Лидерский потенциал современного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение лидерского потенциала как фактора успешности профессиональной управленческой деятельности.
Задачи:
изучить литературу по теме;
рассмотреть различные подходы к понятию «лидерство»;
раскрыть ситуационные модели лидерства;
выявить качества лидера и определить их влияние на деятельность руководителя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………..…………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ЛИДЕРСТВО И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ...5
Понятие лидерства……………………………………………...………….....5
Ситуационные модели лидерства……………………………………………7
1.2.1. Теория Френка Фидлера…………………………………………………...7
1.2.2. Теория Херси и Бланшарда………………………………………………..8
1.2.3. Теория Хауза и Митчелла……………………………..……………........9
1.2.4. Теория Стинсона- Джонсона………………………………………….....11
ГЛАВА 2 МЕНЕДЖЕР, КАК ЛИДЕР В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ……13
2.1. Ключевые качества современного лидера………………………………...13
2.2. Обязательное условие лидерства…………………………………………..14
2.3. Лидерские ступени………………………………………………………….16
2.4. Роль лидера в управлении персоналом……………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

курсач2.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

 «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ»





 

 

 

 

                   

                   Курсовая работа

 

 

 

 

 

по дисциплине

Менеджмент


 

 

Тема:

Лидерский потенциал  современного руководителя

   
   
 

тема работы


 

Выполнила студентка

     II

 

курса,  группы

М1-291

   
 

Казанцева Надежда Александровна

 

фамилия имя  отчество

Руководитель  работы

Долгополова Светлана Михайловна

 

ученая степень, звание, фамилия и инициалы


 

Рецензия

 
   
   
   
   
 

           актуальность, цели, достоинства и недостатки курсовой работы

   
   

                         Проверил

 
   
 

 

«____» ____________ 20 ___ г.


                                                

                                              Пермь 2011

 

                                                СОДЕРЖАНИЕ

 
 

ВВЕДЕНИЕ…………..…………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 ЛИДЕРСТВО И  ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ...5

    1. Понятие лидерства……………………………………………...………….....5
  • Ситуационные модели лидерства……………………………………………7
  • 1.2.1. Теория Френка Фидлера…………………………………………………...7

    1.2.2. Теория Херси и  Бланшарда………………………………………………..8

    1.2.3. Теория Хауза и  Митчелла……………………………..……………........9

    1.2.4. Теория Стинсона- Джонсона………………………………………….....11

    ГЛАВА 2 МЕНЕДЖЕР, КАК ЛИДЕР В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ……13

    2.1. Ключевые качества современного лидера………………………………...13

    2.2. Обязательное условие лидерства…………………………………………..14

    2.3. Лидерские ступени………………………………………………………….16

    2.4. Роль лидера в управлении персоналом……………………………………17

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...22

     

     

     

     

                                                  

     

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

     

                                                      

    В связи с глобальными изменениями социального уклада общества в конце XX начале XXI века резко возрос спрос на лидеров – личностей, способных объединять других людей для достижения поставленных задач в рамках организаций, неформальных объединений и политических движений. Можно констатировать, что в настоящий момент существует несомненная потребность конкретных организаций и общества в целом в специалистах, обладающих способностями к реализации лидерского поведения.

    В зависимости от целей организации, сферы ее деятельности, от складывающейся ситуации внутри и вне организации деятельность на сходных управленческих позициях будет существенно различаться в ряде ключевых моментов: различными будут требования к знаниям, навыкам и к личностным качествам руководителя, требования к способам осуществления управленческой деятельности и решаемым задачам.

    Вместе с тем сохраняется универсальное значение таких индивидуальных качеств лидера как самостоятельность, инициативность, адаптивность и мотивация достижения. Представляется актуальным введение понятия «лидерский потенциал» как комплексного социально-психологического феномена, объединяющего индивидуальные и ситуационные факторы, которые в совокупности и обеспечивают успешное осуществление лидерства. Несмотря на то, что данное словосочетание многократно употребляется в различной литературе по менеджменту и по социальной психологии, однако, до сих пор оно не имеет четкого описания в исследованиях лидерства и носит преимущественно метафорический характер.

    Тема лидерства является ключевой для многих сфер жизни человека: бизнеса, политики, спорта. По разным определениям лидерство – это способ влияния и управления. Для многих лидер – это предводитель, вперёд смотрящий, руководящий людьми и двигающийся к цели. Одна из важнейших истин такова: лидерство есть лидерство независимо от того, куда вы движетесь или чем занимаетесь. Времена меняются, но истинное лидерство постоянно - посмотрите ли вы на граждан Древней Греции, на армии последних двух столетий или деловых людей сегодняшней глобальной экономики. Лидерство – неопровержимо. Потому что лидерство – это пламя, освещающее путь в будущее; огонь, разжигающий дерзкие мысли и дающий энергию для движения и творчества. Именно лидерство наполняет жизнь мажорным звучанием победных симфоний, так как лидерство – это судьба.

    Научиться управлять этим огнем, сделать его еще мощнее и умнее – достойная цель для каждого руководителя, стремящегося к гармонии и успеху.

    Цель работы: изучение лидерского потенциала как фактора успешности профессиональной управленческой деятельности.

    Задачи:

      • изучить литературу по теме;
      • рассмотреть различные подходы к понятию «лидерство»;
      • раскрыть ситуационные модели лидерства;
      • выявить качества лидера и определить их влияние на деятельность руководителя.

    Объект работы – лидерство как феномен; предмет – структура лидерства, качества лидера.

     

    ГЛАВА 1. ЛИДЕРСТВО  И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

     

            1. Понятие лидерства

    Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка  на  русский как:

    1) Ведущий, руководитель;

    2) Корабль,  возглавляющий  группу,  караван судов;

    3) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми  в  соревновании;

    4) Едущий впереди велосипедиста  мотоциклист (гонка за лидером). В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией. Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на  побуждение людей к достижению общих целей.

    Жиль Пажу под лидерством понимает создание мира, к которому хотят принадлежать люди.1

    Лидерами не рождаются и не делаются кем-либо - они делают себя сами, утверждает Стивен Кови.

    Лидерство - это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать  личность, выходя за обычные, ограничивающие её рамки. Питер Друкер.2

    Н.Савидова под лидерством понимает  дорогу, идя по которой, вы найдете лучшее, что может предложить жизнь.

    И.Воротницкая считает, что одной из задач лидера является возможность придавать смысл жизни людям, идущим за тобой.

    Лидеры должны быть достаточно жёсткими, чтобы бороться, достаточно мягкими, чтобы плакать, достаточно человечными, чтобы совершать ошибки, достаточно скромными, чтобы признавать их, достаточно сильными, чтобы поглощать боль, и достаточно устойчивыми, чтобы оправиться и продолжить движение. Джейси Джексон.

    Брайон О’Нейл рассматривает понятие лидерства, как оказание влияния на людей таким образом, чтобы они достигали результатов, демонстрируя при этом стандарты и качество работы выше своего обычного уровня.  И причем  делали это с желанием.

    Лучший лидер тот, о существовании которого люди почти не знают. Когда работа сделана, они говорят: мы сделали это сами. Лао-Цзы.3

    Дуайт Эйзенхауэр говорит, что лидерство — это искусство заставлять других делать то, что ты хочешь, так, чтобы они думали, будто сами хотят делать это.

    Лидерство - это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Дж. Терри .4

    Эйдер Джон считает, что лидерство - это умение увидеть направление, создать команду и вдохновить людей личным примером и словом.

    Лидерство - это умение эффективно общаться и организовывать людей. Эйдер Джон.

    Таким образом, лидер – это человек который должен уметь эффективно общаться и организовывать людей.

     

     

     

     

     

     

    1.2.Ситуационные модели лидерства

     

    1.2.1. Теория Френка Фидлера

    Концепция Френка Фидлера включила в себя два направления, в них уделяется больше внимания внутреннему миру лидера и его способностям за счет своих личностных качеств оказывать влияние на других людей.

    Власть лидера обеспечивается хорошим знанием людей, т. е. настоящий лидер - это хороший психолог. Он прекрасно чувствует моральный настрой собеседника, будь то единомышленник или оппонент, и умело ведет беседу в официальных и неофициальных условиях. Всякий лидер - это руководитель, но не всякий руководитель - лидер. В данном случае не имеет значения, формальный это или неформальный уровень, так как у лидера всегда есть подчиненные (последователи)которые выполняют его поручения.

    Для того чтобы стать лидером, помимо таланта необходимо уделять много времени своему развитию - как профессиональному, так и личностному.

    Лидерство - это талант, без развития он угасает, как и все другие способности. Настоящим лидером человек становится к 30-35 годам, когда он набирается жизненного опыта. Специалисты по менеджменту выделяют две группы лидеров: «Игроки», и «Открытые».

    Привлекательность первых основывается только на производимом ими внешнем впечатлении, за которым ничего не стоит. У них нет своих взглядов и убеждений, и они легко их изменяют в соответствии со сложившейся обстановкой.

    "Игроки" используют свою способность разбираться и управлять окружающими людьми исключительно в собственных целях. За их внешним благородством кроется холодный расчет в личных интересах. Это актеры, которые постоянно меняют свои маски и роли. "Игроки" - это карьеристы, которые ни перед чем не остановятся, чтобы добиться более высокого положения.

    "Открытые" лидеры обладают непререкаемым авторитетом у окружающих, который основывается на опыте, порядочности и справедливости. Такие лидеры встречаются реже, чем "игроки", так как в большинстве случаев людьми движут амбиции и тщеславие.

     

     

    1.2.2. Теория Херси и Бланшарда

    Данная модель, равно  как и другие концепции ситуационного  лидерства, не предполагает поиска одного единственно верного пути для достижения эффективного лидерства. Вместо этого она делает упор на ситуационность лидерской эффективности. Одним из ключевых факторов ситуационности модель называет зрелость последователей, которая определяется степенью наличия у людей способностей и желания выполнять поставленную лидером задачу.

    Зрелость включает две  составляющие: первая, профессиональная - это знания, умения и навыки, опыт, способности в целом. Высокий  уровень этой составляющей означает, что последователь не нуждается в директивах и указаниях. Вторая составляющая - психологическая зрелость - соответствует желанию выполнять работу или мотивированности работника. Высокий уровень этой составляющей у последователей не требует от лидера больших усилий по воодушевлению первых к работе, так как они уже внутренне замотивированы. Авторами модели были выделены четыре стадии зрелости последователей:

    M1. Люди не способны  и не желают работать. Они либо некомпетентны, либо не уверены в себе.

    М2. Люди не способны, но желают работать. У них есть мотивация, но нет навыков и умений.

    МЗ. Люди способны, но не желают работать. Их не привлекает то, что предлагает руководитель.

    М4. Люди способны и желают делать то, что предлагает им лидер.

    В зависимости от степени  зрелости последователей лидер должен корректировать свои действия, относящиеся к установлению отношений с подчиненными и по структурированию самой работы. Таким образом, модель строится на определении лидером соответствующих сложившейся ситуации уровней для поведения в области отношений (поддержка последователей) и для поведения, относящегося к работе (директивность).

    Поведение в области  отношений связано с необходимостью для лидера больше прислушиваться к  подчиненным, оказывать им поддержку, воодушевлять их и привлекать к участию в управлении. Поведение, относящееся к работе, требует от лидера, проведения разъяснительной работы с последователями по поводу того, что и как они должны делать для того, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу. Лидеры, ориентированные на такое поведение, структурируют, контролируют и внимательно следят за тем, как подчиненные работают. Сочетание этих двух типов лидерского поведения позволило в рамах данной модели выделить четыре основных лидерских стиля, каждый из которых наиболее соответствует определенной степени зрелости последователей: указывающий, убеждающий, участвующий, делегирующий.

    Информация о работе Лидерский потенциал современного руководителя