Конфликты в организации и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Дать определение конфликту;
2. Изучить типологию и структуру конфликтов;
3. Охарактеризовать причины, функции и динамику конфликтов;
4. Описать организацию предприятия «Галактика-Пресс» и разработать систему предупреждения и решения конфликтов.
5. Оформить работу, в соответствии со стандартами оформления курсовых работ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………….5
1.1.Понятие конфликта, его объект и предмет………………………………….5
1.2.Классификация конфликтов………………………………………………….6
1.3.Элементы конфликта………………………………………………………….8
1.4.Причины конфликта…………………………………………………………..9
1.5.Функции конфликта……………………………………………………….11
1.6.Динамика конфликта………………………………………………………12
1.7.1. Предконфликтная ситуация………………………………………………13
1.7.2. Зарождение конфликта (инцидент)………………………………………13
1.7.3. Развитие конфликта (эскалация)…………………………………………14
1.7.4. Завершение конфликта (разрешение)……………………………………14
1.7.5. Послеконфликтный период………………………………………………15
1.8. Способы исследования конфликтов……………………………………….15
Глава 2. Объект исследования…………………………………………………..19
Глава 3. Практическая часть…………………………………………………….27
3.1. Предконфликтная ситуация, характеристика противоречий между сотрудниками организации……………………………………………………..27
3.2. Начало (зарождение) конфликта в организации…………………………28
3.3. Развитие конфликта в организации………………………………………29
3.4. Исследование конфликта и возможные методы разрешения………….30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список источников литературы………………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Условно участники поделены на такие категории: инициаторы (зачинщики); организаторы; пособники; посредники (медиаторы).

Следующий объективный элемент в конфликте — его среда, состоящая из совокупности объективных условий конфликта. Различают микро- и макросреду конфликта. Они, в свою очередь, распределены на физическую, психологическую и социальную среды.

В организациях, на предприятиях наиболее значимо отражаются психологическая и социальная среда конфликта.

Именно различия интересов являются фундаментальной причиной конфликтов.

 

1.4.  Причины конфликта

Причина конфликта — это то явление, благодаря которому возникает конфликт. Причины конфликта тесно связанны с потребностями людей.

Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для комфортного существования и деятельности индивида. Причиной конфликта может стать только осознанная потребность, выражающаяся как интерес.

 Выделяют такие противоречия интересов:

- внутренние и внешние;

- антагонистические и неантагонистические;

- основные и не основные;

- объективные и субъективные.

Внутренние противоречия – противоборство в группе, организации, общности или обществе вместе взятом.

Внешние противоречия - между двумя или несколькими относительно самостоятельными группами.

Антагонистические противоречия — противоречия участников с кардинально несовпадающими, враждебными интересами и устремлениями. Мерой разрешения такого конфликта является полное уничтожение одной или нескольких сторон конфликта, ликвидация основных структур группы, лишение ее возможности функционировать в прежнем качестве.

Неантагонистические противоречия – имеют место в конфликтах, участники которых способны к примирению, компромисса. Подобные конфликты наиболее распространены во всех организациях. С ними часто сталкиваются менеджеры.

Источник неантагонистических противоречий — разнообразие интересов индивидуумов и социальных объединений.

Основные противоречия – возникают при взаимодействии основных участников конфликта, имеют ключевое значение. А не основные противоречия только дополняют конфликт. Иногда относятся к косвенным участникам конфликта. Однако основные и не основные противоречия диалектически взаимодействуют. В частности, чем больше накапливается не основных противоречий, тем сложнее разрешаются ос­новные, что в свою очередь порождает новые и многообразные не основные противоречия.

Объективные противоречия – независимы от личностных качеств людей и их характеристик. Они неизбежны и многолики, единственный способ устранит их – найти коренную причину конфликта. Часто эта причина и сама имеет объективный, независящий от воли и сознания людей характер.

Субъективные противоречия – несовпадения личностных качеств, ориентаций и ценностей индивидов.

 

1.5.  Функции конфликта

Классифицируют явные и латентные (скрытые) функции конфликта.

Явные функции конфликта отличаются тем, что его последствия не противоречат целям, которые намечали для достижения стороны конфликта.

Скрытые (латентные) функции конфликта — проявляются, если последствия конфликта становятся очевидными лишь с течением времени и в определенной мере отличаются от намерений, ранее задекларированных участниками конфликта. Латентные функции могут проявляться также в том, что его результаты вообще могут оказаться непредвиденными и не соответствующими целям оппонентов конфликта.

Важной составляющей является и оценка функции конфликта.

Конструктивные (как впрочем и деструктивные) функции конфликта, с определенной мерой условности и для удобства построения работы, можно определить в две группы:

1) общие функции конфликта — присутствуют на разных уровнях общественной системы;

2) функции конфликта на личностном уровне, которые относятся непосредственного к личности.

К общим конструктивным функциям конфликта можно отнести: выявление противоречий в обществе, информирование о их наличии; использование конфликта, как формы решения конфликтов и снятия напряженности; интегрирование объединение группы, организации; стабилизация социальной системы; мобилизацию сил и выяснение их соотношения; возникновение новых форм общения.

Конструктивные функции конфликта на личностном уровне характеризуются: познавательной функцией; повышением самооценки в результате достойного разрешения конфликтной ситуации; «выравниванием» характера; социализацией участников конфликта, их адаптацией в организации; снятием психологической напряженности; самореализацией и самоутверждением сотрудников.

Схожая типология применима и для деструктивных функций конфликта. Он может иметь следующие негативные аспекты и последствия: насильственные способы и методы решения противостояния; дестабилизация и дезорганизация групп людей и отдельных личностей; замедление экономического роста организации, вплоть до кризисной ситуации; разрушение сложившихся контактов и связей, общественных коммуникаций; усиление пессимизма и упадочных настроений и, как следствие, низкая производительность труда; зарождение и развитие новых, более разрушительных конфликтов; снижение дисциплины и эффективности систем управления.

Деструктивные функции конфликта личностного уровня небезопасны и характеризуются такими явлениями: разрушительное влияние на психологическую атмосферу организации; пессимизм, стресс, чувство подавленности работников; разочарование в собственных силах; неуверенность, потеря мотивации, ценностных представлений и идеалов; девиантное, несвойственное поведение, вплоть до попыток суицида; негативная оценка коллег и партнеров; негативные примеры поведения, сплетни, молчание или ругательства и др.

 

1.6.  Динамика конфликта

Организация, как и каждый из ее членов непрестанно развиваются, меняются. Конфликт – это также один из видов развития, который имеет свои этапы, зарождается, развивается и исчерпывает себя, после разрешения. Динамика конфликта — процесс его развития.

Любой конфликт состоит из пяти частей:

1) предконфликтный период (скрытый);

2) начало (инцидент);

3) развитие (экскалация);

4) завершение (разрешение);

5) послеконфликтный период.

 

1.7.1. Предконфликтная ситуация

Предконфликтная ситуация — скрытый период, когда присутствует вероятность конфликта, но на самом деле имеет место лишь формирование и усиление тех противоречий, которые к нему приведут. Не один конфликт не обходится без этого этапа, ведь противоречия и разногласия – его стержень. Все эти несоответствия и противоречия не дают знать о себе сразу и определенное время пребывают неочевидными. Их скрывают явления более мелкого плана, второстепенные и случайные. Накапливаются факты и явления, приводящие непосредственно к конфликту. Именно поэтому в разных источниках он именуется, скрытым, инкубационным латентным этапом. В нашей работе назовем его предконфликтным периодом (ситуацией).

Важной особенностью этого этапа является возможность избежать конфликта, разрешить противоречия до непосредственной конфликтной ситуации. Опытный менеджер обязан выявить факторы и явления, зарождающиеся на этом этапе. И донести до сознания членов организации наличие предконфликтной ситуации, по возможности устранить негативные факты, вызывающие противоречия.

 

1.7.2. Зарождение конфликта (инцидент)

В случае не разрешения противоречий на первой стадии, предконфликтой, если не устранены факторы нарастания разногласий начинается открытый конфликт. Явление противостояния становится явным для всех членов группы, организации. Развивающиеся противоречия невозможно игнорировать или подавить.

Смена латентного периода конфликта на открытый этап противостояния происходит благодаря тому или иному инциденту (происшествию, событию, случаю).

Инцидент — это событие, факт, который способен положить начало неприкрытому противостоянию оппонентов. Однако инцидент конфликта и его повод не одно и то же. Повод – это предмет, основание, одна из возможных причин конфликтной ситуации. В то время, как инцидент лишь формальное явление, развязывающее сам конфликт.

 

1.7.3. Развитие конфликта (эскалация)

Эскалация конфликта — основной, наиболее напряженный его этап, на протяжении которого усиление противоречий сторон и всех его участников, сопровождается попытками одержать перевес в противостоянии.

Этот период крайне сложен для ведения переговоров, почти исключает мирные способы разрешения конфликта. Оптимальный способ поведения на данном этапе: не перечить эмоциям сторон, пытаясь взывать к логике и рационализму участников. Далеко не все они сейчас способны к ним прибегнуть. Ведь главной целью стадии становится нанесение максимальное урона противоположной стороне. Нередко применяются такие методы, как культивирование в организации общества врага, демонстрация силы, угрозы, и другие отрицательные меры и способы поведения. Обстановка накаляется, пока не будет достигнут определенный результат.

 

1.7.4. Завершение конфликта (разрешение)

Завершение конфликта – последняя его стадия, когда завершается открытый конфликт.

Происходит его окончание, которое может быть самым разнообразным, смена представлений и ценностных устремлений участников противостояния, возникновении факторов, способствующих прекращению эскалации конфликта или банальное истощение сил противоборствующих сторон.

Нередко стороны конфликта приходят к осознанию бесполезности противостояния, деструктивности конфликта, начинают поиск новых путей решения проблем. В других случаях завершение конфликта может быть обусловлено и уничтожением одного или нескольких субъектов.

Нужно подчеркнуть, что «завершение конфликта» и его «разрешение» не тождественны. Конфликт может исчерпать себя по указанным выше причинам, без постороннего вмешательства, а может быть разрешен при помощи управленческих методик.

 

1.7.5. Послеконфликтный период

Завершающая стадия любого конфликта, характеризующаяся полным спадом динамики конфликта, устранением напряженности и всех видов противостояния. Постепенно взаимодействие членов группы, организации приобретает нормальную окраску, возвращается к прежним доконфликтным формам, положительным тенденциям. Налаживается продуктивное сотрудничество, возрождается атмосфера доверия.

 

1.8. Способы исследования конфликтов

Исследованием конфликтов и разработкой методики их изучения и разрешения занимается наука конфликтология.

Конфликтология -это наука, которая исследует объективную реальность человеческого бытия в изменении и развитии. Как область научных знаний конфликтология изучает теорию конфликта, практику прогнозирования, профилактики и преодоление конфликтов. Иначе говоря, конфликтология – это наука о психогигиене социально-политических, межличностных и внутриличностных отношениях.

Существуют многие и разнообразные методы конфликтологических исследований:

Системный метод. Системность изучения любой проблемы предполагает сравнительно целостное ее изучение, тем не менее сложность применения системного подхода к изучению конфликтов состоит в частности в том, что сам объект исследования не является системой в точном понимании этого слова; ныне методический аппарат еще не является самодостаточным.

 

Сиcтeмная основа - это кoмплeкc иccлeдoвaний и мероприятий, нaпpaвлeнныx нa выявлeниe oбщиx тeндeнций и фaктopoв paзвития opгaнизaции и выpaбoткy действий пo coвepшeнcтвoвaнию cиcтeмы yпpaвлeния и вceй пpoизвoдcтвeннo-xoзяйcтвeннoй дeятeльнocти opгaнизaции.

Сиcтeмный aнaлиз конфликта имeeт cлeдyющиe ocoбeннocти:

- иcпoльзyeт нe тoлькo фopмaльныe мeтoды, нo и мeтoды кaчecтвeннoгo aнaлизa, т.e. мeтoды, нaпpaвлeнныe нa aктивизaцию иcпoльзoвaния интyиции и oпытa cотрудников;

- oбъeдиняeт paзличные мeтoдики воедино;

- oпиpaeтcя нa нayчнoe миpoвoззpeниe, в чacтнocти, нa диaлeктичecкyю лoгикy;

- дaeт вoзмoжнocть oбъeдинить знaния, cyждeния и интyицию cпeциaлиcтoв paзличныx oблacтeй знaний и oбязывaeт иx к oпpeдeлeннoй диcциплинe мышлeния;

- акцентируется цeлях и цeлeoбpaзoвaнии.

Эмпирический подход. Для решения конфликтов важно обеспечить оптимальное соотношение эмпирического и теоретического компонентов познания при их изучении.

Ситуативный подход. Предусмотри есть выбор как единице анализа конфликтного взаимодействия конфликтной ситуации, которая имеет определенные времени и пространство, границы, а также основной набор содержательных характеристик конфликта. Он является описательной, динамической моделью конфликта.

Статистический метод. Оказывает содействие изучению многих случаев и дает возможность благодаря полученным статистическим данным установить закономерности, взаимозависимости, помогает сделать обобщение.

Метод экспертных оценок. Применяется для прогнозирования развития тех или иных явлений. Конфликтологи используют его для прогнозирования конфликтов, оценивания уровней латентных конфликтов.

Основой качественной и количественной оценки объективных и субъективных факторов, которые влияют на конфликт, становится мысль специалистов.

Следует не забыть перечислить основные требования к методам конфликтологического исследования.

Объективность - выводы должны быть сделаны на основании достоверных данных, не на предположениях или представлении.

Валидность - возможность полноты исследования.

Надежность - получение однозначных результатов при многоразовом контроле.

Специфичность - соответствие определенной методики только тому факту, процессу или проблеме, которые изучаются.

Экономичность - решения этой проблемы с наименьшими затратами времени, средств, усилий и т.п.

Перед началом исследования и оценки конфликта выводят три аспекта, от которых отталкиваются далее:

Пространственные границы конфликта: определения границ территорий, на которые происходит конфликт. Это очень важно для социальных, межгрупповых конфликтов.

Временные границы: продолжительность конфликта во времени, его начало и конец.

От субъектной границы конфликта зависит количество участников в конфликте приходящееся на его начало.

Для признания конфликта как такого, что уже начался, нужно три условия:

- первый участник конфликта действует сознательно и активно в ущерб оппоненту;

- второй участник, который сознает, что эти действия направлены против его интересов; в связи с этим второй участник сознает, что его действия в свою очередь направлены против первого участника.

- признака конфликта. Любой конфликт независимо от его характера, конкретного содержания и вида обязательно содержит в себе момент противостояния, противоборств. Это могут быть ссоры, забастовки, отказ и т.д.

Информация о работе Конфликты в организации и пути их решения