Конституционные типологии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 20:08, реферат

Краткое описание

Конституционную типологию личности предложил Кречмер на основе выделения четырех основных типов конституции телосложения (врожденные особенности телосложения человека предопределяются динамикой внутриутробного развития младенца из трех зародышевых слоев: внутренний, средний, внешний).
Первый тип телосложения – астеник (преимущественно шло развитие внешнего зародышевого слоя) – человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.

Вложенные файлы: 1 файл

конституционные типологии личности.docx

— 101.57 Кб (Скачать файл)

Таким образом, существуют четыре основные шкалы предрасположенностей и каждый человек в силу своей индивидуальности занимает определенное место на этих шкалах, определяющее его принадлежность к одному из 16 типов личностей.

Типоведение различает четыре пары альтернатив. По своему психологическому типу вы являетесь:

экстравертом (Е) или интровертом (I);

сенсорным (S) или интуитивным (N);

мыслительным (Т) или чувствующим (F);

решающим (J) или воспринимающим (Р).

В зависимости от преобладания того или иного качества характе­ра, человек относится к одному из 16 типов. Эта типология подробно описана в литературе по управлению. В данной книге мы остановимся  лишь на профессиях, характерных для  каждого из этих 16 типов.

ISTJ: администраторы и менеджеры,  дантисты, полицейские и следователи,  ревизоры и фининспектора, военные.

ISFJ: санитары, заведующие  канцеляриями, воспитатели, библиотекари, санитарные врачи.

INFJ: консультанты по вопросам  образования, духовные лица, врачи,  специалисты по средствам массовой  информации, учителя.

INTJ: адвокаты, ученые, специалисты по компьютерным системам, инженеры-химики, преподаватели университетов.

ISFR. фермеры, механики  и ремонтники, электрики, инженеры.

ISFP: кладовщики и служащие  фондов, санитары, ассистенты дантистов, бухгалтеры, механики и ремонтники.

INFP: психологи и психиатры, писатели, художники и редакторы, учителя, воспитатели, музыканты и композиторы.

INTP: писатели, художники и конферансье, программисты, ученые (общественные науки), адвокаты.

ESTR специалисты по маркетингу, полицейские и следователи, менеджеры  и администраторы, продавцы, ревизоры.

ESFP. работники детских  учреждений, регистраторы, продавцы, служащие  духовных учреждений, учителя.

ENFP: адвокаты по реабилитации, учителя, писатели, художники, психологи, духовные лица.

ENTP: фотографы, специалисты по маркетингу, продавцы, журналисты, специалисты по компьютерным системам.

ESTJ: учителя, школьные  администраторы, хирурги, управляющие на стройках и фабриках, адвокаты.

ESFJ: медицинские сестры, духовенство,  санитары, специалисты по домоводству,  парикмахеры и косметологи.

ENFJ: духовенство, учителя,  артисты и конферансье, писатели  и художники, консультанты.

ENTJ: адвокаты, менеджеры,  брокеры, администраторы (компьютерные системы и образование), ученые.

Разумеется, не будет совсем правильным «вытянутых какую-ни­будь профессию из представленного списка только из-за того, что она соответствует вашему типу. Однако полезно узнать сильные и слабые стороны каждого из предрасположений в свете требований к той или иной профессии.

В настоящее время только в США свой личностный опыт по данной методике определило свыше 3 млн. человек. Этот подход с большим успехом используется в различных сферах деятельности — биз­несе, образовании, личностном и семейном консультировании, профориентации, разрешении конфликтов.

И, наконец, еще  одна попытка создания факторной  теории личности была сделана в конце 80-х гг. в рамках так называемой «лексической модели», продолжающей исследования Г.Оллпорта, Р.Б.Кеттелла, Л.Терстоуна (7, 9). Основная идея данного подхода состоит в том, что все существенные психологические и поведенческие различия обязательно фиксируются в языке, а значит, достаточно изучить бытовые и литературные выражения, относящиеся к человеческому облику, чтобы быть уверенным в отражении системообразующего ядра личности. Ограничение подхода состоит в том, что трудно определить соотношение между собой различных характеристик без введения «вертикального» и «горизонтального» измерений, задающих основу иерархии внутри системы личности. Модель основана на тех переменных, которые наиболее популярно представлены в языке; «языковую личность» представляют состоящей из 5 наиболее устойчиво определяемых факторов. К ним можно отнести следующие:

- Экстраверсия (вовлеченность) ‑ общительность, напористость или спокойствие, пассивность.

- Доброжелательность (приятность) ‑ доброта, доверчивость, теплота или враждебность, эгоизм, недоверчивость.

- Добросовестность (надежность) ‑ организованность, основательность, надежность или беззаботность, небрежность, ненадежность.

- Эмоциональная стабильность ‑ расслабленность, уравновешенность, устойчивость или невротизм ‑ нервозность, удрученность, раздражительность.

- Культурность, открытость  к опыту ‑ спонтанность, креативность или ограниченность, заурядность, узость интересов.

К настоящему времени пятифакторная  модель, или Модель Большой Пятерки (FFM, five factor model) получила свое подтверждение и благодаря психометрическим исследованиям; она является наиболее разрабатываемой, потому что выделенные факторы обладают высокой конвергентной валидностью, проявляясь в различных подходах.

Постулаты пятифакторной  теории личности заключаются в следующем.

1. Все взрослые люди  могут быть охарактеризованы  специфической комбинацией личностных  черт, влияющих на мысли, чувства  и поведение (об индивидуальности).

2. Изучаемые черты личности  есть эндогенные базовые тенденции  (о происхождении).

3. Черты развиваются в  детстве, окончательно формируются  во взрослом возрасте и сохраняют  свою неизменность у адаптированных  субъектов (о развитии).

4. Черты организованы иерархически, от узких и специфичных до широких, более общих диспозиций (о структуре).

Необходимо отметить высокое  внутреннее (содержательное и методологическое) сходство обсуждаемых моделей со специальной теорией индивидуальности, развиваемой в отечественной  психологической науке. В то же время  важно осознавать, что теории черт ‑ это «промежуточный», между типологическим и идиографическим (клиническим), подход к изучению индивидуальности.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конституционные типологии личности