Корпоративная культура и брендинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:56, реферат

Краткое описание

Корпоративная культура – это совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей. Писаные и неписаные правила поведения складывались в профессиональных сообществах еще в средние века, причем нарушение их могло повлечь за собой исключение из сообщества. Сам термин «корпоративная культура» появился в XIX веке. Он был сформулирован немецким фельдмаршалом Мольтке, который использовал его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде.

Вложенные файлы: 1 файл

интернетг.docx

— 34.74 Кб (Скачать файл)

1.Корпоративная культура.

 Корпоративная культура – это совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей. Писаные и неписаные правила поведения складывались в профессиональных сообществах еще в средние века, причем нарушение их могло повлечь за собой исключение из сообщества. Сам термин «корпоративная культура» появился в XIX веке. Он был сформулирован немецким фельдмаршалом Мольтке, который использовал его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. Со временем это понятие распространилось и на другие сферы, в настоящий момент ни у кого не возникает сомнений по поводу значимости корпоративной культуры для успешного функционирования и процветания любой организации.

Корпоративная культура включает в себя целый ряд компонентов:

- представление о миссии (предназначении) организации, ее роли в обществе, основных целях и задачах деятельности;

- ценностные установки (понятия о допустимом и недопустимом), сквозь призму которых оцениваются все действия сотрудников;

- модели поведения (варианты реагирования) в различных ситуациях (как обыденных, так и нестандартных);

- стиль руководства организацией (делегирование полномочий, принятие важных решений, обратная связь и пр.);

- действующая система коммуникации (обмен информацией и взаимодействие между структурными подразделениями организации и с внешним миром, принятые формы обращения “начальник-подчиненный” и «подчиненный-начальник»);

- нормы делового общения между членами коллектива и с клиентами (другими учреждениями, представителями власти, СМИ, широкой общественностью и т. д.);

- пути разрешения конфликтов (внутренних и внешних);

- принятые в организации традиции и обычаи (например, поздравление сотрудников с днем рождения, совместные выезды на природу и т. д.);

- символика организации (слоган, логотип, стиль одежды сотрудников и пр.).

При этом данные компоненты должны приниматься и поддерживаться всеми членами коллектива (или  подавляющим их большинством).

Некоторые руководители рассматривают  корпоративную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий  ориентировать все подразделения  организации и отдельных лиц  на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение.

Зачастую в учреждениях  культуры корпоративная культура складывается спонтанно и не выполняет в  полной мере возлагаемых на нее функций.

Виды корпоративной  культуры

1. Авторитарная (директивная) - централизация власти, строгая служебная иерархия, тотальный контроль над сотрудниками. Мнение коллектива, как правило, не учитывается. Руководитель принимает все решения единолично или в узком кругу ближайших сподвижников.

Преимущества

Недостатки

Руководитель может контролировать все участки работы. Четкая дисциплина. Данная КК может быть эффективна в  условиях антикризисного управления, в переходный период, однако поддерживать ее в организации постоянно не рекомендуется.

Данная КК отрицательно влияет на морально-психологический климат в коллективе, ведет к снижению инициативы и личной ответственности  сотрудников (руководитель все равно  даст задание сам). Отсутствие обратной связи в отношениях подчиненный-начальник  вызывает взаимное недопонимание, недомолвки и может негативно сказаться  на деятельности организации в целом.




 

2. Либеральная (попустительская) - руководство организации не принимает активного участия в управлении коллективом, при разрешении возникающих проблем старается занять нейтральную позицию, предпочитает не вмешиваться в назревающие конфликты. Работа в организации часто пускается на самотек.

Преимущества

Недостатки

Отсутствие жесткого контроля открывает больше возможностей для  самовыражения и реализации сотрудников. Данный вид КК может благополучно функционировать в творческих коллективах (театрах, художественных и реставрационных  мастерских) при условии наличия  у всех работников высокого уровня самодисциплины

Отсутствие контроля над  выполнением служебных обязанностей и соблюдением правил внутреннего  распорядка при слабом уровне самодисциплины и ответственности сотрудников  может привести к деморализации  трудового коллектива и срыву  всей работы организации. В переломные и кризисные моменты, требующие  волевых решений руководства, поддерживать такую КК нецелесообразно


 

3. Демократическая (коллегиальная) - рациональное распределение обязанностей между всеми членами коллектива, делегирование полномочий, коллегиальное принятие ключевых решений, наличие двухсторонней обратной связи.

Преимущества

Недостатки

Данная КК способствует формированию благоприятного психологического климата  в коллективе, стимулирует лояльность и повышает личную ответственность  сотрудников. Рекомендована в периоды стабильного развития

Может вызвать затруднения  при принятии решений в случае слишком большой разобщенности  членов коллектива во взглядах на тот  или иной вопрос. При недостаточном  авторитете руководителя может привести к саботированию его решений  и неуместной фамильярности в  общении


 

4. Стабильная - постоянство и предельная четкость действующих в организации норм, традиций, правил поведения и прочих элементов организационной культуры.

Преимущества

Недостатки

Сотрудники ясно понимают, что от них ждут; знают, “как можно” и “как нельзя” себя вести в  различных ситуациях, возникающих  в ходе рабочего процесса. Существующие нормы прозрачны и едины для  всего персонала

Недостаточная гибкость, консерватизм, нежелание меняться в соответствии с современными реалиями (годами устоявшиеся, но уже устаревшие нормы и правила  искореняются с трудом)


 

5. Нестабильная - неустойчивость (колебания) в общей системе управления организацией, отсутствие четких и единых для всех норм и правил поведения, избирательное отношение к разным членам коллектива.

Преимущества

Недостатки

Отсутствие четких норм и  правил поначалу может рассматриваться  как доверие руководства к  своим сотрудникам, предоставление им большей свободы и широких  возможностей для неформального  общения. Данная КК может быть уместна в небольших организациях без сложной иерархической структуры

В то же время отсутствие четких норм и правил, разная (порой  диаметрально противоположная) реакция  руководства на одни и те же действия сотрудников в зависимости от настроения и прочих субъективных факторов сбивает с толку и демотивирует персонал. Нестабильная КК может негативно сказаться и на внешнем имидже организации


 

6. Интегрированная (высокая степень соответствия)- коллектив организации сплочен, внутри него формируется единое общественное мнение. Большинство сотрудников разделяют и поддерживают все элементы действующей организационной культуры.

Преимущества

Недостатки

Единство и сплоченность формируют командный дух, снижают  уровень конфликтности, тем самым  положительно влияя на конечную результативность деятельности всей организации

Зашоренность во взглядах, нежелание строить конструктивный диалог с инакомыслящими (сотрудниками, не разделяющими ценности и интересы, пропагандируемые действующей в организации корпоративной культурой)


 

7. Дезинтегрированная (низкая степень соответствия) - отсутствие единого общественного мнения, разобщенность во взглядах, недовольство большинства сотрудников принятыми в организациями нормами и правилами поведения; как следствие – повышенная конфликтность среди членов коллектива.

Преимущества

Недостатки

При искреннем желании  руководства наладить конструктивный диалог с сотрудниками и выслушать  все имеющиеся мнения, ситуацию можно  изменить в лучшую сторону. Возможно, для этого придется пойти на компромисс (в разумных пределах) и пересмотреть отдельные элементы КК

Демотивация персонала, низкий уровень самоотдачи сотрудников, несоблюдение ими действующих норм и правил. Все это приводит к снижению эффективности  работы и ухудшению имиджа организации  в глазах общественности


 

8. Личностно -ориентированная - основной ценностью организации являются работающие в ней люди. Руководство стремится всячески поддерживать сотрудников, вникает в их потребности и проблемы. Большое внимание уделяется развитию человеческих ресурсов.

Преимущества

Недостатки

Предоставление широких  возможностей для профессиональной и творческой самореализации является хорошим стимулом для сотрудников, повышает степень их ответственности  к возложенным обязанностям и  уровень лояльности по отношению  к работодателю

Возможна излишняя лояльность руководства по отношению к работникам, граничащая с попустительством. В  угоду личным интересам отдельных  сотрудников может снижаться  внимание к производственным вопросам


 

9. Функционально-ориентированная - во главу угла ставится четкое выполнение функциональных алгоритмов деятельности с неукоснительным соблюдением всех существующих норм и требований. Личным интересам сотрудников уделяется минимум внимания.

Преимущества

Недостатки

Поскольку интересы дела занимают первоочередное значение, данная КК способна обеспечить бесперебойное функционирование организации и выполнение поставленных перед ней задач

Существует риск чрезмерной унификации и обезличивания всех производственных процессов. Игнорирование  личных потребностей и возникающих  у персонала проблем может  негативно сказаться на конечных результатах деятельности организации


В зависимости от характера  влияния на конечные результаты деятельности организации выделяют позитивные и негативные корпоративные культуры. При этом позитивная корпоративная культура должна способствовать повышению эффективности работы, оптимизации всех производственных процессов, непрерывному развитию самой организации и ее персонала, формированию комфортных условий и дружелюбной атмосферы в коллективе, повышению общественной значимости и статуса организации в соответствующей сфере деятельности. Негативная же корпоративная культура, наоборот, препятствует нормальному функционированию организации и выполнению ее миссии.

Отличительные черты негативной корпоративной культуры:

-апатия и незаинтересованность сотрудников в результатах своего труда;

-понижение уровня личной ответственности;

-формальный подход к выполнению служебных обязанностей;

-высокая текучесть кадров, изоляционизм (как между структурными подразделениями, так и с внешним миром);

-наличие слухов вокруг организации, подрывающих ее авторитет и репутацию у потенциальных потребителей, партнеров, широкой общественности.

Позитивные и  негативные корпоративные культуры

Позитивная КК

Негативная КК

демократическая

стабильная

интегрированная

личностно-ориентированная

авторитарная

нестабильная

дезинтегрированная

функционально-ориентированная


 

Понятно, что каждая из вышеперечисленных  корпоративных культур имеет  свои достоинства и недостатки. Так, бывают ситуации, когда культивирование демократической личностно-ориентированной КК может привести к серьезным проблемам (в частности, в кризисные и переломные для организации моменты, когда требуется более жесткое руководство и строгий контроль). Поэтому одним из ключевых условий успешного менеджмента является гибкость всех элементов управления, в т. ч. и корпоративной культуры, умение оперативно и адекватно реагировать на происходящие изменения (как во внешней, так и во внутренней среде), оптимальное сочетание (комбинирование) различных стилей руководства с преобладанием одного, наиболее соответствующего складывающейся ситуации.

В высокоорганизованных учреждениях  в периоды стабильного развития наиболее предпочтительной представляется демократическая интегрированная  личностно ориентированная корпоративная  культура.

Информация о работе Корпоративная культура и брендинг