Контроллинг как инструмент управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:39, реферат

Краткое описание

Объектом исследования является контроллинг как новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета, менеджмента.
Целью исследования является анализ контроллинга как комплекса мер по ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Задачами данного исследования являются: определение эффективности системы контроллинга на предприятие, рассмотрение комплекса мер контроллинга на примере предприятия газовой отрасли.

Вложенные файлы: 1 файл

рефеат_ф.docx

— 66.09 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«Волгоградский государственный  технический университет»

Кафедра «Менеджмент, маркетинг и организация производств»

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Инновационный менеджмент» на тему

«Контроллинг как инструмент управления».

 

 

 

Выполнил:

студент гр. Эмп-456

 Подзоров И.А.

 

 

Проверил: 

доц. Симонов А.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград

2013

Введение.

Современные условия функционирования хозяйствующих субъектов выдвигают  требования совершенствовать процессы управления на предприятии в части  оптимизации и упорядочивания управленческих воздействий на экономическую сферу, постоянного исследования на предмет  вариантов достижения поставленных целей. Уровень оперативности и  надёжности учёта и контроля, глубина  анализа при этом должны быть настолько  высоки, что существует жёсткая необходимость  в создании единого информационного  обеспечения этих функций управления и их интеграции в единую систему.

Актуальность исследования основывается на том, что решение этих задач предполагает использование наиболее прогрессивных концепций и инструментов менеджмента. Одним из важнейших направлений в развитии теории и практики управления и совершенствования организации планирования, учёта, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является концепция контроллинга, реализация которой позволяет в нужные сроки и качественно предоставлять необходимую информацию на различные уровни управления.

Объектом исследования является контроллинг  как новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке  экономического анализа, планирования, управленческого учета, менеджмента.

Целью исследования является анализ контроллинга как комплекса мер по ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием

Задачами данного исследования являются: определение эффективности системы контроллинга на предприятие, рассмотрение комплекса мер контроллинга на примере предприятия газовой отрасли.

 

 

1. Контроллинг, как инструмент управления предприятием

 

Необходимость появления  на современном предприятии контроллинга можно объяснить следующими причинами:

  1. повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:
  • смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
  • увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
  • необходимость в непрерывном отслеживании изменений происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;
  • необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежание кризисных ситуаций;
  1. усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
  1. информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
  2. общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

Контроллинг переводит  управление предприятием на качественно  новый уровень, интегрируя, координируя  и направляя деятельность различных  служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.

Контроллинг содействует  достижению главной стоимостной (монетарной) цели предприятия – оптимизации финансового результата через максимизацию финансового результата через максимизацию прибыли и ценности.

 

Концепция контроллинга может быть представлена как технология управления областями финансово-хозяйственной  деятельности компании, включающая в  себя:

- определение целей деятельности;

- отражение этих целей в системе  показателей;

- планирование деятельности и  определение плановых (целевых) значений  показателей;

- регулярный контроль (измерение)  фактических значений показателей;

- исследование причин отклонений  фактических значений показателей  от плановых;

- разработка на этой основе  вариантов управленческих воздействий  по минимизации отклонений.

Области менеджмента, такие как  планирование, контроль, анализ, учёт являются не сколько составными частями (подсистемами) контроллинга, сколько инструментальными  областями и организационными механизмами, на основе информации от которых реализуется  функция контроллинга на предприятии. Система контроллинга лишь использует данные приёмы в своей деятельности и оперирует информацией - результатами, которые сформировались в ходе реализации на предприятии соответствующих  функций управления. Сущность контроллинга заключается в сведении воедино, интеграции, этих информационных потоков  и на основе их координации, определения  направления воздействия на внешнюю  и внутреннюю среду для достижения цели и своевременного доведения  информации до лиц, принимающих управленческие решения (управляющей подсистеме). Можно  сказать, что контроллинг выполняет  роль компаса в процессе деятельности организации, осуществляет лоцию к  достижению целей предприятия, выявляет векторы необходимых управляющих  воздействий на окружающую среду  организации.

Таким образом, сущность контроллинга заключается в выявлении векторов воздействия на экономическую ситуацию для достижения намеченных целей  на основе интеграции и координации  информационных потоков, являющихся результатом  реализации функций управления экономической  деятельностью. Рассматривая контроллинг  с позиции системного подхода, его  можно определить как целостную  систему управленческих элементов, посредством взаимодействия которых  достигается ориентация управленческого  процесса на предприятии для достижения поставленных целей. Контроллинг есть элемент управления управлением  в организации, управляющей системой, контролирующей, координирующей и учитывающей  действительное состояние системы  управления.

Контроллинг как система - есть надстройка системы управления, основным ядром  которой является экономический  инструментарий выработки мероприятий  для достижения желаемого состояния  организации как системы в  целом. На высших уровнях управления эта надстройка отвечает за стратегическую направляющую процесса управления, на низших – за операционную.

С позиции системного похода можно  дать общее определение системы  контроллинга как совокупности всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих разработку заданного  направления функционирования организации. Систематизация набора элементов, входящих в систему контроллинга и состоящего из четырёх подсистем: методологии, структуры, процесса и техники контроллинга представлена на рис.1.

Методология контроллинга включает: цели, законы и принципы, функции, методы, технологии и практику контроллинга. Процесс контроллинга представляет: систему коммуникаций, разработку и  реализацию управленческих решений, информационное обеспечение. Структура системы  контроллинга включает: функциональную и организационную структуру, схему  организационных отношений, конкретные схемы взаимодействий высших органов  управления и профессионализм персонала. Техника контроллинга включает: компьютерную и организационную технику, сети связи (внутренние или внешние) систему  документооборота.

В свою очередь методология и  процесс контроллинга формируют  концептуальную сферу системы контроллинга, а структура и техника контроллинга - её механизм. Элементы системы контроллинга продуцируют интеграцию на основе их взаимодействия в едином информационном пространстве, овладевают экономической  ситуацией, процессами и управленческими  воздействиями и вырабатывают мероприятия  по координации последних.

Можно утверждать, что на каждом предприятии, где есть система управления с  элементами выработки её желаемого  состояния существуют те или иные элементы контроллинга, но из-за отсутствия взаимосвязи (и взаимовлияния) между ними отсутствует и система контроллинга на данном предприятии.

Итак, концепция контроллинга, направленная на интеграцию в единой системе учета, планирования, контроля и анализа  и построение системы эффективного управления предприятием, является тем  организационно-методическим обеспечением, посредством которого осуществляется координация управленческой системы  на предприятии. 
Сокращение времени реализации управленческих воздействий системой управления на предприятии обуславливает:

- решение проблем неуправляемости  на предприятии,

- упорядочивание информационных  потоков внутри организации,

- минимизацию рисков принятия  неоптимального варианта управленческого  решения,

- выявление экономических резервов  и высвобождение дополнительных  ресурсов деятельности;

и в конечном итоге приводит к  координации управленческих воздействий  на предприятии в рамках единого  информационного поля.

Степень распространения такого поля внутри организации, обусловленная  широтой охвата службой контроллинга функциональных сфер деятельности, определяет степень интеграции данных функциональных подразделений, единиц и проектов в  единую систему достижения поставленных целей.

 

2. Внедрение системы контроллинга на предприятии газовой отрасли.

 

 Проблемы координации управленческих воздействий и, в частности, их стратегической составляющей наиболее остро проявляются на крупных и высокодиверсифицированных предприятиях, транснациональных компаниях, а также, в газовой отрасли России, обусловленной спецификой хозяйственно-правовых отношений:

1. Газовая отрасль России, практически  полностью, в организационно-юридическом  аспекте является концерном с  единой головной компанией и  разветвлённой сетью дочерних  и внучатых организаций.

2. Территориальная рассосредоточенность  подразделений концерна:

3. Высокодиверсифицированная деятельность  концерна:

4. Государственное регулирование  цен на реализуемый природный  газ и перспектива либерализации  рынка:

5. Особенности договорных отношений с потребителями.

6. Высокий уровень неопределенности различных внешних факторов.

Грамотно поставленная система  контроллинга на предприятиях газовой  отрасли способна решить классические симптомы неуправляемости, такие как:

- Потеря контроля над постановкой,  сопровождением и развитием программ  и проектов;

- Переизбыток или дефицит информации;

- Невыполнение стратегических планов (многоуровневая неуправляемость) - отсутствие или неэффективность стратегического планирования;

- Отсутствует возможность анализа  принятых решений;

- Многие подразделения отрасли  имеют несовпадающие интересы, возникают  центробежные тенденции, что приводит  к разрушению структуры стратегических  планов.

Таким образом, совершенствование  процессов управления на предприятиях отрасли за счёт внедрения системы  контроллинга оказывает непосредственное влияние на ускорение процессов  принятия решений в стратегически  ключевых сферах функционирования отрасли:

- В сырьевой базе: контроллинг структуры и качества ресурсов.

- В сфере инвестиций: контроллинг инвестиционных потоков внутри отрасли;

- В сфере ценообразования: контроллинг финансовой ситуации на долгосрочную перспективу исходя из сложившейся динамики цен, тарифов и добычи природного газа; мониторинг динамики цен и тарифов по сегментам рынка;

- В сфере развития Единой системы газоснабжения: контроллинг лимитов потребления газа по регулируемым ценам; мониторинг соблюдения правил торговли  на нерегулируемом рынке газа; координация предприятий ЕСГ;

- В законодательной и нормативной сфере: контроллинг процессов развития законодательной и нормативной базы, правовых актов на всех уровнях законодательной власти;

- В сфере эффективности использования природного газа: Контроллинг использования природного газа, экономической целесообразности использования других топливно-энергетических ресурсов;

- В структуре газовой отрасли: интеграция и координация подразделений, предприятий отрасли.

На основании исследования современных  тенденций и перспектив развития газовой отрасли полагаем, что  наиболее востребованной на современном  этапе развития отрасли является стратегия стабильности, которая, ставит своей целью устойчивое развитие экономической системы на основе сохранения её структуры и качественных характеристик в условиях внешних  и внутренних воздействий.

В условиях структурных и макроэкономических преобразований в газовой отрасли  целесообразно говорить о стратегии  стабильности, как об одной из основополагающих стратегий развития предприятий  отрасли, главной задачей которой  является раннее обнаружение кризисных  тенденций, обнаружение так называемых «слабых сигналов», предвещающих возможность  кризисных явлений, и выработка мер, которые оказывали бы противодействие этим явлениям. Для многих предприятий отрасли главной задачей в стратегическом планировании должно стоять сохранение структурно-экономических параметров функционирования, обеспечивающее минимально допустимый уровень развития предприятия.

Информация о работе Контроллинг как инструмент управления