Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:23, курсовая работа
Краткое описание
Спрос на путешествия за здоровьем растет из года в год. С одной стороны появилась возможность выбора, где, в какой клинике, в какой стране лечить то или иное заболевание, а, возможно, и делать операцию, а с другой стороны растет востребованность природных лечебных факторов, SPA процедур и санаторно-курортного лечения. Сама жизнь все больше заставляет нас думать о хорошей физической форме, а дефицит свободного времени подталкивает человека к тому, чтобы совместить отдых с лечением и профилактикой различных заболеваний.
Проведенный анализ состояния
курортного дела в стране позволяет сделать
заключение о назревшей необходимости
разработки и утверждения Правительством
Российской Федерации основных направлений
государственной политики (Концепции)
в сфере санаторно-курортной деятельности
в России, где должны быть продуманы все
звенья санаторно-курортной системы -
от центрального ведомства до муниципального
санатория.
В свете решения данных вопросов,
полагали бы целесообразным, предложить
Правительству Российской Федерации:
- определить роль государства
в регулировании рынка санаторно-курортных
услуг,
разработки механизма их финансирования,
предоставления и потребления;
- предусмотреть разработку:
предложений по совершенствованию
системы управления природопользованием
на курортах, порядка и критериев лицензирования
медицинской деятельности и аккредитации
санаторно-курортных учреждений,
критериев формирования государственного
заказа на санаторно-курортное лечение
граждан
установление предельной стоимости
социальных путевок,
научно-обоснованных нормативов
обеспечения санаторно-курортной помощью
для различных категорий населения,
фундаментальных исследований
по изучению механизма действия естественных
и преформированных курортных факторов
при лечении различных заболеваний.
Чаще всего средств, выделяемых
на строительство и капитальный ремонт
санаторно-курортных учреждений, крайне
недостаточно и распределяются они неравномерно,
в результате чего многие объекты санаторно-курортных
учреждений находятся в неудовлетворительном
состоянии.
2 Финансовое обеспечение
санаторно-курортного лечения и
отдыха
Внимание к проблеме финансирования
санаторно-курортной помощи обусловлено,
прежде всего, отсутствием единой политики
в данной сфере, а так же наличием множества
децентрализованных источников, не позволяющих
составить достоверную картину.
В настоящее время потребность
в средствах федерального бюджета санаторно-курортных
учреждений, как показали проверки, определяется
на основе фактически сложившихся данных
за годы, предшествующие планируемому
периоду, а не по нормативной и методологической
базе по формированию расходных статей,
предусматривающей обоснованную потребность
конкретного учреждения в этих средствах.
В Минздраве России отсутствуют
нормативные документы, определяющие
порядок финансирования санаторных учреждений.
Федеральным бюджетом на строительство
новых объектов и реконструкцию в санаторно-курортных
учреждениях Минздрава России было предусмотрено
в 2000 году -17,8 млн. рублей (6 объектов), в
2001 году - 11 млн. рублей (7 объектов) и на
2002 год выделено 36,5 млн. рублей (10 объектов).
В то же время фактические затраты
на строительство и реконструкцию санаторно-курортных
учреждений Фонда социального страхования
в 2000 году составили 464,9 млн. рублей, или
100,9 % к плану, в 2001 году - 550,0 млн. рублей,
или 100 процентов.
В первом полугодии 2002 года
на строительство и реконструкцию санаторно-курортных
учреждений Фонда израсходовано 155,6 млн.
рублей, или 47,6 % от выделенных на полугодие
средств.
Ранее государство осуществляло
единую политику развития санаторно-курортного
комплекса, который был рассчитан на массового
потребителя, при этом массовость достигалась
хорошо отработанной системой финансирования.
Финансирование развития санаторно-курортного
комплекса осуществлялось как за счет
госбюджета, так и за счет фондов предприятий
и других нецентрализованных источников.
Структура управления санаторно-курортным
комплексом сложилась с учетом наличия
общегосударственного рынка санаторно-оздоровительных
услуг, функционировала отраслевая система
реализации санаторно-курортных путевок,
планово-распределительный метод реализации
санаторно-оздоровительных услуг обеспечивал
оптимальную загрузку здравниц.
Установлено, что в последнее
десятилетие реформирование российской
экономики привело к изменению организационно-правовых
форм собственности санаторно-оздоровительных
организаций. Прекратила существование
общегосударственная система реализации
санаторно-оздоровительных услуг. Разрушилась
существующая ранее централизованная
система управления санаторно-курортным
комплексом.
Принятые решения по переводу
народного хозяйства на рыночные отношения,
по вопросам собственности, правовым аспектам
хозяйственной деятельности требовали
пересмотра государственных подходов
к перспективам развития санаторно-курортного
комплекса, разработки новых подходов
к организации и регулированию рынка санаторно-оздоровительных
услуг, в том числе, совершенствование
структуры управления санаторно-курортным
комплексом.
И если для государственного
регулирования и контроля в большинстве
отраслей экономики можно обойтись универсальными
методами, то регулирование и надзор за
соблюдением законодательства в санаторно-курортном
комплексе, в силу большой специфики связанной
со здоровьем человека, его санаторно-оздоровительному
лечению, требуется формирование специальных
подходов.
Однако, как показывает анализ
материалов проверок, система санаторно-курортной
помощи населению разрушается, а государство,
особенно в последнее время остается безучастным
к ее судьбе, теряя тем самым важный рычаг
в решение проблем улучшения оздоровления
населения.
За прошедшие годы законодательство,
решающее основные проблемы санаторно-курортной
деятельности, полностью не сформировано.
Были приняты, непосредственно относящиеся
к санаторно-курортной системе, федеральные
законы :
- “О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах”
- “Об особо охраняемых
природных территориях”
- ряд региональных законов
в развитие этих федеральных
законов.
- несколько Указов Президента
Российской Федерации и Постановлений
Правительства Российской Федерации,
которые также нацелены на
решение частных вопросов санаторно-курортного
обеспечения и развития отдельных
курортных регионов. Также была
разработана Федеральная целевая
программа “Развитие курортов
Федерального значения” на период
2005-2014 гг.
До настоящего времени не сформирована
отраслевая система стандартизации, сертификации
и лицензирования, не была налажена унифицированная
система подготовки кадров и их аттестация.
До настоящего времени не сформировано
структурное подразделение, штатная численность
которого могла бы решать возложенные
Правительством Российской Федерации
на Минздрав России в апреле 2005 года задачи
по осуществлению государственной политики
и координации в сфере санаторно-курортного
дела в Российской Федерации.
А ведь в соответствии со статьей
7 Федерального закона “О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях
и курортах” специально уполномоченный
Правительством Российской Федерации
федеральный орган исполнительной власти
в сфере курортного дела должен осуществлять:
- ведение государственного
реестра санаторно-курортного фонда
Российской Федерации;
- разработку и координацию
федеральных программ развития
санаторных-курортов;
- организацию научных
исследований в целях расширения
курортного фонда Российской
Федерации и повышения эффективности
его использования;
- подготовку кадров в
сфере санаторно-курортного лечения;
- контроль за исполнением
законодательства Российской Федерации
об охране и использовании
природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных
местностей и курортов.
С целью реализации программ
развития санаторно-курортного комплекса
перед правительством Российской Федерации
были поставлены следующие цели:
1. Создать и усовершенствовать
законодательную и нормативно-правовую
базу, обеспечивающую заинтересованность
всех институтов государства, негосударственных
структур, общества в целом и
каждого отдельного человека
в сохранении собственного здоровья
и профессиональной работоспособности;
2. Подготовка и утверждение
в установленном порядке типового
положения о статусе, структуре,
организации деятельности санаторно-курортных
комплексов федерального, регионального
и местного значения и координации
функционирования здравниц, вне
зависимости от их ведомственной
подчиненности и форм собственности;
3. Разработка отраслевых
стандартов и системы управления
качеством на санаторно-курортные
услуги;
4. Разработка и утверждение
в установленном порядке положения
о лицензировании медицинской
и других определенных законодательством,
видов санаторно-курортной деятельности,
аккредитации санаторно-курортных
учреждений и сертификации санаторно-курортных
услуг, а также аттестации специалистов
курортного дела. Разработать и
утвердить системы государственной
статистики в санаторно-курортной
сфере;
5. Разработка, принятие и
четкое исполнение целевых программ
развития санаторно-курортного комплекса;
6. Возобновить координацию
со стороны государства и принять
решение о государственных гарантиях
капиталовложений в развитие
санаторно-курортного дела в России, а
также по эффективному использованию
федеральной собственности;
7. Усилить государственный
контроль по восстановлению и
развитию инфраструктур санаторно-курортных
комплексов, резервированию территорий
лечебно-оздоровительных местностей,
перспективных для курортного
дела в России.
Ранее государство осуществляло
единую политику развития санаторно-курортного
комплекса, который был рассчитан на массового
потребителя, при этом массовость достигалась
хорошо отработанной системой финансирования.
Финансирование развития санаторно-курортного
комплекса осуществлялось как за счет
госбюджета, так и за счет фондов предприятий
и других нецентрализованных источников.
В зависимости от целей деятельности
в функции курортов могут входить:
• санаторно-курортное лечение;
• медицинская реабилитация
больных;
• восстановительное лечение
лиц с преморбидными и донозо-логическими
формами и состояниями;
• оздоровительный отдых и
профилактика заболеваний;
• культурно-познавательная
и развлекательная.
Курорты расположены в лечебно-оздоровительных
местностях - на территориях, обладающих
природными лечебными ресурсами, пригодными
для организации лечения и профилактики
заболеваний. Для наиболее эффективного
использования таких местностей в лечебных
и оздоровительных целях необходимо наличие
курортной инфраструктуры.
Под курортной инфраструктурой
следует понимать систему материальных
объектов и видов деятельности по оказанию
курортных услуг населению, способствующих
укреплению здоровья. Курортная инфраструктура
включает в себя лечебно-профилактические,
культурно-бытовые и развлекательные
учреждения, спортивные площадки, специально
обученный медицинский и обслуживающий
персонал и т.п. Курортная инфраструктура
является подсистемой социальной инфраструктуры
и имеет свою подсистему вспомогательных
хозяйств (коммуникации, дороги, транспорт
и др.).
Курортное хозяйство, функцией
которого является обслуживание людей
с целью лечения и отдыха, представляет
собой комплекс лечебно-профилактических
учреждений: санаториев, лечебных пансионатов,
курортных поликлиник, пляжей, галерей
минеральных вод, водолечебниц, радонолечебниц,
грязелечебниц, соляриев, аэрариев, бассейнов
и аквапарков, тематических и природных
парков и др.
Эффективное развитие курортного
дела в Российской Федерации положительно
скажется на состоянии здоровья населения,
уменьшении уровня заболеваемости и инвалидности,
сокращении расходов на лечение больных
в поликлиниках и стационарах.
Кроме того, реализация Концепции
будет способствовать улучшению состояния
инфраструктуры курортов и лечебно-оздоровительных
местностей, обеспечению экономической
стабильности и прибыльности всего санаторно-курортного
комплекса, позволит сохранить и рационально
использовать ценнейшие природные лечебные
ресурсы России, повысить уровень оказания
санаторно-курортных услуг и конкурентоспособность
отечественного курортного комплекса
на международном рынке.
Санаторно-курортное дело в
России традиционно является составной
частью государственной политики и важным
разделом национальной системы здравоохранения,
позволяющим целенаправленно и эффективно
осуществлять профилактику заболеваний
и восстановительное лечение больных,
проводить их реабилитацию. Организация
санаторно-курортной помощи основана
на принципах профилактической и реабилитационной
направленности, этапности и преемственности
между амбулаторно-поликлиническими,
стационарными и санаторно-курортными
учреждениями, специализации оказываемой
помощи.
Сеть санаторно-курортных учреждений
России в настоящее время составляет более
2,4 тыс. здравниц общей мощностью 409,5 тыс.
коек, в которых ежегодно получают лечение
и оздоровление более 5 млн. человек. Вместе
с тем, за последние десять лет число санаториев,
пансионатов с лечением и санаториев-профилакториев
сократилось на 30%, а число коек в них -
на 20%.
Основными факторами, сдерживающими
дальнейшее развитие курортного дела
в Российской Федерации, являются:
- недостаточное законодательное
и нормативное правовое обеспечение
санаторно-курортной деятельности;
- сложившаяся диспропорция
между потребностью в санаторно-курортном
лечении и отсутствием возможности
приобретения путевок из-за низкой
платежеспособности населения;
- крайне низкая обеспеченность
санаторно-курортным лечением социально
незащищенных категорий населения
(дети, больные туберкулезом, пенсионеры,
инвалиды, граждане, пострадавшие от аварии
на Чернобыльской АЭС и др.);