Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:59, курсовая работа
Цель работы: изучение лидерского потенциала как фактора успешности профессиональной управленческой деятельности.
Задачи:
изучить литературу по теме;
рассмотреть различные подходы к понятию «лидерство»;
раскрыть ситуационные модели лидерства;
выявить качества лидера и определить их влияние на деятельность руководителя.
ВВЕДЕНИЕ…………..…………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ЛИДЕРСТВО И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ...5
Понятие лидерства……………………………………………...………….....5
Ситуационные модели лидерства……………………………………………7
1.2.1. Теория Френка Фидлера…………………………………………………...7
1.2.2. Теория Херси и Бланшарда………………………………………………..8
1.2.3. Теория Хауза и Митчелла……………………………..……………........9
1.2.4. Теория Стинсона- Джонсона………………………………………….....11
ГЛАВА 2 МЕНЕДЖЕР, КАК ЛИДЕР В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ……13
2.1. Ключевые качества современного лидера………………………………...13
2.2. Обязательное условие лидерства…………………………………………..14
2.3. Лидерские ступени………………………………………………………….16
2.4. Роль лидера в управлении персоналом……………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...22
2.4. Роль лидера в управлении персоналом
Чем отличается команда от обычной группы людей? Прежде всего тем, что у команды есть лидер, направляющий ее деятельность. Именно грамотное управление группой людей способно обеспечить все выгоды командной работы. Но для успешного управления лидер должен понимать, в чем особенности работы в команде и каким необходимым набором качеств он должен обладать.
Подход к командному лидерству удачно выражает Питер Друкер (Peter Drucker): «Мне кажется, что наиболее эффективные лидеры никогда не говорят «я». И не потому, что специально избегают так говорить. Они просто не думают в этой категории. Они думают в категории «мы», в категории «команда». Они понимают, что их работа – это сделать команду эффективно функционирующим организмом. Они не уклоняются от ответственности, но командная работа рождает доверие, которое помогает добиться цели». Целесообразно выделить несколько элементов поведения лидеров команд, которые являются критичными для достижения успеха.
Цели, задачи и подходы к их решению должны быть своевременными и значимыми. Даже если перед командой поставлено несколько целей, одна из них должна иметь приоритет. Например: произвести на 10% больше продукции, чем в прошлом году, без найма дополнительных сотрудников.
Несмотря на то, что лидер как член команды вносит свой вклад в ее работу, он в то же время должен постоянно смотреть на нее как бы со стороны. Причем сами сотрудники должны чувствовать на себе это внимание, понимать, что лидер постоянно оценивает общую работу и при необходимости корректирует ее направление. Это очень хорошо развивает персонал.
Активность всегда передается всем членам команды. Любая, даже незначительная проблема должна выноситься вами на суд всей команды. От степени важности проблемы зависит время ее решения. Если вопрос второстепенный, то необходимо быстро получить обратную связь от всех участников и тут же принять совместное решение. Полезно, если решение проблемы каким-либо образом затрагивает главную цель команды.
Лидер должен строить
в команде доверие и
Лидер должен взаимодействовать с внешними агентами. Каждая команда имеет внешнее окружение, обычно состоящее из сотрудников этой же организации, не попавших в команду. Все они ждут как от лидера, так и от других членов команды обратной связи. Кроме того, лидер должен иметь смелость защищать интересы команды, если она сталкивается с какими-либо препятствиями на пути.
Лидер должен создавать возможности для других членов команды. Команда в целом и каждый в отдельности должны иметь определенный набор возможностей и кредит доверия для реализации своих способностей и амбиций. Лидеру не надо брать на себя большую часть работы и предоставляемых возможностей. Разделение полномочий позволит ему выполнить одну из главных задач – развитие команды.
Налаживание взаимодействия между людьми в команде и есть основная задача лидера команды. Мы выделили несколько качеств лидера, которые являются основными для успешного руководства командой:
Как мы уже определили, один из критериев, определяющих лидера, — это наличие последователей или сплоченной команды, способной поддержать лидера в его устремлениях и начинаниях. Скажи, кто твоя команда, кто те люди, которые следуют за тобой, и я скажу, кто ты. Лидер не может существовать без поддержки и команды. Умение найти настоящую команду и людей, на которых можно опереться, характеризует настоящего лидера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящий момент существует несомненная потребность конкретных организаций и общества в целом в специалистах, обладающих способностями к реализации лидерского поведения. Как определил Эйдер Джон, лидер – это человек который должен уметь эффективно общаться и организовывать людей.
Современная управленческая наука активно занимается проблемами исследования лидерства и его влияния на деятельность организации. Разработкой ситуационных моделей лидерства занимались Френк Фидлер, Херси и Бланшард, Хауз и Митчелл, Стинсон-Джонсон.
Лидер должен обладать определенным набором качеств и умений, которые позволяют ему расширять своё поле влияния. Хотелось бы выделить несколько качеств, которыми должен, несомненно, обладать лидер: целеустремлённость, активность, организованность, коммуникабельность, смелость, умение говорить, убеждать, умение слышать и слушать.
Лидер формирует видение, ставит цели, задачи. Лидер должен не только осознавать это видение для себя, но и уметь мотивировать людей на достижение целей, уметь объяснять, почему это важно, зачем это нужно и что это даст в будущем.
Лидером не рождаются, лидером становятся. Согласно современным исследованиям, лидерский потенциал есть у каждого — вопрос в том, каким образом его можно развивать и до каких пределов.
Так же лидер не может существовать без поддержки и команды. Умение найти настоящую команду и людей, на которых можно опереться, характеризует настоящего лидера. «Скажи, кто твоя команда, кто те люди, которые следуют за тобой, и я скажу, кто ты».
В заключении хочется отметить, что поставленная в курсовой работе цель достигнута, а задачи полностью реализованы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Статья «Лидерство» опубликована в журнале Вестник НЛП №12
2. Модели и методы управления персоналом – под ред. Е.Б. Моргунова. Глава 3.
3 Статья «о лидерстве» опубликована в журнале "Кадровое дело", №11,12 2008 год
4 Модели и методы управления персоналом, Моргунов Е.Б. 2001 год, глава 3.
Информация о работе Лидерский потенциал современного руководителя