Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:07, курс лекций
Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы. Если до этого кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга, а также работников кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением должного уровня кадрового потенциала организации, существенным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого направления менеджмента.
I. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Глава 1. Управление персоналом в системе современного менеджмента
1.1. Парадигмы управления персоналом в XX в.
1.2. Эволюция форм совместной деятельности и становление кадрового менеджмента
1.3. Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента
1.4. Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами
1.5. Кадровый менеджмент: вызовы XXI в.
1.6. Основные профессиональные роли менеджера по персоналу
1.7. Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу
Глава 2. Организационный контекст управления персоналом
2.1. Элементы организации
2.2. Жизненные стадии и циклы организации
II. КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Глава 3. Основные подходы к управлению персоналом
3.1. Экономический подход
3.2. Органический подход
3.3. Гуманистический подход
3.4. Организационные культуры как объект управленческой деятельности
Глава 4 Концепция “человеческого капитала”
4.1. Теория человеческого капитала
4.2. Концепция “Анализ человеческих ресурсов”
4.3. Измерение индивидуальной стоимости работника
4.4. Стохастическая позиционная модель
III. СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Глава 5. Кадровая политика
5.1. Типы кадровой политики
5.2. Этапы построения кадровой политики
5.3. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия
5.4. Условия разработки кадровой политики
Глава 6. Управление персоналом развивающейся организации
6.1. Стадия формирования организации
6.2. Стадия интенсивного роста организации
6.3. Стадия стабилизации
6.4. Стадия спада (ситуация кризиса)
IV. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Глава 7. Методы формирования кадрового состава
7.1. Проектирование структуры организации
7.2. Оценка потребности в персонале
7.3. Анализ кадровой ситуации в регионе
7.4. Анализ деятельности. Должностные инструкции
7.5. Привлечение кандидатов на работу в организацию
7.6. Оценка кандидатов при приеме на работу
7.7. Конкурсный набор персонала на работу
7.8. Адаптация персонала
Глава 8. Методы поддержания работоспособности персонала
8.1. Повышение производительности и нормирование труда
8.2. Оценка труда
8.3. Аттестация персонала
8.4. Формирование кадрового резерва
8.5. Планирование карьеры
8.6. Разработка программ стимулирования труда
8.7. Обучение персонала
При доминировании органической организационной культуры менеджер по персоналу в своей деятельности, как правило, руководствуется следующими стереотипами:
В случае преобладания предпринимательской организационной культуры менеджер по персоналу руководствуется такими стереотипами:
При партиципативной организационной культуре менеджер по персоналу в своей деятельности исходит из того, что
1.4. Кадровый
менеджмент: от управления персоналом
к управлению человеческими
В эволюции теории и практики
зарубежного кадрового
Основные модели кадрового менеджмента
Выделяются три основные модели кадрового менеджмента.
1) менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной морально-психологической атмосфере на предприятии. Эта патерналистская модель восходит к социал-реформистским идеям конца ХIХ — начала ХХ вв. и нашла свое органическое воплощение в многочисленных вариациях доктрины человеческих отношений. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк, имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников;
2) менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. В больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный труд, у него двоякая роль: осуществление административного контроля над соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий статус в организации;
3) менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационную и профессиональную когерентность составляющих кадрового потенциала корпорации. Он входит в состав ее высшего руководства и имеет подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами.
Существенное отличие последней модели от двух предыдущих, традиционных, явное. Однако для отечественных кадровых служб, пока еще только овладевающих технологиями кадрового менеджмента, различие между традиционными методами управления персоналом и методологией управления человеческими ресурсами в известной степени носит умозрительный характер. Поэтому обратимся к анализу зарубежного опыта, чтобы рельефнее очертить достоинства и недостатки этих двух направлений кадрового менеджмента.
Особенности и недостатки традиционных методов управления персоналом
Хотя различия даже внутри национальных традиций управления персоналом весьма велики, можно выделить ряд общих характеристик этой практики кадрового менеджмента, сложившихся и получивших распространение в ХХ столетии в корпорациях развитых стран.
1. Широкое разнообразие существующих подходов в управлении персоналом, обусловленное (в том числе и историческими) различиями в национальных, институциональных и организационных контекстах, привело к тому, что ни единого корпуса профессионального знания, ни общей профессиональной идеологии этой управленческой дисциплины до сих пор так и не сложились.
2. Кадровая работа традиционно находилась на периферии внимания руководителей корпораций. Маргинальная роль специалистов по управлению персоналом определялась тем, что они выполняли функции советников при руководстве и не несли непосредственной ответственности за разработку и реализацию стратегии организации. А финансовые и производственные соображения, как правило, всегда брали верх над предложениями кадровых работников, идущими вразрез с общей стратегией корпорации.
3. У специалистов по управлению персоналом с самого начала возник ореол защитников интересов рядовых работников, что, по мнению их коллег-менеджеров, препятствовало достижению целей, стоящих перед организацией.
4. Управление персоналом трактовалось как деятельность, для которой не требуется специальной подготовки; в отличие от других управленческих специальностей в ней можно было довольствоваться соображениями здравого смысла, да и существовало расхожее мнение, что любой опытный руководитель вполне мог справиться с функциями менеджера по персоналу.
5. Отсутствие специализированной профессиональной подготовки и соответствующей профессиональной квалификации снижало авторитет кадровых работников в глазах начальства и линейных руководителей.
На фоне радикальных изменений в корпоративном менеджменте за последние 15—20 лет удивительным выглядит сам факт, что управление персоналом, представлявшее собой довольно заурядную и маргинальную управленческую деятельность, не исчезло вовсе, а, напротив, переживает подлинный расцвет. Основная причина — в практике кадрового менеджмента с 80-х гг. начинает доминировать третья, “архитектурная” модель.
Преобразование управления персоналом в управление человеческими ресурсами
Эта трансформация кадрового
Речь идет о консолидации вокруг управленческой “вертикали” всех функций кадрового менеджмента, выразившейся в появлении стратегического уровня в управлении человеческими ресурсами. Вместо довольно фрагментизированной структуры кадрового менеджмента, бытовавшей в эпоху доминирования первой и второй моделей управления персоналом, складывается система менеджмента, ориентированная в первую очередь на развитие человеческого капитала. Миссия этой системы — в числе других приоритетных стратегических целей корпорации реализовать и ключевые цели ее кадровой политики.
Британский специалист в области кадрового менеджмента Д. Гест считает, что кадровая политика корпорации должна обеспечить: