Контрольная работа по предмету «Основы административного управления »

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 17:07, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1 В чем заключается сущность изучения истории менеджмента на основе выделения различных школ?
Вопрос 2 Какие школы менеджмента вы знаете?
Вопрос 3. Перечислите функции управления, выделенные А. Файолем
Вопрос 4 Перечислите типы организаций, выделенные М. Вебером.
Вопрос 5. Перечислите общие законы управления
Вопрос 6. Приведите примеры специальных законов управления
Вопрос 7. Что собой представляют общие принципы управления?
Вопрос 8. Какими методами осуществляется принятие управленческих решений?
Вопрос 9 Что представляют собой методы административного менеджмента?
Вопрос 10 Перечислите основные виды правовых форм организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

основы административного управления контрольная.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету «Основы административного управления »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. В  чем  заключается  сущность  изучения  истории  менеджмента  на  основе  выделения  различных  школ?

 

Подход  к  изучению  истории  управления  на  основе  выделения  различных  школ  позволяет  достаточно  подробно  раскрыть  и  охарактеризовать  историю  управления  как  науки  и  учебной  дисциплины.  Однако,  он  не  дает  полного  представления  о  практических  аспектах  его  возникновения  и  развития.

Управление в данном подходе рассматривается с четырех различных точек зрения: это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов (конец XIX в. — по настоящее время).

Представители каждой школы полагали, что они нашли ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Несмотря на то, что каждая из школ нашла частично правильный ответ на вопросы управления в ограниченных ситуациях, тем не менее, ученые внесли ощутимый вклад в науку менеджмент. Современные организации до сих пор используют некоторые концепции и приемы, предложенные данными школами.

Школа научного управления (1885—1920) - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Суть подхода гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете». Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда.

Школа административного управления (1920—1950) основана на научном подходе, разработанном Анри Файолем, главная идея которого - рациональное, построение организации как иерархической структуры. Основная идея - существуют «универсальные» принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации.

Школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Маслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками.

Поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии. 

Количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютера на основе использования математических моделей ситуации. Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в сложных ситуациях, требующих обработки большого массива информации в условиях дефицита времени.

 

Вопрос 2. Какие  школы  менеджмента  вы  знаете?

 

Существуют следующие школы менеджмента:

- Школа научного управления (1885—1920);

- Школа административного управления (1920—1950);

- Школа человеческих отношений (1930-50г.г.);

- Поведенческая школа (1950-настоящее время);

- Количественная школа (1950-настоящее время).

 

Практика управления имеет такую же древнюю историю, как и сами организации, но управление признанно и широко распространяется как научная дисциплина только с 1910 г. Большинство исследователей того времени полагали, что для становления преуспевающего менеджера достаточно иметь определенные черты характера и навыки.

Первый шаг к рассмотрению менеджмента как науки управления сделал Ф. Тейлор (1856–1915). Он заинтересовался не качествами отдельного человека и эффективностью его труда, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления (1885–1925 гг.) (рис.1).

Рис.1. Школа научного управления

 

Основные принципы этой школы:

• использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач;

• целенаправленный отбор работников, больше других подходящих для выполнения задач, их обучение;

• обеспечение работников ресурсами;

• применение материального стимулирования;

• отделение планирования от самой работы.

Все сводится к заключению: если можно на научной основе отобрать людей, подготовить их, предоставить им некоторые стимулы и слить воедино работу и человека, тогда можно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой.

Главная заслуга Ф. Тейлора в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Становление науки об управлении связано также с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели исследования в области трудовых отношений, усовершенствовали хронометражные методики Ф. Тейлора, разработали научные принципы организации рабочего места.

Представителем школы научного управления в России был О. А. Ерманский. Им в начале ХХ в. была разработана теория рациональной организации труда и управления, в основу которой положено понятие психофизиологического оптимума, т. е. максимума полезной работы на единицу затраченной энергии.

Административная (классическая) школа (1920–1950 гг.) занималась исследованием роли и функций менеджера. Одним из первых разработал эту идею Анри Файоль (1841-1925). Его последователи: Линдалл Урвик, Джейм Д.Муни, М. Вебер и др.

Школа называется классической, потому, что управление не просто выделено в отдельный вид деятельности, - А. Файоль классически раскрыл содержание управленческой деятельности. Он разделил весь процесс управления на 5 основных функций, которые до сих пор используются в теории управления организацией. Это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, мотивация, контроль.

Основной вклад А. Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассматривал его как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций, образующих замкнутый цикл. Ему принадлежит также разработка 14 принципов построения структуры организации и управления работниками. Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления «администрирования» (отсюда и название «административная школа»). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.

Суть разработанных им принципов сводится к следующему:

- разделение  труда;

- авторитет и  ответственность;

- дисциплина;

- единство руководства;

- единство распорядительства;

- подчинение  частного интереса общему;

- вознаграждение  за труд;

- баланс между  централизацией и децентрализацией;

- координация  менеджеров одного уровня;

- порядок;

- справедливость;

- доброта и  порядочность;

- устойчивость  персонала;

- инициатива.

Таким образом, заслуга представителей классической (административной) школы в теории управления состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления, многие из которых до сих пор полезны.

В России в 1920–1930 гг. А. К. Гастев разработал теорию управленческих процессов, выделив организационные, экономические и социально-психологические методы. А.М. Гинзбург обосновал необходимость сочетания централизованного планирования с товарно-денежными отношениями.

По ряду направлений российские ученые опережали своих зарубежных коллег. Уже в 1920 гг. ими были проведены оригинальные исследования функций руководства (И. М. Бурдянский, Н. А. Витке), рационализации (П. Л. Ледер), линейных и функциональных структур управления (И. Н. Бутаков, В. В. Добрынин, Э. К. Дрезен).

На рубеже 1930 гг. появилась школа человеческих отношений, в основу которой положены достижения психологии и социологии; основное внимание сосредоточено на работнике, а не на самой работе. Родоначальником этой школы считается Э. Мэйо (1880–1949).

Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит Элтону Мэйо, который провел ряд экспериментов, получивших название «Хоторнские эксперименты», подтвердил открытый Тейлором в 1882 г. Феномен «работы с прохладцей». Мэйо призывал активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы, самым, сильным из которых, по его мнению, является стремление человека к постоянной связи со своими коллегами по работе. Искусство общения с людьми, как отмечал Мэйо, должно стать главным критерием отбора руководителей, особенно на техническом уровне.

Большой интерес к исследованиям психологических аспектов менеджмента отмечается в работах американки Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933 г.г.), которая изучала социально-психологические отношения в небольших группах. Она считала, что руководитель должен управлять в соответствие с ситуацией, а не с тем, что предписано функцией управления. С ее точки зрения, конфликт в трудовых коллективах при некоторых условиях может быть и конструктивным.

Примерно с конца 50 гг. прошлого века школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук», или бихевиористскую, главным принципом, которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук.

Главный постулат школы: правильное применение науки о поведении всегда должно способствовать эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.

В общих чертах главной целью данной школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Наиболее крупные представители этого направления: Р. Лайкерт, Д, МакГрегор, А. Маслоу изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникаций в организации и лидерства.

В России представителями этой школы были С. Д. Стрельбицкий (исследовал проблемы управления трудовым коллективом), И. С. Канигисер (изучал проблемы лидерства).

Появление количественной школы обусловлено развитием и применением в управлении кибернетики, математической статистики, моделирования, прогнозирования и вычислительной техники. Ключевой характеристикой школы служит замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

Основоположником данной школы считается Л. В. Канторович (1912–1986), который предложил общие принципы линейного программирования. В. С. Немчинов внес существенный вклад в разработку статистических методов управления экономикой. В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Во второй половине 20 века в управлении сложились и получили большое распространение, такие подходы к управлению, как процессный (с конца 50 гг.), системный (с середины 70 гг.) и ситуационный (80 гг.).

 

Вопрос 3. Перечислите  функции  управления,  выделенные  А.  Файолем

 

В теории администрирования Файоля две части. Первая связана с пониманием функций управления, вторая - с пониманием его принципов. У Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель. Напротив, принцип отвечает на вопрос, как руководитель делает это.

Файоль выделяет пять функций администрации:

Планирование - функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для их достижения средства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных ситуациях.

Организация  представляет  собой  формирование структуры объекта управления и обеспечение его всем необходимым для нормальной работы.

Мотивация заключается  в  активизации работающих посредством применения  методов  экономического и морального стимулирования.

Контроль - это количественная и качественная оценка результатов работы.

Координация  представляет  собой  достижение согласованности в работе всех звеньев системы посредством установления рациональных связей между ними.

Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте - структурного функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции - несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Структурным же подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают неким довеском к ней. У Тейлора одна функция (планирования) - одно структурное подразделение (плановое бюро). У Файоля  5 функций и целая система функциональных служб, которые составляют мозговой штаб компании. Новое построение получило название линейно-штабной структуры. Оно и сегодня преобладает в менеджменте.

Информация о работе Контрольная работа по предмету «Основы административного управления »