Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:45, реферат
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.
Введение……………………………………………………………..3
1. Сущность конкуренции и ее функции
1.1 Сущность конкуренции…………………………………………5
1.2 Теории конкуренции…………………………………………….9
1.3 Функции конкуренции…………………………………………..13
2. Виды конкуренции
2.1 Виды и методы конкурентной борьбы…………………………16
2.2 Характеристика структур рынка……………………………..…19
2.3 Стратегии и значение конкуренции…………………………….24
3. Особенности конкуренции в рыночном хозяйстве
3.1 Конкуренция в рыночном хозяйстве……………………………27
3.2 Конкурентоспособность в России………………...…………….30
3.3 Антимонопольная политика……………………......……………34
Заключение……………………………………………………………37
Список литературы…………………………………………………...38
Теория несовершенной конкуренции Джоан Вайолет Робинсон(1903-1983)
Джоан Робинсон –относится к числу тех авторов в экономической науке, кому мировую известность принесла работа, написанная в самом начале творческого пути, если учесть, что "Экономическая теория несовершенной конкуренции" вышла из- под ее пера в возрасте 30 лет.Как и Чемберлин в своей самой известной работе "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (1933) исследовала те же проблемы: сдвиги в механизме рыночной конкуренции, проблема монополизации рынка, механизм монополистического ценообразования. Решающим условием монопольного обладания продуктом Робинсон также считала дифференциацию продукта. Однако не считала ее единственным условием монополии. Значительное внимание в своем исследовании она посвятила вопросу поведения крупных компаний, олицетворяющих высокий уровень концентрации производства, Для Робинсон монополия представляет собой явление не только рынка, но концентрированного производства. Концентрацию производства же она связывала с экономией фирмы на масштабах, поскольку доля постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции ростом объемов производства снижается. Сравнивая поведение компаний в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, Робинсон показала, что крупные компании имеют возможность поддерживать более высокую цену в условиях несовершенной конкуренции, чем могли бы иметь в условиях совершенной конкуренции.
По
убеждению Дж. Робинсон, во-первых в
условиях совершенной конкуренции
предприниматели меньше заинтересованы
в монополизации производства, чем
в условиях несовершенного рынка, в
котором отдельные фирмы не могут достичь
оптимальных размеров, функционируют
неэффективно, и "поэтому монополист
имеет возможность не только повысить
цены на свою продукцию, ограничивая выпуск,
но также снизить издержки производства
путем совершенствования организации
производства в отрасли". Во-вторых,
как считает Дж. Робинсон, кроме того, что
монополист требует заметной обособленности
продукции от "товаров-субститутов"
необходимо и дополнительное условие,
в соответствии с которым "фирма-монополист
должна характеризоваться размерами,
превышающими оптимальные". В-третьих,
на монополизированном рынке с его несовершенной
конкуренцией, как показала Дж. Робинсон,
возможна ситуация, требующая выяснения,
"каким будет количество покупаемой
продукции, если рассматривать рынок,
состоящий не из бесконечно большого числа
конкурирующих между собой покупателей,
а из единичного объединения покупателей".
Эту ситуацию концентрации спроса, когда
на рынке действует масса мелких продавцов
и один-единственный покупатель, она назвала
монопсонией, т.е. монополией покупателей.
В-четвертых, завершая собственное "теоретическое
исследование, Дж. Робинсон приходит "
к заключению, что преобладание в действительном
мире условий несовершенной конкуренции
способствует возникновению тенденции
к эксплуатации факторов производства
и усиливается благодаря образованию
крупных объединений, поглощающих многие
прежде конкурировавшие между собой фирмы",
" что увеличение размеров единицы управления
обязательно способствует еще большей
несправедливости и распределению богатства".
В результате своих исследований Джоан
Робинсон приходит к выводу, что возможность
ценового маневрирования подрывает основные
постулаты классической теории: независимость
процесса ценообразования, отождествления
равновесия спроса и предложения с оптимальным
использованием ресурсов и оптимизации
общественного благосостояния [3, с.368-
384].
1.3
Функции конкуренции
Конкуренция выполняет следующие важные функции: Функция регулирования. Она служит для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель(суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность. Следующая функция это функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно: -предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс; - предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции). Еще одна из важнейших функций - функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля также играет значительную роль. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В тоже время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена[6,с.128].
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
-
технический прогресс в
- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции). Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.
В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
- качество конкуренции;
-
само существование
-
цены и качество изделий
- предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим
договорным условиям;
-
защищенные правовыми нормами
товарные знаки и марки
- ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.
Положительные стороны конкуренции:
конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
конкуренция стимулирует повышение качества товара;
конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
конкуренция вводит новые формы управления.
Отрицательные стороны конкуренции:
при
конкуренции наблюдается
многочисленность
«жертв» в виде банкротств и безработицы.
2. Виды конкуренции
2.1
Виды и методы конкурентной борьбы
По методам ведения рыночная конкуренция бывает ценовая и неценовая Ценовая (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:
1.
Продавец должен быть
2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;
3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.
Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
Выделяют прямую и скрытую ценовую конкуренцию. В условиях прямой ценовой конкуренции компания открыто сообщает о снижении цен на товары и услуги. При скрытой ценовой конкуренции фирма улучшает свойства выпускаемой продукции, но цену увеличивает на непропорционально малую улучшениям величину.
Неценовая (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.
Неценовая
конкуренция путём сбыта
Особым случаем конкуренции является недобросовестная конкуренция, представляющая собой, например, продажу товаров по ценам ниже издержек, ложную рекламу, промышленный шпионаж, сепаратные (от лат. separatio — отделение) договоры между некоторыми конкурентами и т. д.
Кроме
ценовой и неценовой
Межотраслевая
конкуренция представляет собой
конкуренцию производителей продукции,
удовлетворяющих различные
Функциональная
конкуренция — это конкуренция
между производителями
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.
Предметная
конкуренция – результат того,
что фирмы выпускают, по сути, идентичные
товары, различающиеся лишь качеством
изготовления или даже одинаковые по качеству.
Такая конкуренция иногда называется
межфирменной, что в некоторых случаях
верно, однако, следует иметь ввиду, что
межфирменными обычно являются и два других
вида конкуренции.
2.2
Характеристика структур рынка
Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка: Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Рассмотрим подробнее их особенности.
Рынок, на котором преобладает чистая конкуренция – состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например, пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать цену и ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене. Спрос абсолютно эластичен. Рынок для каждой фирмы невелик. Новым фирмам легко внедриться на рынок, невозможны ограничительные преимущества, так как товары и цены одинаковы. Важную роль играет надежная репутация фирмы. Продавец на этих рынках не тратит много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо, до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.