Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

5. Современные подходы к менеджменту: процессный, системный и ситуационный.
45. Разрешение конфликтов: структурные и межличностные методы управления конфликтными ситуациями.

Вложенные файлы: 1 файл

теория менедж.docx

— 44.69 Кб (Скачать файл)

Содержание 

5.Современные подходы к менеджменту: процессный, системный и ситуационный………………………………………………………………….3

45.Разрешение конфликтов: структурные и межличностные методы управления конфликтными ситуациями…………………………………….10

Список литературы ……………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Современные подходы  к менеджменту: процессный, системный  и ситуационный.

 

Современные подходы к  менеджменту

Современные подходы к  управлению называют синтетическими, поскольку для них характерен взгляд на управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним  окружением организации.

Ключевые положения современной  системы взглядов на менеджмент:

1. Отказ от управленческого  рационализма классических школ  менеджмента, согласно которым  успех организации зависит от  управления внутренними факторами.  На первое место выдвигается  проблема гибкости и адаптивности  к постоянно меняющейся внешней среде.

2. Использование в управлении  теории систем, т. е. рассмотрение  организации в единстве ее  составных частей, неразрывно связанных с внешним миром.

3. Использование ситуационного  подхода к управлению, согласно  которому вся организация внутри  предприятия есть не что иное, как ответные действия на различные  внешние факторы.

4. Признание социальной  ответственности менеджмента перед  обществом в целом и перед  отдельными людьми, которые работают  в организации.

В современном менеджменте  различают системный, ситуационный и процессный подходы.

 

 

 

Процессный подход.

Концепция процессного подхода, рассматривающая управление как  непрерывную серию взаимосвязанных  управленческих функций, обозначила крупный  поворот в развитии управленческой мысли. Она широко применяется и  в настоящее время.

Впервые процессный подход был предложен сторонниками административной (функциональной) школы управления, которые разработали функции  управления. Однако они рассматривали  эти функции как не зависимые  друг от друга. В противоположность  этому взгляду процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается  не как единовременное действие, а  как процесс, состоящий из серии  непрерывных, взаимосвязанных действий. Каждое из этих действий само по себе является процессом. Их называют управленческими  функциями.

Степень дробления процесса управления на функции у разных авторов  зависит от принятого подхода  к исследованию управления и существа решаемой задачи. Чаще всего указывают на следующие функции: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

Общая характеристика процессного  подхода основана на объединении  важнейших видов управленческой деятельности в небольшое число  функций, которые применимы ко всем организациям. Американский менеджмент делит процесс управления на четыре первичные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции  управления объединены между собой  связующими процессами коммуникации и  принятия решений. Функция руководства (лидерства) рассматривается как  самостоятельная сфера деятельности в управлении.

Посредством планирования устанавливаются  единые цели и координируются усилия всех членов организации по достижению этих целей. При этом должна быть обеспечена непрерывность процесса планирования по двум причинам. Во-первых, по достижению определённых целей организация  ставит перед собой новые цели и, во-вторых, из-за постоянной неопределённости будущего в силу изменений окружающей среды и возможных ошибок, допущенных при первоначальном определении целей.

Функция организации состоит  в создании некой структуры для  эффективного распределения задач  между работниками, которая должна обеспечить реализацию стратегии предприятия  по достижению поставленных целей и  выполнение планов во взаимодействии с окружающей средой.

Функция мотивации заключается  в определении потребностей работника  о обеспечении условий для удовлетворения этих потребностей через хорошую работу. При этом задача функции мотивации состоит в том, чтобы работающие выполняли работу в соответствии с планом и делегированными им обязанностями.

Функция контроля рассматривается  как процесс обеспечения условий  для достижения целей организации. Суть в том, что в процессе производства могут возникать отклонения от заданного  плана выполнения работ. Найти и  устранить отклонения в работе по выполнению плана, прежде чем организации  будет нанесён серьёзный ущерб, - основная задача функции контроля.

Принятие решений –  это выбор руководителем одного из альтернативных вариантов возможных  действий, указывающих, что и как  планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Коммуникация – это  процесс обмена информацией между  людьми. Поскольку организация представляет собой структурированный тип  отношений между людьми, функционирование зависит от качества коммуникаций.

Процесс управления основан  на реализации взаимозависимых функций  управления посредством принятия решений  и коммуникаций.

Системный подход.

При всех различиях в подходах и выборе объектов организации в  них есть нечто общее, и это  общее использование – использование  универсального инструментария менеджмента. Известно, что различия обычно выявляются по мере детализации анализа явлений, а общее уже проявляется на более высоком уровне абстрагирования. Достигнуть этого уровня позволяет  системный подход к организации  и управлению.

Системная методология в  менеджменте получила своё признание  и широкое распространение уже  во второй половине ХХ века. Научно-технический  прогресс, давший мощный толчок широкой  автоматизации производственных процессов, стал оказывать своё революционизирующее  воздействие и на процессы управления. Востребованной оказалась кибернетика  – теория, объяснявшая многие закономерности авторегулирования в биологии, физике, технике. Открылись возможности  применения этих закономерностей в  теории и практике управления социально-экономическими организациями. В России это нашло  применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем процессам  организации и управления в социально-экономических  структурах. Из трудов зарубежных авторов, признававших системный подход как  один из универсальных инструментов менеджмента, в России получили известность  работы Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. Розенцвейла, С. Оптнера, С. Янга, Дж. Риггса, М. Х. Мескона и др.

Системный подход вошёл в  современную теорию организации  и управления как особая методология  научного анализа и мышления. Способность  к системному мышлению стала одним  из требований к современному руководителю. Суть системного подхода в менеджменте  заключается в представлении  об организации как о системе. Система, по определению многих авторов, - это совокупность взаимосвязанных элементов. Характерной особенностью такой совокупности является то, что её свойства как системы не сводится простой к сумме свойств, входящих в неё элементов.

Качество организации  системы обычно выражается в эффекте  синергии. Он проявляется в том, что  результат функционирования системы  в целом получается выше (ниже), чем  сумма одноимённых результатов  отдельных элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из одних и тех же элементов  мы можем получить системы разного  или одинакового свойства, но различной  эффективности в зависимости  от того, как эти элементы будут  взаимосвязаны между собой, т.е. как  будет организована сама система.

Говоря, допустим, о производстве как социально-экономической системе, мы в качестве элементов этой системы  рассматриваем людей и средства производства (орудия труда, станки, инструмент, предметы труда и пр.). С одной  стороны нетрудно представить, что  все эти элементы могут быть соединены  между собой таким образом, что  на выходе системы мы вообще не получим  ожидаемого продукта или получим  его не в нужном количестве и не требуемого качестве. С другой стороны, при рациональном размещении всё  тех же элементов в пространстве, организации чёткого взаимодействия во времени, правильном использовании  профессиональной классификации людей, их индивидуальных способностей и возможности  кооперации труда мы можем получить на выходе системы ожидаемый результат.

Особенность системного подхода  состоит в том, что он не содержит набора каких-либо руководящих принципов. Системный подход говорит лишь о  том, что организация состоит  из большого числа взаимосвязанных  подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с окружающей средой.

 

Ситуационный подход.

Традиционные школы управления заложили научный фундамент менеджмента. Применение теоретических знаний на практике рассматривалось как искусство  управления, которое постигается  опытом работы. Ситуационный подход внёс значительный вклад в теорию управления, раскрыв возможности прямого  приложения теоретических положений  к конкретным условиям и ситуациям. Он не является набором правил, это  скорее способ мышления о проблемах  организации и путях их решения.

Ситуационный подход не отвергает  достижения других подходов и школ управления. В нём сохранены основные концепции и подходы, которые  применимы ко всем организациям. Но признавая, что общий процесс  управления одинаков, ситуационный подход утверждает, что специфические приёмы, которые используются на практике для  достижения целей предприятия.

Ситуационный подход стал логическим продолжением системного подхода  к управлению. Системный подход позволил определить, что организация является открытой системой, активно взаимодействующей  с внешней средой.

Производственные системы, как системы открытого типа, имеют  входные и выходные каналы, которые  позволяют взаимодействовать с  внешней средой. Согласно ситуационному  подходу вся организация внутри предприятия есть ответ на различные  по природе воздействия факторов внешней среды. Ситуация –центральный момент этого подхода. Она означает конкретный набор обстоятельств, которые оказывают в данный период времени существенное влияние на работу предприятия. Число факторов внешней среды, воздействующих на производственную систему, столь велико, что из этого многообразия выделяют только главные. Разные авторы указывают на разное число факторов, влияющих на управление. Но большинство из них считают, что существует не более десятка факторов внутренних и внешних переменных, существенно значимых для успешного управления предприятием.

Ситуационный подход, вобрав в себя все достоинства предыдущих школ и подходов, расширил практическое применение теории систем, определив  основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на производственные системы. Согласно этому подходу  все известные концепции и  методики должны быть применимы к  конкретным ситуациям. Ситуационный подход, или, как его часто называют, ситуационное мышление, считают в настоящее  время лучшим способом сделать управление эффективным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 45.Разрешение конфликтов: структурные и межличностные методы управления конфликтными ситуациями.

Конфликтам, управлением их и связанными с ними проблемами менеджмента было посвящено множество работ различных исследователей.

Например, на вопрос: «Что такое  конфликт?» имеется не менее 100 определений.

Да, и вообще, если вдуматься, то мир-это результат конфликтного взаимодействия и конфликт «прорастает  на плантации» мира и дружбы. Противоречия между людьми практически неизбежны  в любой организации. Когда люди вместе работают, то причины для  конфликтов возникают довольно часто. Обостряющие противоречия перерастают  в конфликты.

Большинство людей «фокусируя свой зрачок» на конфликте, как на деструктивном явление. Отождествляют с насилием и агрессией. Видят в грязно-серой палитре красок.

Сегодняшние теоретики признают, что полное отсутствие внутри организации  конфликта - условие не только невозможное, но и нежелательное.

Противоречивая функция  конфликта заключается в том, что в любой организации, с  одной стороны, конфликт является главным  препятствием на пути реализации инноваций, с другой- история не дает примеров реализации новых идей без конфликтов. Именно, в конфликте человек задает вопросы и ищет ответы.

Самое общее определение  конфликта (от лат. Conflictus - столкновение) - столкновение противоречивых или несовместимых сил. Конфликт - это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются столь очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п.

Признаком назревающего конфликта  в коллективе может стать увеличение потерь рабочего времени, снижение производительности труда и качества продукции, что, в конечном счёте, приводит к убыткам. Свидетельством зреющего конфликта  является так же ослабление трудовой дисциплины. Кроме того, нарушается устойчивость внутренней среды предприятия, девальвируется установившиеся служебные и личные отношения между сотрудниками.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"