Критерии адаптации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 19:21, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы исследовать процесс адаптации персонала в организации и задачи руководителя по работе с молодыми специалистами. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- критерии адаптации персонала;

- испытательный срок, его роль значение;

- адаптация молодых специалистов;

Вложенные файлы: 1 файл

упр пер.docx

— 21.98 Кб (Скачать файл)

Введение 

     Адаптация персонала  в организации является необходимым  звеном кадрового менеджмента.  Действительно, становясь работником  конкретного предприятия, новичок  оказывается перед необходимостью  принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения,  должностные инструкции, приказы,  распоряжения администрации и  т. д. Он принимает также  совокупность социально-экономических  условий, предоставляемых ему  предприятием. Он вынужден по-новому  оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в  коллективе нормами и правилами  поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию  поведения.

     К сожалению,  важность мероприятий по адаптации  работников в нашей стране  недостаточно серьезно воспринимается  кадровыми службами на протяжении  долгого периода. До сих пор  многие государственные предприятия  и коммерческие организации не  имеют даже базовых программ  адаптации. Между тем, в условиях  введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования  и самоокупаемости, что сопровождается  значительным высвобождением и,  следовательно, перераспределением  рабочей силы, увеличением числа  работников, вынужденных либо осваивать  новые профессии, либо менять  свое рабочее место и коллектив,  важность проблемы адаптации  еще больше возрастает.

     Внедрение системы  управления адаптацией в предприятия  представляет собой достаточно  сложную задачу, но от  нее зависит решение таких важных задач для предприятия, как:

     - уменьшение  стартовых издержек, уменьшение  текучести кадров; возможно более  быстрое достижение рабочих показателей,  приемлемых для организации    - работодателя;

     - вхождение  работника в рабочий коллектив,  в его неформальную структуру  и ощущение себя членом команды;

     - снижение тревожности  и неуверенности, испытываемых  новым работником.

     Тревожность  и неуверенность в данном случае  означают боязнь провалов в  работе и неполную ориентацию  в рабочей ситуации. Это нормальный  страх перед новым и неизвестным,  экономия времени непосредственного  руководителя и рядовых работников, развитие у нового работника  удовлетворенности работой, позитивного  отношения к работе и реализма  в ожиданиях. Система адаптации  призвана решать вышеперечисленные  проблемы.

     В связи с  этим является актуальным определение  сущности адаптации. 

     Цель курсовой  работы исследовать процесс адаптации  персонала в организации и  задачи руководителя по работе  с молодыми специалистами. Для  реализации данной цели необходимо  решить следующие задачи:

 

     - критерии адаптации  персонала;

 

     - испытательный  срок, его роль  значение;

 

     - адаптация  молодых специалистов;

 

     - роль и значение  наставничества  и консультирования;

 

     - задачи руководителя  по работе с молодыми специалистами.

 

     Объектом исследования  является  межличностное отношение и взаимодействие сотрудников в организации.

 

      Предметом  исследования является адаптация  персонала в организации.

 

І Глава. Теоретическая  часть

 

1.1. Критерии адаптации  персонала

Критериями  адаптации для управленческого персонала могут быть:

 

     - выполнение  должностной инструкции;

 

     - качество выполненной  работы;

 

     - количество  выполненной работы;

 

     - соблюдение  стандартов времени  (норм времени и обслуживания);

 

     - производимое  на людей впечатление;

 

     - способность  влиться в коллектив;

 

     - заинтересованность  в работе;

 

     - интерес к  повышению квалификации  и служебному росту;

 

     - соблюдение  философии организации;

 

     - удовлетворительная  оценка качества  трудовой жизни.

 

Критерии  адаптации для рабочих:

 

     - выполнение  норм выработки;

 

     - выполнение  сменно-суточных заданий;

 

     - овладение  рабочим местом (станком,  оборудованием, операциями) в соответствии  с техническими условиями;

 

     - качество работы - процент бракованной  продукции в пределах допустимых

 

норм  предприятия;

 

     - соблюдение  трудовой дисциплины;

 

     - способность  влиться в коллектив  бригады (наоборот, "отторжение" бригадой);

 

     - соблюдение  деловой философии  предприятия.

 

1.2. Испытательный срок, его  роль значение 

 

 

     Испытательный  срок - это основной период адаптации  нового сотрудника организации.  Пункт об испытательном сроке  включается в контракт при  следующих условиях:

 

     - этот период  необходим в связи со специфическими  особенностями работы;

 

     - необходимость  "приглядеться" к новому сотруднику  и скрываемым качествам; 

 

     - принятый сотрудник  не полностью отвечает требованиям,  предъявляемым к "идеальному" работнику; 

 

     - это соответствует  действующему законодательству  о труде; 

 

     - установленный  срок достаточен для овладения  рабочими навыками;

 

     - организован  систематический контроль за  выполнением работы и регулярная  помощь (обратная связь с работником);

 

     - в конце  этого периода работник будет  извещен о его соответствии  или несоответствии занимаемому  рабочему месту. 

 

Если в организации  установили подходящий испытательный  срок (обычно 3 месяца), то по истечении  его вы узнаете, достаточно ли хорошо новый сотрудник выполняет работу. Однако ваша оценка должна быть максимально  объективной и основываться на наблюдениях  и анализе в течение испытательного срока, а также на соответствующих  критериях оценки. Результаты зависят  и от деятельности работодателя.

     Если вы считаете  свои действия правильными и  можете доказать свое непредвзятое  отношение к работнику, тогда  можно предупредить его об  увольнении по окончании испытательного  срока. Если же вам не ясна  ваша роль, можно принять решение  о продлении испытательного срока  и попытаться что-нибудь улучшить  в организации испытания или  в чем-то совершенствовать работу  сотрудника. Вы должны иметь в  виду, что расходы на наем другого  работника могут значительно  превзойти расходы на обучение  уже принятого сотрудника.

 

     Первые три-шесть  месяцев на новой работе - самые  трудные, и большое число новичков  покидает новую работу именно  в этот период. Это происходит  по ряду причин, из которых  наиболее распространенными являются:

 

     - несовместимость  с остальными сотрудниками;

 

     - недовольство  стилем руководства; 

 

     - не оправдавшиеся  представления о работе организации; 

 

     - утрата "иллюзий"  относительно организации; 

 

     - непонимание  работником предъявляемых к нему  требований;

 

     - высокая интенсивность  и сложные условия труда на  новом месте; 

 

     - несовпадение  ожидаемой и фактической оплаты  труда. 

 

     Для нейтрализации  этих факторов вы должны сделать  все возможное, чтобы работники  осваивались на новом месте  как можно быстрее. Они должны  четко знать, что от них ожидают  и что они всегда получат  совет и поддержку, а также  возможности для обучения. Контролируйте  их работу регулярно, чтобы  они чувствовали себя нужными,  и постарайтесь найти сотрудника, способного выполнить роль наставника. Если вы потеряете вашего нового  работника на этом этапе, то  зря пропадут время и деньги, затраченные на проведение найма  и отбора.

 

     За период  испытательного срока руководитель  подразделения обязан удостовериться  о соответствии принятого сотрудника  требованиям разработанной модели  рабочего места:

 

     - соответствие  его квалификации документу об  образовании (диплому, аттестату,  свидетельству);

 

     - реальное наличие  профессиональных знаний и умений  в данной работе (должности);

 

     - проявление  личностных и деловых качеств  в стандартных и конфликтных  ситуациях; 

 

     - наличие вредных  привычек и негативных качеств,  не совместимых с требованиями  организации; 

 

     - удовлетворенность  работника оплатой труда в  соответствии с достигнутой договоренностью; 

 

     - культура поведения  и культура производства (чистота  на рабочем месте, соблюдение  правил общего поведения).

 

     Руководитель  также обязан выявить и зафиксировать  все случаи нарушения трудовой  дисциплины, включая внутрисменные  простои и потери рабочего  времени; социально-психологический  климат в коллективе в связи  с появлением "новичка".

 

     В целях успешного  прохождения испытательного срока  руководитель должен:

 

     - назначить  наставника (консультанта), ответственного  за "новичка", или взять эту  работу на себя;

 

     - подробно ознакомить  нового работника с внутренними  нормативными документами (положениями,  инструкциями, правилами и др.);

 

     - предоставить  отдельное рабочее место, показать  правила работы на нем, провести  инструктаж на рабочем месте;  давать четкие задания и поручения,  желательно, в письменной форме  и вести систематический контроль  исполнения;

 

     - ознакомить  лично всех членов трудового  коллектива (отдел, службу, бригаду)  с "новичком";

 

     - вмешиваться  лично во все нестандартные  или конфликтные ситуации с  "новичком", ни в коем случае  не давать его на "съедение" неформальному лидеру;

 

     - не применять  строгих мер административного,  экономического, социологического  и психологического воздействия  на "новичка" в период испытательного  срока (кроме случаев грубых  нарушений, аварий, травматизма).

     Программа введения  в должность. Если ваша организация  уже столь велика, чтобы полагаться  только на личные контакты, один  из способов обеспечить наилучший  старт новому члену коллектива  состоит в разработке и реализации  программы введения в должность.

 

     В идеале  программа должна контролироваться  сотрудником, который непосредственно  подчиняется работодателю, хотя  в зависимости от размеров  вашей организации эти функции  могут выполняться сотрудниками  различного ранга. Главная цель  состоит в ознакомлении новых  сотрудников; общими правилами  работы в вашей организации,  правилами техники безопасности  и охраны здоровья, а также  с новыми рабочими условиями.  Как минимум, новичок должен  быть ознакомлен с общей деятельностью  организации; коллективом, особенно  с теми, кто будет работать  с ним непосредственно; характером  самой работы; рабочими условиями,  например, с правилами техники  безопасности и охраны здоровья; оборудованием и общим планом  здания; общими сведениями об  организации.

     Очевидно, что  для получения этой информации  потребуется срок более одного  дня. Вам самим понадобится  затратить определенное время  на отбор и подготовку информации, предоставляемой новичку. Стоит  учесть, что первые впечатления  самые сильные и могут длительное  время влиять на мотивацию  к работе и отношение к организации.  Что более важно, плохое начало  может отдалить то время, когда  сонник начнет вносить полноценный  вклад в труд коллектива организации.  Для управления процессом введения  в должность целесообразно указать  даты свершения каждого пункта  программы и регулярно проверять  выполнение мероприятий. Это даст  вам представление о том, какая  информация уже усвоена новым  сотрудником, а какая - нет.  Оценка программы введения в  должность и испытательного срока  может быть сделана с помощью  теста. 

1.3. Адаптация молодых специалистов 

          Адаптация персонала - это процесс  приспособления коллектива к  изменяющимся условиям внешней  и внутренней среды организации.

     Адаптация работника  - это приспособление индивидуума  к рабочему месту и трудовому  коллективу.

     Важным источником  пополнения руководящих и инженерно-технических  кадров организаций и предприятий  являются молодые специалисты  с высшим образованием. Работа  с ними строится так, чтобы  на каждом этапе обучения студентов  их производственная подготовка  осуществлялась совместно с базовыми  предприятиями, организациями на  принципе совмещения учебы с  производственным трудом с неполным  рабочим днем или неполной  рабочей неделей. За время обучения  необходимо обеспечить каждому  студенту получение рабочей профессии  по профилю специальности, а  также овладение первичными навыками  профессиональной деятельности  в соответствии с характером  будущей работы на производстве- технологической, управленческой, конструкторской  и др.

Информация о работе Критерии адаптации персонала