пользоваться ими присуще каждому человеку индивидуально, даже самый богатый, обладает лишь некоторым количеством денег. Способность чувствовать себя уютно в такой реальности обуславливает психологический покой деловой женщины, давая возможность инвестировать средства в развитие общества, в добрые дела, природа денег такова, что они требуют от человека твердой позиции по отношению к себе.

Чрезвычайно важно для достижения длительного успеха в бизнесе быть уверенным в том, что деньги зарабатываются честными способами, а реализуемый бизнес несет добро людям. Соблюдение этих условий позволяет деловым женщинам быть в ладу с собой, а деньги будут им в радость. Хорошие дела не остаются незамеченными обществом, повышают имидж, привлекают клиентов, обеспечивают коммерческий успех предпринимательской деятельности.

Законы поведения в деловом мире существенно жестки, причиной этого является партнеры решающие, можно ли с этим деловым человеком или фирмой заключать сделку. Хорошая ориентация в этике и протоколе деловых партнерских взаимоотношений необходима деловой женщине. Это обеспечит эффективное и надежное осуществление коммерческих идей. Соблюдение протокола свидетельствует об уважение партнерами друг друга. Например, точность - признак серьезного отношения к делу, обязательности. Опоздать на встречу на 10 - 15 минут еще допустимо, но более длительное опоздание считается грубой невежливостью.

Деловой этикет - это компас поведения деловой женщины, показывающий, как вести себя и как поступать в каждой конкретной ситуации, в соответствии со служебным и общественным положением участников общения. Деловому этикету присуще свои особенности, отличающие его от общественного этикета. Так, например, в деловом этикете иные правила, отношения к женщине. В соответствии с деловым этикетом первым входит в помещение для переговоров и выходит из него старший по чину; на почетное место в машине - задние правое сидение - садится глава делегации. Здесь, различия в статусе женщин и мужчин отступает на второй план, а все определяется рангом участника. В деловой обстановке мужчина не обязан подавать женщине руку, когда она выходит из машины.

 

1.3. Значение имиджа

 

 

Ни для кого не секрет, что в мире деловых людей чрезвычайно высоко ценится серьезное отношение к своему имиджу и к поддержанию благоприятного имиджа своей фирмы. И это не удивительно, ведь одними из важнейших составляющих бизнеса являются межличностные контакты. Успех же общения напрямую зависит от умения людей подать себя и оставить хорошее впечатление.

Можно знать наизусть все книги Дейла Карнеги, однако пятно на юбке или слишком яркая  губная помада сведут на нет все  попытки воздействовать на делового партнера. Можно быть семи пядей во лбу и очень хорошо разбираться в предмете своего дела, однако очаровательные кудряшки станут камнем преткновения на пути вверх по служебной лестнице. В то время как знание и применение хотя бы основных законов бизнеса, имиджа и делового этикета, способны превратить женщину в истинную бизнес-леди (конечно, при наличии у неё известной доли деловой хватки).

Итак, что такое имидж? Оставив в стороне все сложные социопсихологические и философские концепции и определения, его можно разложить на вполне конкретные составляющие. Это - одежда, прическа, макияж, походка, манеры, речь, место работы, квартира, машина, дача, муж, дети, домашние животные, привычки, вкусовые пристрастия, отношение к алкоголю, литературные предпочтения (или отсутствие таковых), любовь к искусству и т.д. - все это работает на ваш имидж. От одного этого перечисления голова может пойти кругом и может возникнуть впечатление, что ни одной женщине со всем этим не справиться. Однако не стоит опускать руки и возлагать надежды на имиджмейкера (впрочем, если позволяют финансовые возможности, то почему бы и нет?). Женщине присуще природное чутье (интуиция, шестое чувство) как нужно выглядеть и вести себя. В этом у неё огромное преимущество перед представителями сильного пола.

Одним из кирпичиков здания имиджа является одежда. Мы привыкли акцентировать внимание на второй части расхожего выражения: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Конечно, отчасти это верно. Но зачем дожидаться, пока партнеры и собеседники оценят все тонкости блестящего ума? Не лучше ли сразу предъявить им визитную карточку своей серьезности и респектабельности? Ведь первое благоприятное впечатление будет только способствовать оценке способностей по достоинству. Кроме того, стиль одежды женщины может повлиять на отношение к ней начальства и на то, выполнение каких поручений будет ей доверено. Конечно, мужчинам (в силу присущей им консервативности) гораздо проще постоянно носить некую бизнес-униформу. Для женщин же одежда - это, прежде всего, способ самовыражения. И хотя им и приходится принимать правила коллектива, иногда возникает потребность выделиться, и непременно в чем-то оранжевом или лиловом. Однако нелишнее помнить, что в начальственную голову при этом может закрасться следующая мысль: «А могу ли я доверить важного клиента вон той в цветочек?»

В общем, работая в  солидной фирме или желая занять в ней вакантное местечко –  лучше одеваться так, чтоб не шокировать окружающих и не оскорблять своим  видом имиджа фирмы. Всяческие  «последние писки моды» способны лишь вызвать недоумение среди сотрудников (и это в лучшем случае). А вот беспроигрышным вариантом всегда была и остается классика. Пара-тройка безупречных костюмов, несколько элегантных, но строгих блузок и классические туфли - этого почти достаточно для создания нужного образа. Очень важно овладеть искусством, подбирать элементы одежды и аксессуары. С помощью этого можно создавать самые различные композиции, побеждая однообразие.

Никакого эффекта от самой что ни на есть респектабельной  одежды не будет, если нет прически. При этом деловой женщине вовсе не обязательно демонстрировать всю красоту своих волос, распуская их по плечам или накручивая сногсшибательные локоны. Правила этикета делового мира предписывают женщине иметь не короткую стрижку и не сложную прическу, а волосы средней длины (не ниже линии плеч). Цвет волос нужно выбирать в зависимости от целей и намерений. Безусловно, красные, фиолетовые и им подобные оттенки будут играть только против. Зато известно, что женщина-руководитель с темными волосами невольно вызывает уважение к себе, белокурые же пользуются популярностью и благожелательным отношением со стороны подчиненных.

Правильно выполненный  и соответствующий случаю макияж может не только подчеркнуть природное  обаяние, но и стать одним из факторов успешной карьеры. И, напротив, появившись однажды в офисе с лицом а ля «женщина-вамп», существует риск нарваться на нелицеприятные замечания.

Стоит ли повторять прописную  истину, что ни одежда, ни прическа, ни макияж не сделают женщину респектабельной, если она не может отучить себя грызть ногти или шмыгать носом. Вспоминается героиня Одри Хэпберн: хорошие манеры превратили уличную девчонку в настоящую леди! Походка, мимика и жесты точно так же поддаются изменениям, как одежда или прическа.

И, наконец: все компоненты выбранного имиджа только тогда сочетаются друг с другом и воспринимаются естественно, когда они одухотворены собственно внутренним содержанием. И если стремление к успеху является искренним и подкрепляется ежедневным трудом, то женщине вряд ли придется насиловать себя, привыкая к новому имиджу. Просто на определенном этапе своей карьеры она поймет, что уже является той самой бизнес-леди, образ которой так долго будоражил её сознание.

 

1.4 Характерные психологические черты женщины

 

 

В проведённых  Научным центом исследованиях, опрошенные женщины отметили, что работа позволяет им проявлять творчество, инициативу, вызывает уважительное отношение со стороны знакомых, друзей, родственников. Но эти престижные последние моменты имеют малое значение. Настораживает и даёт пищу для размышлений тот факт, что для женщин мотивы труда являются как бы внешними, труд в меньшей степени является самоценностью.

Информация о работе Карьера женщины в современной российской организации