Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 07:25, контрольная работа
Эффективные коммуникации являются необходимым условием достижения цели организации, выполнения основных функций управления. Например, для разработки миссии организации необходима информация о потенциальных потребителях продукции и услуг, конкурентах, поставщиках. Для принятия решений о миссии, стратегии осуществляется обмен информацией с другими организациями - исследовательскими, консультационными, контролирующими и т.д. Не менее важным для осуществления функций управления является обмен информацией внутри организации. Поэтому руководители основную часть своего времени тратят на коммуникации.
Введение 3
1. Суть коммуникаций, их общая характеристика и роль в деятельности менеджера 4
2. Роль коммуникации в менеджменте 6
Заключение 13
Список используемой литературы 15
Коммуникации в системе менеджмента
Оглавление
По крайней мере, 80% рабочего времени менеджеры тратят на общение с другими людьми. 48 минут в час они проводят на встречах, в разговорах по телефону и просто в неформальных разговорах в коридорах. Остальные 20% времени типичного менеджера уходит на работу за столом, большая часть из которой представляет собой те же коммуникации, только в виде чтения или письма.
Коммуникации – процесс, в ходе которого два человека или более обмениваются и осознают получаемую информацию, цель которого состоит в мотивировании определенного поведения или воздействия на него.
Участниками этого процесса являются отправитель и получатель.
Эффективные коммуникации являются необходимым условием достижения цели организации, выполнения основных функций управления. Например, для разработки миссии организации необходима информация о потенциальных потребителях продукции и услуг, конкурентах, поставщиках. Для принятия решений о миссии, стратегии осуществляется обмен информацией с другими организациями - исследовательскими, консультационными, контролирующими и т.д. Не менее важным для осуществления функций управления является обмен информацией внутри организации. Поэтому руководители основную часть своего времени тратят на коммуникации.
Коммуникации (от англ. communicate - сообщать, передавать) - понятие, используемое в менеджменте и социальной психологии в двух значениях: для характеристики структуры деловых и межличностных связей и для обмена информацией в человеческом общении вообще.
Коммуникации служат жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей, без чего немыслим процесс труда, профессиональная и управленческая деятельность, прогресс личности. Не обладающий даром коммуникации менеджер подобен певцу без голоса. На первый взгляд, у него есть все необходимое, чтобы стать истинным лидером: ум и профессиональные знания, организаторский талант и добросовестность, - а люди, тем не менее, не хотят работать под его началом. Оказывается, ему недостает умения проникнуться интересами подчиненных коллег, поставить себя на их место и увидеть проблемы их глазами, распознать слабые и сильные стороны каждого из них и находить с ним общий язык.
Между тем должность руководителя по сути своей подразумевает постоянное общение с людьми различного возраста, пола, характера и далеко не одинаковых интересов. Неизбежность личных контактов с ними следует из отношений субординации, поскольку всякое управленческое воздействие передается сверху вниз через непосредственных подчиненных, по горизонтали - через коллег, и от них же по каналам обратной связи менеджер получает информацию о последствиях этих воздействий.
При всех условиях важно четкое понимание того, что умение вступать в контакты - не менее значимый элемент профессиональной деятельности менеджера, чем специальные знания и навыки работы. Во многих случаях такое умение составляет решающую предпосылку успешной управленческой деятельности.
В процессе коммуникаций менеджер заинтересовывает своих подчиненных или коллег в творческом сотрудничестве, способствует формированию в группе морально-психологического настроя, ориентированного на повышение производительности труда, преодоление проявлений бюрократизма и привлечение работников к активному участию в управлении. Тем самым качество коммуникации менеджера естественным образом сказывается на конечных результатах труда группы.
Еще один аспект коммуникации: умение менеджера общаться предопределяет его возможности на только на административную власть, но и на неформальные отношения. Верно, что люди становятся лидерами не только в силу определенных свойств личности, но и благодаря различным ситуационным факторам. И все же наиболее совершенным справедливо признается лидерство, ориентированное на достижение общих целей путем использования творческого потенциала внутригрупповых взаимоотношений и базирующееся на правильно понимаемых мотивах деятельности, определяющих поведение людей в различных ситуациях.
Значимость коммуникации менеджера с очевидностью возрастает по мере усиления роли человеческого фактора, ужесточения требований к работникам управления, расширения потребности в принятии нестандартных решений в условиях недостаточности информации, повышения ответственности каждого за исполнение возложенных на него функций.
Коммуникация приобретает все
большее значение в удовлетворении
социальных потребностей работников,
а через это и для
Сейчас больше, чем когда-либо в прошлом, способность к коммуникации повсеместно признается важнейшей составляющей стиля руководства.
Необходимо отметить тот факт, что коммуникация - это своего рода искусство, для овладения которым нужны, помимо знаний и опыта, определенные природные задатки. Здесь недостаточно одного ума - нужна еще мудрость. Присущий нашему времени все проникающий рационализм и быстрые решения не отрицают, а, напротив, стимулируют интерес к личности, отличающейся высоким интеллектом и многообразными ценностными ориентирами, в общении с которой приходится проявлять мудрость.
Исходя из этих рассуждений, коммуникацию
можно определить как процесс
обеспечения взаимопонимания
В процессе коммуникации люди ощущают свою индивидуальность и познают намерения друг друга. Посредством ее ценностные ориентации отдельных работников трансформируются в единство целей, достижение которых гарантируется соответствующей модификацией поведения людей. Без двустороннего обмена информацией невозможны коммуникация и взаимопонимание.
Коммуникации выполняют функции двоякого рода - социальные и социально-психологические, обуславливаемые тем, что в групповых действиях каждый человек выступает одновременно в двух ипостасях: как исполнитель социальной роли, определяемой его положением в структуре группы, и предписываемыми ею нормами поведения, и как неповторимая личность. В первом случае человек обязывается соблюдать нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию. Ожидания эти не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Во втором случае человек следует своей индивидуальности, особенностям высшей нервной деятельности и определяемого ею темперамента, обнаруживая в своем поведении эмоциональные привязанности, антипатии и пр.
Вообще всякая коммуникация есть сотрудничество
людей, поскольку они вступают в
контакт с целью осуществления
общими усилиями определенной деятельности,
и притом связанной не только с
исполнением служебных
Итак, все сказанное свидетельствует
в пользу того, что менеджеру следует
постоянно проявлять
Управленческая деятельность представляет собой в широком смысле слова обмен информацией, который является сложнейшей проблемой в любой организации.
Коммуникации - это устойчивая связь между участниками управленческого процесса, представляющая собой взаимозависимость этапов работы с информацией.
Цели коммуникации:
В табл. 1 отражены основные типы коммуникаций.
Таблица 1. Типы коммуникаций
Виды коммуникаций |
Форма коммуникаций |
Средства коммуникаций |
Вертикальная Горизонтальная Формальная Неформальная Межличностная Эмфатическая Интеллектуальная |
Письменная Устная Видео Электронная Эмоциональная |
Документы Речь Знаковые системы Электронные средства связи Видео- и телекоммуникации Элементы структуры |
Значение коммуникации в организации:
Коммуникационный процесс в менеджменте - это обмен информацией (в любой форме) между элементами организационной системы (табл. 2) по каналам прямой и обратной связи (рис. 1), (табл. 2).
Рис. 1. Этапы коммуникационного процесса
Таблица 2 Содержание элементов коммуникационного процесса
Элемент коммуникационного процесса |
Определение элемента коммуникационного процесса |
Задачи элемента коммуникационного процесса |
Источник |
Создатель идеи (коммуникант), сообщения, информации |
Выбор канала, средств связи и формы коммуникации |
Сообщение |
Информация, которую передает источник получателю |
Выбор формы коммуникации. Кодировка информации |
Канал (прямой и обратной связи) |
Средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю и обратно |
Техническое обеспечение передачи неискаженной (качественной) информации |
Получатель |
Коммуникант, ради которого функционирует коммуникация |
Декодирование информации. Выбор канала, средств связи и формы ответной информации |
Эффект коммуникационного процесса — это изменение в поведении «получателя», которые происходят в результате принятия сообщения.
Основные результаты коммуникационного процесса:
Проведем сравнение концепций трех школ организационного поведения в системе коммуникаций (табл. 3).
Признаки |
Школа научного управления |
Школа человеческих отношений |
Системная школа |
1. Важность коммуникации |
Относительно невелика, в основном важны вертикальные потоки сообщений от руководства к рядовым членам организации |
Относительно важна, но ограничивается общением между людьми на одном организационном уровне |
Очень важна. Коммуникация — это связывающий элемент всех частей организации |
2. Цель коммуникации |
Передавать приказы, распоряжения, информацию о заданиях. Обеспечение координации в процессе выполнения |
Обеспечение горизонтального взаимодействия работников. Способствование процессу коллективного принятия решения |
Контроль и координация, обеспечение
информацией для принятия решений,
адаптация организации к |
3. Направление коммуникационных потоков |
Вертикальное (сверху вниз) — от администрации к рядовым членам, для того чтобы заставить или убедить их следовать инструкциям руководителя |
Горизонтальное — между |
Все направления внутри систем, включая
пересечение иерархических |
4. Основные проблемы коммуникаций |
Нарушение коммуникаций, связанное
с обходом иерархических |
Наличие слухов, передаваемых по скрытым каналам. Не всегда эффективная формальная система коммуникаций из-за наличия неформальных коммуникаций |
Перегрузки, искажения; отсутствие реакции на отрицательную обратную связь |