Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:59, курсовая работа
Цель работы: изучение лидерского потенциала как фактора успешности профессиональной управленческой деятельности.
Задачи:
изучить литературу по теме;
рассмотреть различные подходы к понятию «лидерство»;
раскрыть ситуационные модели лидерства;
выявить качества лидера и определить их влияние на деятельность руководителя.
ВВЕДЕНИЕ…………..…………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ЛИДЕРСТВО И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ...5
Понятие лидерства……………………………………………...………….....5
Ситуационные модели лидерства……………………………………………7
1.2.1. Теория Френка Фидлера…………………………………………………...7
1.2.2. Теория Херси и Бланшарда………………………………………………..8
1.2.3. Теория Хауза и Митчелла……………………………..……………........9
1.2.4. Теория Стинсона- Джонсона………………………………………….....11
ГЛАВА 2 МЕНЕДЖЕР, КАК ЛИДЕР В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ……13
2.1. Ключевые качества современного лидера………………………………...13
2.2. Обязательное условие лидерства…………………………………………..14
2.3. Лидерские ступени………………………………………………………….16
2.4. Роль лидера в управлении персоналом……………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...22
1.2.3. Теория Хауза и Митчелла
Рассматриваемая модель
ситуационного лидерства
Директивное лидерство -
высокий уровень
Поддерживающее лидерство - большое внимание нуждам работников и их благополучию, развитие дружественного рабочего климата и обращение с подчиненными как с равными.
Лидерство, ориентированное на достижение - установление напряженных, но притягательных целей, огромное внимание качеству во всем, уверенность в возможностях и способностях подчиненных достичь высокого уровня выполнения работы.
Участвующее лидерство - совет с подчиненными и внимание к их предложениям и замечаниям в ходе принятия решений, привлечение подчиненных к участию в управлении.
В отличие от концепции Фидлера, данная модель предполагает, что лидеры могут менять свое поведение и проявлять один или все из указанных стилей. Согласно модели, эффективная комбинация лидерских стилей зависит от ситуации. Для анализа ситуации в модели предлагаются два типа ситуационных факторов: характеристики последователей и факторы организационной среды.
Для описания характеристик последователей и выбора того или иного лидерского стиля используются следующие параметры.
Вера в предопределенность
происходящего от действий индивида.
Выделяются два типа поведения подчиненных:
* люди внутренне уверены, что полученное вознаграждение определялось их усилиями;
* люди считают, что
размер полученного
Первые предпочитают
участвующий стиль лидерства, а
вторые более удовлетворены
Склонность к подчинению. Данный параметр связан с наличием у индивида желания быть руководимым, внутренне соглашаться с влиянием других. Те, кому присуще это, предпочитают в большей степени директивный стиль. Другие стремятся активнее участвовать в управлении.
Способности и имеющийся
у последователей опыт
Практическое применение модели менеджерами ориентирует их на использование различных стилей в зависимости от ситуации. При этом следует помнить, что не результаты работы подчиненного должны влиять на выбор руководителем того или иного стиля, а наоборот - выбранный стиль должен способствовать повышению уровня выполнения работы.
1.2.4. Теория Стинсона-Джонсона
Данная модель исходит из того, что зависимость между поведением (стилем) лидера и структурой работы задания является более сложной, чем это представлено в модели «путь-цель». Модель констатирует, что хотя интерес к отношениям со стороны лидера более важен в случае, когда последователи выполняют высокоструктурированную работу, уровень интереса к работе при этом должен определяться лидером как в зависимости от характеристик последователей, так и характера самой работы, выполняемой ими.
Согласно модели, высокий интерес к работе со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях:
* работа высоко структурирована,
* работа неструктурированна,
и последователи не испытывают
потребности в достижении и
независимости. К тому же их
знания и опыт ниже
Низкий интерес к работе эффективен для лидера в следующих двух ситуациях:
* работа высоко структурирована, и последователи испытывают потребности в достижении и независимости при наличии у них достаточных знаний и опыта для выполнения данной работы;
* работа не структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости при наличии у них больших знаний и опыта для выполнения данной работы.
Хотя ни одна из ситуационных
теорий не получила полного подтверждения
в исследованиях, убеждение, что
руководители должны выбирать стиль
руководства сообразно
внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства.
ГЛАВА 2. МЕНЕДЖЕР, КАК ЛИДЕР В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ.
1) Видение: настоящий лидер должен уметь смотреть вперёд. Он должен уметь предвидеть будущее и, исходя из своего видения, направлять свою команду вперёд к цели.
2) Мотивация: лидер должен уметь стимулировать себя и свою команду. В любой, даже самой безвыходной ситуации лидер верит в то, что выход существует. Лидер должен уметь вдохновлять и побуждать других к действию.
3) Распознавание слабых сигналов (чувствительность): современный мир — мир перемен. Лидер должен быть внимателен к изменениям, происходящим во внешнем мире, в его команде. Умение получать обратную связь и быстро реагировать, упреждать — значит быть на полшага впереди всех.
4) Гибкость в поведении: лидер должен уметь реагировать не только быстро, но и обладать разными стратегиями поведения. К каждому человеку должен быть свой подход, важно его не только найти, но и провзаимодейтвовать с ним, учитывая свои и его интересы, действовать из позиции выигрыш-выигрыш, где обе стороны получают взаимную выгоду.
И, конечно, одной из важнейших характеристик лидера может служить реализация всех этих навыков и умений в поведении. Любое слово должно воплощаться в действиях и поступках. Если лидер много говорит и мало делает, доверие к нему резко падает.
2.2. Обязательное условие лидерства
Обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства до малых групп. Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа "лидер - последователь", чем "начальник - подчиненный". Эффективней всего, когда руководитель является лидером.
Лидер формирует видение, ставит цели, задачи. Лидер должен не только осознавать это видение для себя, но и уметь мотивировать людей на достижение целей, уметь объяснять, почему это важно, зачем это нужно и что это даст в будущем.
Лидер всегда находится в поле системы: окружении и информации. Умение управлять этим полем - один из важнейших навыков лидера. Жить в невыдуманной реальности и грезить только мечтами, а ещё и объективно соизмерять свои идеи, планы, мысли с окружающей реальностью. Уметь выделять из непрерывного потока информации нужные сведения, распознавать полезные сигналы и трансформировать их в цели. Не ловить свой шанс, а методично формировать для его появления все условия.
Само ядро лидерства, в первую очередь, определяется лидером как человеком. Но чтобы притягивать к себе людей, лидер должен обладать харизмой. Как было сказано выше, харизматичный лидер сам по себе является привлекательным для других. Такому лидеру хотят подражать и следовать за ним. Его сложно не заметить в толпе. Поэтому харизматичность является неотъемлемой составляющей настоящего лидера.
Помимо харизматичности, лидер должен транслировать правильные убеждения и вдохновляющие идеи. Это даёт окружающим пищу для размышления, наполняет лидера, как сосуд изнутри, создаёт внутренний стержень, опору. Люди понимают, что за словами и внешней оболочкой стоит конкретное дело, конкретная мысль, внутренняя убежденность. Говоря языком психологии, в этом состоит внутренняя выравненность человека.
На характеристиках и качествах настоящего лидера строятся целые феноменологические теории. Выделяют огромное число черт, которые необходимы лидеру. В разных исследованиях их насчитываются десятки, а то и сотни.
Лидером не рождаются, лидером становятся. Согласно современным исследованиям, лидерский потенциал есть у каждого — вопрос в том, каким образом его можно развивать и до каких пределов. Вообще говоря, существуют лидеры совершенно разных форматов. А рост лидера может проходить в несколько этапов, в зависимости от компетенций и масштабов лидерства. Вот эти ступени лидерского роста:
Информация о работе Лидерский потенциал современного руководителя