Конкуренция, ее функции и методы конкурентной борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:18, реферат

Краткое описание

Целью нашей курсовой работы является изучение типов хозяйственного механизма, а именно конкуренции и монополии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие категории «конкуренция», «монополия»;
выявить основные функции конкуренции;
рассмотреть основные методы конкурентной борьбы на рынке;

Содержание

Введение 3
1. Конкуренция, ее функции и способы ведения конкурентной борьбы 5
2. Возникновение монополии и ее виды 14
3. Конкурентоспособность и монополистические тенденции в экономике России 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-экономика.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Совершенная, или  свободная, конкуренция была типична для экономики развитых стран до середины XIX в. Во второй половине XIX – начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рыночные отношения. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. Она, в отличие от совершенной, ограничена влиянием монополий и государства.

Несовершенная конкуренция – это ситуация, когда  на рынке присутствуют продавцы такого количества товаров, которое существенно  влияет на их цену.

Существуют  следующие основные модели несовершенной  конкуренции: монополия, монополистическая  конкуренция и олигополия.

Условия, в которых  обычно протекает конкуренция, называются рыночной структурой. Рыночные структуры  различаются между собой по количеству и размеру фирм в отрасли, характеру выпускаемой продукции и контроля над ценами, достаточности рыночной информации, а также условиям входа на рынок и выхода из него (табл.1).

Совершенная конкуренция  и монополия представляют собой  «идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур. Рынков, полностью соответствующих параметрам этих структур, реально просто не существует.

Монополистическая конкуренция и олигополия – реальные типы рыночных структур. Они характерны для огромного большинства рынков. К числу олигополистических структур относятся рынки алюминия и табачных изделий, дальней телефонной связи и телевидения. Монополистическая конкуренция достаточно точно соответствует большинству отраслей сферы обслуживания (рестораны, станции технического обслуживания, банки).

 

Таблица 1

Основные характеристики конкурентных ситуаций рынка [10, с.141]

Признаки

Конкурентная  структура рынка

 

совершенная конкуренция

несовершенная конкуренция

 

 

монополия

монополистическая конкуренция

олигополия

Число производителей

Множество

Один

Много

Несколько

Гип продукции

Массовый (стандартизованный)

Как правило, уникальный

Дифференцированный

Стандартизованный или дифференцированный

Контроль над  ценой

Отсутствует (рыночная иена, воспринимается как величина данная)

Значительный (вплоть до полного)

Некоторый (в  довольно узких рамках)

Ограниченный (при  тайном сговоре – значительный)

Условия вступления в отрасль

Свободные

Блокированные

Сравнительно  легко

Имеют существенные препятствия

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Почти нет

Применяется широко

Весьма типично


 

В современных  условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся  такие экономические методы, как  лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. используются также методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.

Во всех странах  применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен. Можно также привести используемый монополиями метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые цены).

Появляются  и методы неценовой конкурентной борьбы. Они подразделяются на две группы [3, с.184]:

  • конкуренция по продукту;
  • конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту – стремление захватить  часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.

Конкуренция по условиям продаж – использование  многочисленных средств для привлечения  покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы постоянным покупателям.

Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку  и лизинг. Последний означает пользование  средствами производства вместо приобретения их в собственность, т. е. долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

Развитие конкурентных отношений в странах с переходной экономикой затрудняется прежде всего тем, что в экономике преобладает государственная собственность, а экономика в целом либо высоко монополизирована или олигополизирована. Развитие конкурентных отношений зависит прежде всего от процессов разгосударствления, приватизации, принятия и внедрения пакета действующих антимонопольных законов и других мер государственной поддержки конкуренции и защиты конкурентоспособности национальной продукции.

Конкурентный  рынок означает, что ни один из многочисленных участников рыночного процесса не может влиять на уровень цены. Попытка повысить цену означает невозможность продать товары, а искусственное снижение цен приносит убытки и не позволяет возмещать издержки.

На конкурентном рынке ни один покупатель и ни один продавец не в состоянии влиять на спрос и предложение так, чтобы, изменяя количество товаров, повышать их цены и получать большой доход. Здесь доля отдельных покупателей и продавцов в товар ном потоке незначительна, что не позволяет влиять на цены и собственные доходы. При этом препятствий для вступления на конкурентный рынок и ухода с него не существует.

Эффективность конкурентного рынка определяется следующими факторами [3, с.185]:

  • наличие или отсутствие возможностей для снижения издержек производства;
  • применение более совершенных технологий;
  • улучшение качества работ, товаров и услуг;
  • конкурентоспособность товаров и услуг.

Конкурентный  рынок является тем стержнем, без  которого новые возможности экономики  остаются неиспользованными. В условиях конкуренции продавцы ищут новые способы производства товаров и пути улучшения их качества, применяют более прогрессивные технологии. В этом плане конкурентный рынок выступает как принудительная экономическая сила развития и совершенствования производства.

 

2. Возникновение  монополии и ее виды

 

В экономической жизни  монополия выступает как крупное  предприятие или объединение, союз крупных предприятий, которые производят значительную часть продукции данной отрасли и обладают определенными экономическими преимуществами. Монополия – рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей. Ситуация с единственным продавцом товара называется чистой монополией.

Термин «монополия» в  буквальном смысле слова означает «единственный продавец товара». В современных условиях он используется для обозначения различных рыночных ситуаций. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли.

Для определения степени  монополизма фирмы необходимо определить долю фирмы в производстве и в объеме продаж. Например, в соответствии с законодательством ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно из них приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В США в течение нескольких десятилетий этот показатель устанавливался исходя из доли четырех крупнейших фирм. В отечественной хозяйственной практике рекомендуется рассматривать в качестве занимающих доминирующее положение на рынке тех участников хозяйственного оборота, доля которых составляет свыше 70 % [3, с.185].

Степень монополизации для  предприятий, доля которых составляет от 35 до 70 %, определяется дифференцированно. В частности, выявляется их воздействие  на реализацию товаров (условия, цены и т.д.) на рынке с учетом его географических границ.

До начала XX в. монополии  возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации  становятся закономерными, что связано  с условиями производства, конкуренции, усилением организующего начала. Процесс монополизации не исключает конкуренцию. Конкурентная борьба происходит внутри монополий (за цены, квоты, контрольный пакет акций), между монополиями, между монополиями и аутсайдерами.

Фирма имеет монопольную  власть в случае, если она в состоянии  управлять процессами ценообразования и производства. Степень этой власти зависит от наличия товаров-заменителей, доли в общих продажах на рынке.

Поведение фирмы-монополиста  во многом зависит от потребительского спроса. Монополист может пойти двумя  путями: либо ограничить объем продаж, поддерживая высокие цены, либо увеличить его, снизив цену.

Общим условием максимизации прибыли монополии является равенство  предельных издержек и предельною дохода.

В экономической науке  существуют различные подходы к  определению сущности монопольной власти. Одни определяют ее как возможность индивидуального (коллективного) производителя (продавца) контролировать рыночную цену на свой товар. Другие связывают монопольную власть со способностью фирмы устанавливать цену выше предельных издержек.

Стремление к достижению монопольной власти обусловлено  желанием обладать большей мощью, получать больше прибыли, пользоваться большим  престижем. Власть мощных хозяйственных  единиц позволяет им произвольно  изменять цены, сознательно регулировать ход рыночных операций в своих интересах. Как заметил американский экономист А. Пигу, само ожидание выгод, связанных с монопольной властью, служит фактором, способствующим ее формированию.

Американский экономист  М. Фридмен называет три основных источника монопольной власти [3, с.186]:

  • технические обстоятельства (когда существование всего одного производителя или предприятия более целесообразно в техническом отношении);
  • прямая или косвенная правительственная поддержка;
  • частный сговор между отдельными лицами.

Некоторые экономисты считают, что основой рыночной монопольной власти являются ограничение числа продавцов, концентрация предложения какого-либо товара (услуги) в руках небольшой группы крупнейших производителей отрасли.

В современных  условиях получить монопольную власть можно не столько путем достижения определенных размеров производства, сколько благодаря обладанию  уникальной технологией, недоступной  мелкому и среднему бизнесу.

Монопольная власть достигается не только естественным путем, благодаря особому монопольному положению производителя и продавца, но и искусственно – может быть предоставлена государственными, местными органами власти. Многие западные экономисты считают государство важнейшим источником монопольной власти.

Факторами, влияющими  на степень монопольной власти, являются [15, с.55]:

  • экономический потенциал фирмы;
  • предполагаемая прибыль;
  • масштабы инноваций;
  • наличие производственных секретов
  • высокие барьеры (препятствия) для появления конкурентов;
  • наличие товаров-субститутов;
  • конкуренция со стороны других фирм, выпускающих аналогичную продукцию;
  • обладание рыночной информацией.

Носителями  монопольной власти выступают государство, фирмы, отдельные физические лица. Монопольной  властью обладают как крупные, так  и средние, мелкие фирмы, имеющие определенные преимущества по сравнению с конкурентами.

Выделяют низшие и высшие формы монополии. Низшие формы – временные союзы и  соглашения, возникающие с целью  достижения конкретного проекта. Высшими  формами монополий являются картель, синдикат, трест, концерн.

На данный момент в экономтеории выделяют четыре вида монополии: естественную, организационную, технологическую и экономическую.

Естественная  монополия – складывается ситуация, когда единственная фирма обслуживает  весь рынок вследствие минимизации издержек производства и высокой эффективности такой рыночной структуры (водо-, энерго-, газоснабжение). Естественная монополия часто вызвана причинами ограниченности, уникальности определенных факторов производства, в частности природных ресурсов. Государство предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность.

Организационная монополия – объединение однородных по профилю деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации, корпорации).

Информация о работе Конкуренция, ее функции и методы конкурентной борьбы